Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференцсвязи жалобу ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений и инженерных систем с целью создания отраслевого ситуационного центра в здании Министерства здравоохранения Российской Федерации по адресу: г. Москва, Рахмановский пер., д. 3/25, стр. 2 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195100000221000014) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров (материалов) в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
2) Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), преимущества в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), а также в один лот объединена поставка оборудования, включенная в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств установленный Постановлением N 878 (далее - Перечень), и не включенная в него.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 10.08.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 11.08.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 28.07.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 37 017 398,12 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, предусмотренные Министерству здравоохранения Российской Федерации на 2021 год; КБК - 056090901ГN724600244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 05.08.2021;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, которые допущены к участию в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 09.08.2021;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника закупки.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров (материалов) в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом б пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1.9.2.2 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующее: "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Документации об Аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)".
Пунктом 1.6 технического задания документации об Аукционе установлены требования к следующим товарам, используемым при оказании услуг:
- N 1 "Источник питания резервный": "номинальный выходной ток на удаление - до 3 A", "выходное напряжение - < 15 B", "потребляемая мощность - < 70 Вт";
- N 2 "Автоматический выключатель тип 1": "номинальное напряжение 400 В", "степень защиты - не менее IP 20", "масса < 0.50 кг";
- N 3 "Аккумуляторная батарея": "Емкость аккумулятора > 7,0 А*ч", "Выходное напряжение <15 В", "Вес нетто 2.4 кг" и другие.
Вместе с тем согласно техническому заданию документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту помещений и инженерных систем. При этом в силу подпункта б пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели товара включаются в состав заявки первой части заявки на участие в аукционе в случае осуществления закупки товара, поставляемого заказчику при оказании услуг. При осуществлении иных закупок Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки в случае осуществления закупки на оказание услуг, в рамках которого планируется использование товара.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит положения, согласно которому товар, используемый в рамках выполнения работ контракту, принимается к бухгалтерскому учету Заказчика.
Таким образом, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе первой части заявки конкретных показателей товара, используемого при выполнении работ по текущему ремонту.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, которые допущены к участию в Аукционе.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 878, преимущества в соответствии с Приказом N 126н.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 878, а также преимущества в соответствии с Приказом N 126н.
Согласно сведениям ЕИС, документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту помещений и инженерных систем, при этом поставка товаров в рамках исполнения контракта не предусмотрена.
Также, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит положения согласно которому, товар, используемый в рамках оказания услуг по государственному контракту, принимается к бухгалтерскому учету Заказчика.
Комиссия приходит к выводу, что товар, указанный в техническом задании документации об Аукционе является используемым при выполнении работ по текущему ремонту.
Вместе с тем в силу положений Постановления N 878 и Приказа N 126 преимущества, а также ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, устанавливаются исключительно на поставляемые товары.
Таким образом, отсутствие в документации об Аукционе ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878, а также преимущества в соответствии с Приказом N 126н не противоречит Закону о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, в соответствии с решением Комиссии ФАС России от 06.08.2021 по делу N 17/06/106-855/2021 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требования об указании наименования страны происхождения товара исключительно в случае установления ограничений, предусмотренных статьей 14 Закона о контактной системе;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего описания объекта закупки;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" обоснованной в части установления неправомерного требования о предоставлении конкретных показателей товаров (материалов) в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 06.08.2021 по делу N 17/06/106-855/2021, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 августа 2021 г. N 17/06/106-880/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2021