Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СВК-ТРЕЙД" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Наро-Фоминская областная больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на услуги по ремонту магнитно-резонансного томографа (извещение N 0348500003021000146 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления документации об Аукционе ненадлежащим образом.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 20.07.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 369 742,34 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 29.07.2021;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Технического задания документации об Аукционе.
Заказчиком в пункте 6 раздела "Гарантии качества оказываемых услуг" технического задания документации об Аукцион установлено:
"В течение 6 месяцев после проведения ремонта предоставляется услуга по содействию техническому специалисту Заказчика в обнаружении возникшей неисправности на оборудовании в режиме реального времени с помощью передачи данных по безопасному каналу связи с возможностью визуальной индикации элементов передаваемого изображения в двустороннем формате, используя приложение дополненной реальности на мобильном устройстве или используя смарт-очки (или эквивалент) при наличии активного Интернет-соединения.
Услуга оказывается неограниченное количество раз в рабочее время в течение 6 рабочих часов с момента поступления заявки Заказчика и только при одновременном соблюдении всех следующих условий:
Для использования сервиса заказчик предоставляет мобильное устройство, подключенное к сети Интернет по WiFi или 3G/LTE на минимальной скорости 512 Кбит/с (рекомендуется от 1 Мбит/с);
Поддерживаемые мобильные устройства на базе Apple iOS 8 и выше, а также устройства на базе Android версии 4.0 и выше. Рекомендуется использовать гарнитуру для голосовой связи.
Предоставление отчетов по факту оказанной услуги".
Представитель Заказчика представил письменные пояснения согласно которым: "Согласно п. 5.6.3 ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" при наличии возможности и/или необходимости оказания услуг дистанционно с использованием технологии удаленного доступа в соответствующих пунктах раздела должны содержаться:
- указания о возможности дистанционного способа оказания услуг;
- требования к проведению работ в соответствии с (9*).
(9*) - необходимо учитывать все требования Федерального закона от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных", в том числе требование оказания дистанционных услуг без использования информационных систем, находящихся за пределами РФ.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность оказания ряда услуг дистанционно с использованием удаленного доступа, при этом безусловным является требование о соблюдении законодательства в области защиты персональных данных.
Настройки через активное Интернет-соединения, т.е. сети передачи данных с использованием специализированного программного обеспечением является необходимым условием поддержания работоспособности высокотехнологического оборудования. Удаленная поддержка специалиста Заказчика позволяет не только существенно ускорить процесс проведения ремонтных работ, но и круглосуточно, ежедневно (в том числе в праздничные и нерабочие дни) автоматически отслеживать основные технические характеристики систем.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Содействие техническому специалисту Заказчика в обнаружении возникшей неисправности на оборудовании в режиме реального времени позволяет в ряде случаев предотвратить серьезные поломки, а в остальных случаях оперативно устранить поломки. Обладая высокотехнологичным оборудованием, Заказчик хочет в полной мере использовать его технические возможности (в том числе возможности по обеспечению бесперебойной работы) в целях повышения эффективности своей работы и обеспечения эффективности закупаемых услуг.
Специалист Заказчика, который ранее проходил инструктаж по эксплуатации медицинского изделия, но просмотру изображений, настройки протоколов, поддержки и консультации персонала, имеет возможность прояснить для себя правила эксплуатации оборудования (включая технику безопасности), а также закрепить навыки использования программных продуктов, установленных на данном оборудовании, что в свою очередь снижает риски поломки высокотехпологического оборудования, снижаем время простоя и увеличивает время полезного использования медицинского изделия.
При формировании технического задания закупки Заказчиком были учтены собственные потребности, установленные в документации в аукционе в электронной форме, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Объем услуг определен в п. 6 Гарантии качества оказываемых услуг технического задания, а именно в течение 6 месяцев после проведения ремонта".
Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных положений технического задания документации об Аукционе не ограничивают количество участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлено требование о соответствии оказываемых услуг нормативно-техническими документами.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком соблюдены все требования ГОСТ 57501-2017 по оформлению Технического задания, в том числе с применением нормативных документов, определяющих требования к услугам но техническому обслуживанию медицинских изделий указанных в Приложении А ГОСТ 57501-2017 Таблица А.1.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя является необоснованными.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Технического задания документации об Аукционе.
Заказчиком в пункте 3 раздела "Гарантии качества оказываемых услуг" технического задания документации об Аукцион установлено:
"Все поставляемые для ремонта материалы, изделия, запасные части должны быть новыми, не бывшими в употреблении и оригинальными, иметь сертификаты и другие документы, удостоверяющие их качество. Допускается поставка и установка в восстановленной в заводских условиях охлаждающей головы с полным рабочим ресурсом и с предоставлением документа о проведенных испытаниях в заводских условиях".
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 13 раздела "Гарантии качества оказываемых услуг" технического задания документации об Аукцион установлено:
"Исполнитель гарантирует Заказчику, что расходные материалы и запасные части, поставляемые в рамках Контракта, являются ранее не использованными, свободны от любых притязаний третьих лиц, не находятся под запретом (арестом), в залоге".
Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных положений технического задания документации об Аукционе не ограничивают количество участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 17 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.
Согласно извещению объектом закупки является услуги по ремонту магнитно-резонансного томографа.
В Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к исполнителю, в том числе следующее:
"Наличие лицензии или выписки из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий":
или наличие действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
или
Наличие лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" (в части технического обслуживания групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения), выданную в соответствии с Постановлением Правительства РФ 15 сентября 2020 года N1445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Информационной карте документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование к участникам закупки о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как во всех заявках участников закупки предоставлены лицензии.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу "ООО "СВК-ТРЕЙД" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 04.08.2021 N 50/06/29673эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 августа 2021 г. N 50/06/29673эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2021