Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Комитета по городскому хозяйству администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области от имени муниципального образования Волосовское городское поселение:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Джули", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8792 от 29.07.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия ул. Полевая, ул. Садовая, ул. Железнодорожная г. Волосово Ленинградской обл., ремонту подъезда к ТБО и парковки по ул. Железнодорожной г. Волосово Ленинградской обл.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, документация об открытом конкурсе в электронной форме размещены Заказчиком 08.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 993 435,40 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению.
порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Представитель Заказчика возражал против доводов жалобы, указывал, что установленный порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме соответствует требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1085).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ N 1085 определяется порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 1085 в целях настоящих правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Комиссией установлено, что Заказчиком в конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в общем количестве исполненных контрактов (договоров)":
"В рамках показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участника закупки" выражается в наличии у участника закупки надлежаще исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров) на выполнение работ по ремонту/строительству автомобильных дорог, в том числе улично-дорожная сеть, дворовые территории, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сведения о которых содержатся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее- ЕИС) в реестре контрактов (договоров) со статусом "исполнение завершено" или "исполнение прекращено" (по соглашению сторон), согласно фактически оплаченным денежным средствам по выполненным работам, в соответствии с информацией указанной в разделе "Сведения об исполнении (расторжении) контракта (договора)" на ЕИС за период с 01.01.2018 по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе и определяется следующим образом:
(Таблица 1)
N п/п |
Наименование показателя |
Количество баллов |
Значимость показателя % |
|
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в общем количестве исполненных контрактов (договоров) (показатель N 1) |
||
1. |
Сведения не предоставлены и/или не соответствуют требованиям настоящего пункта конкурсной документации и/или не соответствует уровням шкалы 2, 3, 4. |
0 баллов |
30 |
2. |
Представлены сведения и документы о наличии у участника закупки не менее 5 контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 5 000 000 рублей и не соответствует уровням шкалы 3, 4 |
25 баллов |
|
3. |
Представлены сведения и документы о наличии у участника закупки не менее 10 контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 5 000 000 рублей и не менее одного из которых с ценой не менее 15 000 000 рублей и не соответствует уровню шкалы 4 |
50 баллов |
|
4. |
Представлены сведения и документы о наличии у участника закупки не менее 14 контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 5 000 000 рублей и три из которых с ценой не менее 15 000 000 рублей. |
100 баллов |
В рамках показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участника закупки" надлежаще исполненным контрактом (договором) является контракт (договор), обязательства по которому, в соответствии с его условиями, полностью исполнены участником закупки, в рамках исполнения по которому отсутствуют штрафы, пени, судебные разбирательства и отсутствуют судебные решения, вынесенные не в пользу участника закупки.
В рамках показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участника закупки" учитываются только те контракты (договоры), которые соответствует всем требованиям, установленным в рамках показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" и заключены не ранее 01.01.2018 г.
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участника закупки" для подтверждения наличия надлежаще исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров) на выполнение работ по ремонту/строительству автомобильных дорог, в том числе улично-дорожная сеть, дворовые территории, и прочие автомобильные и пешеходные дороги за период с 01.01.2018 по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе участнику закупки необходимо предоставить следующие документы (их копии):
Реестр исполненных контрактов (договоров), который в обязательном порядке должен содержать следующую информацию: сведения о номерах, датах заключения и предметах контрактов (договоров), а также следующую информацию о таких контрактах (договорах): сведения о наименованиях заказчиков и их идентификационных номерах налогоплательщиков; сведения о наименовании исполнителя (с учетом правопреемственности); сведения о ценах контрактов (договоров) в российских рублях; реестровый номер контракта (договора) из реестра контрактов. Реестр исполненных контрактов (договоров) должен быть оформлен в виде таблицы, содержащей все сведения в соответствии с настоящим абзацем конкурсной документации.
Копии контрактов (договоров) участника закупки со всеми приложениями (при наличии) и копиями дополнительных соглашений к указанным контрактам (договорам) (при наличии);
Копии актов приемки выполненных работ по таким контрактам (договорам) (в т.ч. по форме КС-2) или иных документов (согласно тексту контракта (договора), подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту (договору);
иные документы в соответствии с требованиями настоящего пункта конкурсной документации".
Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и подзаконные нормативные правовые акты не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия считает, что единая информационная система является достоверным источником подтверждения информации об исполнении контрактов и договоров, которой заказчики могут руководствоваться для получения полных данных.
Кроме того, согласно правовой позиции, сформированной еще в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Помимо прочего, ограничение количества участников в данном случае не усматривается, поскольку отсутствие у участника конкурса комплекта подтверждающих документов не является основанием для отклонения такой заявки.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении в порядке оценки требования о предоставлении в составе заявок контрактов, исполненных без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней), а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупочных процедур.
Комиссия считает, что устанавливая данный показатель, Заказчик может быть уверен, что представленный контракт без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней) служит доказательством возможности успешного исполнения обязательств в последующем и перед ним.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Джули" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 5 августа 2021 г. N 047/06/54.3-1724/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2021