Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
---------------;
члены комиссии:
---------------;
в присутствии:
------------ - главы администрации ---------------,
в отсутствие:
представителей общества с ограниченной ответственностью "------------", надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела N 013/06/64-435/2021 (уведомление N 529 от 10.08.2021 г.),
рассмотрев 16 августа 2021 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "---------------" (далее - ООО "--------------", Заявитель) на действия администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия при проведении электронного аукциона N 0109300023221000005 на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Красная Подгора, ул. Литвиновская Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 09.08.2021 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/64-435/2021 о нарушении законодательства в сфере закупок от 10 августа 2021 года N 529 рассмотрение жалобы назначено на 16 августа 2021 года в 11 часов 45 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 10.08.2021 N 529 о назначении дела N 013/06/64-435/2021 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении Аукциона размещены Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 30.07.2021 09:10 (МСК) (Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 02.08.2021 NИИ1).
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 703 280,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 10.08.2021 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 11.08.2021.
Дата проведения Аукциона: 12.08.2021.
Согласно части 1 статьи 105 Закон о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о необходимости предоставления опыта работы в соответствии с пунктом 2(3) Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технологической сложности, инновационного, высокотехнологического характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 99.
Согласно пункту 2(3) Приложения N 1 Постановления N 99 дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что объектом закупки является выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Красная Подгора, ул. Литвиновская Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия с начальной (максимальной) ценой контракта 5 703 280,00 рублей.
Согласно пункту 2(3) приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей
к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Таким образом, учитывая объект закупки и начальную (максимальную) цену контракта, к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 2(3) приложения N 1 к Постановлению N 99, между тем, извещение о проведении Аукциона и Аукционная документация (подпункт 2 пункта 17 Информационной карты документации об Аукционе) не содержат данного требования.
На основании изложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Довод заявителя признан обоснованным.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к предоставлению конкретных показателей товаров в первой части заявки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно Письму ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)":
"По мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу)".
Учитывая изложенное следует, что участник закупки обязан дать согласие на выполнение работ (оказание услуг) на условиях, предусмотренных документацией об закупке, а заказчик должен принять результат работы, в данном случае это - выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Красная Подгора, ул. Литвиновская Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, поскольку в данном случае, Заказчик принимает конечный результат, а не материал (товар), который будет использован для выполнения работ.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что пункт 25 Информационной карты аукциона содержит требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Пункт 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе указывает, что первая часть заявки должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара только в случаях, если осуществляется закупка товара (то есть речь идет о поставке товара) или объектом закупки является выполнение работ/оказание услуг с условием о поставке заказчику товара при их выполнении/оказании.
Если материалы не передаются заказчику отдельно, а только используются в составе результата работ, участнику, руководствуясь положениями пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в первой части заявки достаточно дать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
На основании изложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего в документации об электронном аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно указаны разные идентификационные коды закупки (далее - ИКЗ) в разных частях документации.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В силу пункта 3 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация об идентификационном коде закупки, а также при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 Закона о контрактной системе указание на соответствующую часть статьи 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой осуществляется закупка. При этом при осуществлении закупки в соответствии с частями 5 и 6 статьи 15 Закона о контрактной системе к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), указанных в данных частях.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе установлено, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что извещение, сформированное с помощью программно-аппаратных средств официального сайта ЕИС, содержало ИКЗ 213131409574213140100100080014211244, в то время как документация об электронном аукционе (Информационная карта Аукциона, проект муниципального контракта) содержит ИКЗ 213131409574213140100100080004211244.
Следовательно, ИКЗ, указанный в Аукционной документации не соответствует ИКЗ, содержащемуся в извещении о проведении электронного Аукциона, что нарушает требования части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе. Таким образом довод жалобы является обоснованным.
Вышеуказанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 19 Аукционной документации установлено: "Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе: день размещения извещения г.
Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе: В течение двух дней с даты поступления запроса, дата поступления запроса не позднее 06.08.2021 г."
Однако, как выявлено, Заказчиком не указаны конкретные сроки (даты) начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, что является нарушением пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "-------------" на действия Администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия при проведении электронного аукциона N 0109300023221000005 на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Красная Подгора, ул. Литвиновская Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пунктов 2,11 части 1, части 3 статьи 64, части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N 013/06/64-434/2021.
4. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 013/06/64-434/2021.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16 августа 2021 г. N 013/06/64-435/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2021