Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участие в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "СтройИнвестМО", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8722 от 28.07.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по заделке деформаций и повреждений покрытий на автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Остров - Лазурное" км 0+000 - км 6+500 (выборочно) в Выборгском районе Ленинградской области.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 06.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 984 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в документации об открытом конкурсе в электронной форме установлено ненадлежащее требование к банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
При этом, Заявителем на заседании Комиссии не представлено в материалы дела доказательств, наличия в конкурсной документации противоречий, не позволяющих подготовить заявку и принять участие в открытом конкурсе в электронной форме.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Во втором доводе жалобы Заявитель обжалует действия заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении требований Закона о контрактной системе при установлении требований к банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения заявки.
Согласно пункту 7 статьи 42, части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, конкурсной документации должна в том числе содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Согласно части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44 Закона о контрактной системе, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона о контрактной системе.
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии содержатся в п. 2.4 раздела 2 общей части конкурсной документации. Согласно абзацу 3 указанного пункта установлено, что обеспечение заявки на участие в закупке возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона о контрактной системе.
В конкурсной документации также установлены срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения заявки, требование о включении условия о праве на бесспорное списание, порядке информационного взаимодействия электронной площадки с реестром банковских гарантий.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
В третьем доводе жалобы заявитель указывает на отсутствие указания в конкурсной документации бенефициара по банковской гарантии для обеспечения заявки.
В извещении о размещении закупки установлены платежные реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта, а именно:
"Номер расчётного счёта" 03222643410000004500
"Номер лицевого счёта" 06154029003
"БИК" 014106101
"Наименование кредитной организации" ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЕ БАНКА РОССИИ//УФК по Ленинградской области г. Санкт-Петербург
"Номер корреспондентского счета" 40102810745370000006
Указанные реквизиты соответствуют Государственному казенному учреждению Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области", соответственно являющемуся бенефициаром по банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки.
В четвертом доводе жалобы Заявитель указывает, что по его мнению Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе при установлении порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме (далее - Порядок) по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Комиссией установлено, что в рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Заказчиком установлен показатель "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки".
В соответствии с Порядком, в рамках показателя "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки" (далее - Качество) оценивается наличие или отсутствие предложения в отношении установленных в документации оцениваемых характеристик по всем видам работ, установленным в документации, в рамках каждой стадии выполнения работ. Соответственно, с учетом того, что предметом оценки является наличие или отсутствие предложения, степень детализации такого предложения не влияет на результаты оценки.
Заказчиком однозначно определены оцениваемые характеристики:
- организационно-технические мероприятия;
- квалификация привлекаемых трудовых ресурсов;
- контроль качества выполнения работ;
- правила обеспечения безопасности при выполнении работ;
- организация работы по обеспечению охраны труда;
- используемое оборудование, инвентарь, средства.
При этом, в п. 5.6 Описания объекта закупки установлены три стадии выполнения работ, в соответствии с которыми участниками готовится предложение в отношении оцениваемого критерия.
В соответствии с положениями документации установлена точная шкала оценки, предполагающая безусловное начисление определенного количества баллов пропорционально представленному предложению по критерию:
0 баллов - за отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одной стадии выполнения работ;
10 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом такое описание всех стадий выполнения работ представлено частично (определение понятию "частично" приведено в предпоследнем абзаце страницы 5 Приложения N 1 к информационной карте - описание стадии выполняемых работ не содержит описания всех видов работ и/или описание хотя бы одного вида работ представлено не в полном объеме), (определение "не в полном объеме" содержится в сноске 8 Приложения N 1 к информационной карте - предложение не содержит описания выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик);
30 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы одной стадии выполнения работ представлено в полном объеме (определение "в полном объеме" содержится в сноске 7 Приложения N 1 к информационной карте - предложение содержит описание выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик);
60 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы двух стадий выполнения работ представлено в полном объеме;
100 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание всех стадий выполнения работ представлено в полном объеме.
Соответственно, определенное количество баллов начисляется за фактический конкретный объем предложения, содержащийся в заявке участника закупки, без возможности переоценки таких сведений или субъективного подхода к оценке представленных сведений вне зависимости от детализации предложения участника.
Исходя из представленной информации, установленный в документации порядок оценки заявок по критерию "Качество" зависит от сведений, представленных в заявках участников и присваиваемым количеством баллов.
Более того, в соответствии с пунктом 1.3 проекта контракта, работы выполняются в соответствии, в том числе, с Качественными, функциональными и экологическими характеристиками объекта закупки (Приложение N 3 к Контракту), которое включается на основании заявки победителя конкурса, при наличии такого предложения. Соответственно, именно предложенное в составе заявки описание качественных характеристик объекта закупки определяет порядок исполнения обязательств по предлагаемому к заключению контракта.
Так, в соответствии с Порядком, 100 баллов присваивается заявке, содержащей предложение о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание всех стадий выполнения работ представлено в полном объеме. Соответственно, для получения максимального количества баллов участникам следует учесть все виды работ, предусмотренные документацией об открытом конкурсе в электронной форме, при этом отсутствие хотя бы одного вида работ приводит к отсутствию закрепленного порядка исполнения обязательств по контракту в Приложении N 3 к контракту, что однозначно может привести к при определении надлежащего качества работ при выполнении предусмотренных контрактом работ (раздел 6 проекта контракта). Кроме того, в соответствии с п. 7.1.1 проекта контракта, Заказчик обязан принять от Подрядчика надлежащим образом выполненные Работы, предусмотренные Контрактом, при этом именно Приложение N 3 к контракту определяет условия выполнения работ, которые проверяются при приемке выполненных работ.
5. В пятом доводе жалобы заявитель указывает на отсутствия перечисления в проекте контракта положений гражданского законодательства о праве подрядчика на односторонний отказ от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В пункте 10.2 проекта контракта установлено, что контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в случае принятия Заказчиком или Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
В шестом доводе заявителем указывается о том, что указанное в пункте 7.1 Описания объекта закупки требование не соответствует сроку действия контракта, установленного в пункте 10.1 проекта контракта.
В соответствии с разделом 4 Описания объекта закупки, срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 08 октября 2021 года. При учете указанного заявителем в жалобе срока заключения контракта требование о выполнении части работ в летний период не входит в противоречия с каким-либо иным положением документации об открытом В
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Требование - "Асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °C" является отражением пункта 12.3.1 СП 78.13330.2012. Заказчик дополнительно поясняет, что рекомендации, учтенные Заказчиком в пункте 7.1 Описания объекта закупки, должны быть предметом учета сторонами исключительно при продлении установленного срока выполнения работ до весенне-летнего периода. При этом, при выполнении работ по укладке асфальтобетонных смесей весной и летом подрядчик обязан в том числе руководствоваться требованием, установленными пунктом 7.1 Описания объекта закупки.
Комиссия также отмечает, что согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 06.08.2021 NППИ1 Общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвестМО" приняло участие в открытом конкурсе в электронной форме и по результатам рассмотрения и оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме заняло второе место.
Таким образом, Заявитель согласился с условиями конкурсной документации, в том числе, направив согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями конкурсной документации.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СтройИнвестМО" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 августа 2021 г. N 047/06/54.3-1716/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2021