Резолютивная часть решения объявлена 05.08.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 10.08.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "..." - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"..." - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от Общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее - ООО "Атлант"):
- "..." действующий на основании доверенности от 04.08.2021 года N 1,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя муниципального заказчика - Администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва,
рассмотрев обращение (вх. N 3581 от 29.07.2021 года) Администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (667005, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, кв. 164 А, помещение 43, ИНН: 1701063071, ОГРН: 1191719000989, КПП: 170101001, дата регистрации юридического лица: 09.08.2019 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N б/н от 06.10.2020 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300024920000006 "Ремонт проезжей части улицы Чургуй-оола в г. Чадан" и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312300024920000006 на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель ООО "Атлант" пояснил, что между муниципальным заказчиком - Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и ООО "Атлант" на основании письма ООО "Атлант" о переносе срока окончания работ в связи с минусовой температурой воздуха, заключено дополнительное соглашение N 4 от 31.03.2021 года в связи с чем, подрядчик не уклонялся от обязательств и намерен был выполнить работы в соответствии с графиком выполнения работ до 01.10.2021 года. ООО "Атлант" выполнена часть работ, однако со стороны муниципального заказчика оплата в установленные сроки в полном объеме не произведена. Также после получения обществом решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.06.2021 года ООО "Атлант" обратилось в антимонопольный орган с соответствующим обращением, на незаконность действий заказчика, что так же свидетельствует о наличии у общества интереса к исполнению указанного контракта.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-32/2021, а также выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Муниципальным заказчиком - Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 14.08.2020 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312300024920000006 "Ремонт проезжей части улицы Чургуй-оола в г. Чадан", начальная (максимальная) цена контракта - 32 508 370,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0312300024920000006 от 19.09.2020 года на момент окончания срока подачи заявок было подано 2 заявки, которые аукционной комиссией были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312300024920000006 от 22.09.2020 года наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки под N 108234340 в размере 32 183 880,30 рублей, от участника закупки под N 108214477 поступило ценовое предложение в размере 32 346 425,15 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0312300024920000006 от 22.09.2020 года все заявки участников закупки признаны аукционной комиссией, соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе и законодательства о контрактной системе, победителем признана заявка участника закупки N 108234340 (ООО "Атлант").
06.10.2020 года между Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и ООО "Атлант" заключен контракт N б/н на выполнение работ по ремонту проезжей части улицы Чургуй-оола в г. Чадан.
На основании письма ООО "Атлант" о переносе срока окончания работ в связи с минусовой температурой воздуха, между муниципальным заказчиком - Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и ООО "Атлант" заключено дополнительное соглашение N 4 от 31.03.2021 года, которым срок выполнения работ продлен до 01.10.2021 года.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 11.3 муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года "расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта".
В силу пункта 11.3.1 муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года "расторжение Контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения настоящего Контракта допускается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
- если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет Работы настолько медленно, что окончание их к установленному сроку становится явно невозможным (п.2 ст.715 ГК РФ);
- если Подрядчик в назначенный заказчиком срок не устранил выявленные недостатки Работ (п.3 ст.715 ГК РФ);
- если отступления в Работе от условий Контракта или иные недостатки результата Работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (п.3 ст.723 ГК РФ);
- если Подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
- по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, включая ст.717 Гражданского кодекса Российской Федерации, но не ограничиваясь указанным".
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
На основании части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий контракта и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение муниципального заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года принято 07.06.2021 год и направлено в адрес ООО "Атлант" посредством услуг почтовой связи АО "Почта России", а в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" в нарушение части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе не размещено.
Решение муниципального заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года размещено в ЕИС в разделе "Реестр контрактов" 22.07.2021 года.
Согласно почтового уведомления о вручении АО "Почта России" решение муниципального заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года, принятое 07.06.2021 год получено ООО "Атлант" 10.06.2021 года.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 07.06.2021 года при отсутствии нарушений в его принятии вступает в силу и муниципальный контракт, при отсутствии со стороны Общества действий по его исполнению, считается расторгнутым c 18.06.2021 года (07.06.2021 года + 10 дней).
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия муниципальным заказчиком решения от 07.06.2021 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года является ненадлежащее исполнение контракта в части невыполнения обязательств в установленный срок, а также медленное выполнение работ исключающее исполнение контракта в установленный срок.
Статьёй 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 2.1 муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года "По настоящему контракту подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, "Ремонт проезжей части улицы Чургуй-оола в г. Чадан" (далее - объект) в соответствии с календарным графиком (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить работы на условиях, предусмотренных настоящим контрактом".
Пунктом 3.2 муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года предусмотрен срок выполнения работ до 01.04.2021 года
В соответствии с Графиком выполнения работ, являющегося приложением N 1 к муниципальному контракту б/н от 06.10.2020 года определены 2 этапа выполнения работ: 1 этап с адаты заключения контракта до 01.11.2020 года (подготовка территории строительства), 2 этап с 01.11.2020 по 01.04.2020 года (Основные объекты строительства).
С учётом изложенного срок исполнения контракта определён сторонами с 06.10.2020 года по 01.04.2021 года.
Согласно представленным муниципальным заказчиком в материалы дела об административном правонарушении N 017/04-7.32-174/2021 документам, до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.06.2021 года муниципальным заказчиком составлен акт по результатам контроля исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта N 2 от 07.06.2021 года исходя из содержания которого не возможно определить в чем конкретно выразилось нарушение ООО "Атлант" при исполнении условий контракта б/н от 06.10.2020 года. Более того, как было указано выше стороны дополнительным соглашением N 4 от 31.03.2021 года пришли к соглашению продлить срок исполнения контракта до 01.10.2021 года, при этом не уточнив график выполнения работ в рамках новых сроков.
В свою очередь, согласно представленным ООО "Атлант" в материалы дела копиям справок формы КС-2, КС-3 от 09.02.2021 года, от 02.03.2021 года, от 06.04.2021 года общий объем принятых муниципальным заказчиком работ по муниципальному контракту б/н от 06.10.2020 года составил 8 328 701 рубль, оплаченных заказчиком в размере 6 205 984 рубля.
С учетом изложенного материалами дела подтверждается наличие ненадлежащего исполнения со стороны заказчика условий муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года в части несвоевременной оплаты принятых работ (пункт 5.1.2 муниципального контракта предусматривает срок оплаты в течении 15 рабочих дней со дня принятия работ, формы КС-2 и КС-3 от 06.04.2021 года подписаны муниципальным заказчиком 06.04.2021 года).
Кроме того, как было указано выше 16.06.2021 года (вх. N 2882) ООО "Атлант" обратилось с жалобой в адрес Тывинского УФАС России на действия муниципального заказчика - Администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва по неправомерному принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.06.2021 года по которому возбуждено дело об административном правонарушении N 017/04/7.32-174/2021.
С учетом изложенного, с момента заключения контракта и до одностороннего отказа от его исполнения ООО "Атлант" не теряло интереса к его исполнению, принимало меры по его исполнению.
Таким образом, материалами дела не подтверждается факт совершения Исполнителем недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по муниципальному контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
На основании изложенного муниципальным заказчиком - Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в нарушение частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, принято необоснованное решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по муниципальному контракту б/н от 06.10.2020 года.
Кроме того, по результатам проведенной внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300024920000006 "Ремонт проезжей части улицы Чургуй-оола в г. Чадан" Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее:
1. В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;
8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Как было указано выше, на основании письма ООО "Атлант" о переносе срока окончания работ в связи с минусовой температурой воздуха, между муниципальным заказчиком - Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и ООО "Атлант" заключено дополнительное соглашение N 4 от 31.03.2021 года, которым срок выполнения работ продлен до 01.10.2021 года.
В свою очередь, такое основание для продления срока исполнения контракта как неблагоприятные погодные условия, с учетом даты заключения контракта и климатической зоны в которой находится Республики Тыва не подпадают под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе и позволяющие изменять такое существенное условие исполнения контракта как его срок.
С учетом изложенного Администрация городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и Общество с ограниченной ответственностью "Атлант", заключив дополнительное соглашение N 4 от 31.03.2021 года о внесении изменений в муниципальный контракт от 06.10.2020 года на выполнение ремонта проезжей части улицы Чургуй-оол г. Чадан нарушили части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Указанные выше действия Администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и Общества с ограниченной ответственностью "Атлант"содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
2. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Такие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
Так, пункт 2(3) приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 99 предусматривает необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей о наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом, стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупок дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Объектом закупки электронного аукциона N 0312300024920000006 является "Ремонт проезжей части улицы Чургуй-оола в г. Чадан", начальная (максимальная) цена контракта - 32 508 370,00 рублей, то есть выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Пунктами 38.1, 39 информационной карты аукционной документации электронного аукциона N 0312300024920000006 установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(3) Постановления Правительства РФ N 99, в том числе по перечню документов, предоставляемых в составе заявок.
Комиссией Тывинского УФАС Росси установлено, что участник под номером 108234340 (ООО "Атлант") в составе своей заявки в качестве документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ 99 предоставил следующие документы:
- копию договора N 01122000008190035920001-1 от 05.11.2019 года "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Кызыл-сарыг-Сеп, участок км 54+460- км 76+220 (Участок км 60+430 - км 60+697; участок км 61+280 - км 61+554; участок км 73+160 - км 73+260; участок км 73+846 - км 73+950; участок км 74+875 - км +200) для нужд ГКУ "Тываавтодор"", заключенного между Производственным кооперативом "Дорожный строительный-транспортный" и ООО "Атлант";
- копия акта о приемке выполненных работ от 15.11 2019 года на сумму 8 389 183,33 рублей;
- копия справки о стоимости выполненных работ и затрат от 15.11.2019 года на сумму 8 389 183,33 рублей.
Исходя из перечисленных документов следует, что дорога Кызыл-Сарыг-Сеп (км +000 - км 90+000) в соответствии с Постановлением Правительства Республики Тыва от 24.01.2011 года N 35 включена в перечень дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Тыва, заказчиком по которым является Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Тыва", что так же подтверждается информацией размещенной в ЕИС по закупке N 0112200000819003592, государственным контрактом ИКЗ N192170104169517010100101060054211244 заключенным между Государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Республики Тыва" и ПК "ДСТ" на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Кызыл-Сарыг-Сеп, участок км 54+460-км 76+220 (Участок км 60+430 - км 60+697; участок км 61+280 - км 61+554; участок км 73+160 - км 73+260; участок км 73+846 - км 73+950; участок км 74+875 - км 75+200) для нужд ГКУ "Тываавтодор".
В связи с чем Комиссию Тывинского УФАС России приходит к выводу, что по договору N 01122000008190035920001-1 от 05.11.2019 года ООО "Атлант" являлся субподрядчиком.
Кроме того, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки стоимости выполненных работ по форме КС-3 не свидетельствуют о принятии работ заказчиком, поскольку подписаны ПК "ДСТ" (подрядчиком по государственному контракту ИКЗ N192170104169517010100101060054211244), в то время как государственным заказчиком работ в соответствии с Законом о контрактной системе является именно Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Тыва".
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что представленный участником закупки ООО "Атлант" договор N 01122000008190035920001-1 от 05.11.2019 года не подтверждает наличие у него необходимого для исполнения договора опыта работ, следовательно, не соответствует дополнительным требованиям, установленным пунктом 2(3) приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации N 99.
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрация городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе принято неправомерное решение о признании заявки участника закупки N 108234340 (ООО "Атлант") соответствующей требованиям документации электронного аукциона N 0312300024920000006 и законодательства о контрактной системе.
Указанные выше действия членов аукционной комиссии содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (667005, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, дом 164 А, помещение 43, ИНН: 1701063071, ОГРН: 1191719000989, КПП: 170101001, дата регистрации юридического лица: 09.08.2019 года), его генерального директора и учредителя "..." ИНН: 170106418388, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N б/н от 06.10.2020 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300024920000006 "Ремонт проезжей части улицы Чургуй-оола в г. Чадан", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях:
2.1. Администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва:
2.1.1. нарушение частей 8 и 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части необоснованного принятия решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств по муниципальному контракту от 06.10.2020 года б/н.
2.1.2. нарушение части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не размещения в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств по муниципальному контракту от 06.10.2020 года б/н.
2.2. Администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и Общества с ограниченной ответственностью "Атлант" нарушение части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного заключения дополнительного соглашения N 4 от 31.03.2021 года о внесении изменений в муниципальный контракт от 06.10.2020 года на выполнение ремонта проезжей части улицы Чургуй-оол г. Чадан.
2.3. Аукционной комиссии Администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва нарушение пункта 2 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания заявки участника закупки N 108234340 (ООО "Атлант") соответствующей требованиям документации электронного аукциона N 0312300024920000006 и законодательства о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному заказчику - Администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 017/06/104-32/2021 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
"..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 10 августа 2021 г. N 017/06/104-32/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2021