Резолютивная часть решения оглашена 17.08.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 19.08.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_"
при участии представителей:
- областного казенного учреждения "Дорожное агентство Липецкой области" - "_",
- ООО "Инфинити Групп" - "_",
рассмотрев жалобу ООО "Инфинити Групп" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения в районах Липецкой области в 2022 году (1 очередь) (реестровый номер 0846500000321000049) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 488 от 16.08.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 11.08.2021 поступила жалоба ООО "Инфинити Групп" (далее - заявитель) на положения документации об электронном аукционе (заказчик - областное казенное учреждение "Дорожное агентство Липецкой области" (далее - заказчик)).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Представители заявителя по доводам жалобы сообщили, что считают неправомерными действия заказчика по формированию объекта закупки. Так, заказчик включил в объект закупки выполнение работ по ремонту дорог, расположенных в разных административных районах Липецкой области в достаточной удаленности друг от друга. Такое формирование объекта закупки в виде его укрупнения привело к определению начальной (максимальной) цены контракта в размере 912 105 193,20 рублей и установлению заказчиком дополнительного требования к участникам о наличии опыта выполнения аналогичных работ в размере 20% от указанной цены. Заявитель не имеет опыта, достаточного для участия в электронном аукционе. Заказчик в данном случае допустил ограничение количества участников закупки.
Представители заказчика указали, что считают жалобу необоснованной. Объект электронного аукциона сформирован с учетом практики размещения подобных закупок. При этом заказчик учитывал рекомендации ФАС России по формированию объекта электронного аукциона.
Документация об электронном аукционе и извещение о его проведении размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Объектом электронного аукциона является ремонт участков автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области общей протяженностью - 83,711 км:
1. "Липецк-Доброе-Чаплыгин с подъездом к с. Филатовка" км 33+200- км 36+343 в Добровском районе;
2. "Липецк-Доброе-Чаплыгин с подъездом к с. Филатовка" км 52+913- км 55+811 в Добровском районе;
3. "Доброе-Мичуринск" км 10+838- км 17+350 в Добровском районе;
4. "Кривец - Преображеновка" км 0+000- км 6+200 в Добровском районе;
5. "Кривец - Преображеновка" км 10+925- км 14+100 в Добровском районе;
6. "Каменная Лубна-Докторово-Куликовка" км 6+230- км 16+050 в Лебедянском районе;
7. "Лебедянь-Большой Верх-Яблонево" км 18+500 -км 31+460 в Лебедянском районе;
8. "Лев Толстой-Гагарино" км 10+000- км 22+430 в Лев Толстовском районе ;
9. "Лев Толстой-Данков" км 6+650 -км 11+490 в Лев Толстовском районе;
10. "Чаплыгин-Троекурово" км 19+737 - км 26+850 в Чаплыгинском районе;
11. "Чаплыгин-Лев Толстой" км 0+000- км 8+774 в Чаплыгинском районе;
12. "ДПМК-прим. к а/д Чаплыгин-Троекурово" в Чаплыгинском районе.
Работы выполняются за счет средств областного бюджета в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в целях достижения значений дополнительного результата (капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них в рамках регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть".
Электронный аукцион проводится с целью обеспечения исполнения п. 3 протокола заседания президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 11.03.2021 N8, согласно которому высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить 100% контрактацию до 01.09.2021 объектов дорожных работ на 2022 год, входящих в мероприятия национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с выводами арбитражного суда в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.01.2021 N Ф03-5944/2020 по делу N А04-3525/2020 действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Согласно письму ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20 "По вопросу формирования лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог в соответствии с Законом о контрактной системе" с учетом указанных положений Закона о контрактной системе, а также анализа административной практики ФАС России и ее территориальных органов, по мнению ФАС России, возможно выделить критерии, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота, в том числе:
II. На выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог субъекта Российской Федерации:
1) Для I - III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. рублей.
I - включает в себя Юг России (тропическая зона)
II - Запад и Северо-Запад страны, территория Приморья (субтропическая зона)
III - южные районы Сибири и часть Дальнего Востока (умеренная зона).
Для IV и Особой климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,4 млрд. рублей.
IV - Якутия, северная Сибирь, северные районы Дальнего Востока (полярная зона)
Особая зона - Район Чукотки и Заполярье.
Для субъекта Российской Федерации, численность населения столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд. рублей.
Для городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 3 млрд. рублей.
2) Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.
При этом ФАС России указало, что считает необходимым в целях формирования единообразной практики территориальным органам руководствоваться указанными критериями формирования лота при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что выполнение работ, предусмотренных документацией об электронном аукционе, связано единым технологическим процессом и спецификой выполнения данных работ.
При этом в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Липецкого УФАС России заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт того, что обжалуемые действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки или создание преимуществ кому-либо из участников.
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, с учетом вышеуказанной позиции ФАС России Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений правил описания объекта закупки.
При этом Комиссия отмечает, что формирование заказчиком объекта закупки подобным образом допускается не впервые. Так, например, в рамках электронного аукциона с реестровым номером 0846500000320000083 подлежал выполнению ремонт также 12 участков автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области. При этом заявитель стал победителем данной закупки и с ним заключен контракт.
В пункте 18.2 документации об электронном аукционе установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Комиссией установлено, что, исходя из начальной (максимальной) цены контракта, данное дополнительное требование установлено заказчиком в соответствии с п. 2 (3) приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99).
При рассмотрении жалобы установлено, что установление данного требования является обязанностью заказчика, не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки.
С учетом изложенного, Комиссией установлено, что дополнительные требования к участникам электронного аукциона установлены правомерно.
Руководствуясь ст.99, ст.105, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Инфинити Групп" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения в районах Липецкой области в 2022 году (1 очередь) (реестровый номер 0846500000321000049) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 17 августа 2021 г. N 048/06/105-1131/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2021