Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - врио руководителя управления, председателя Комиссии; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, Лесковой Ю.П. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела, Левченко И.И. - специалиста-эксперта указанного отдела,
в присутствии представителей: от заявителей - общества с ограниченной ответственностью "Истра Мед" (далее - ООО "Истра Мед", Заявитель) Якуниной Е.А., действующей на основании доверенности от 09.08.2021 б/н, и общества с ограниченной ответственностью "Приволжская медтехника" (далее - ООО "Приволжская медтехника", Заявитель) Рукавишникова А.В., действующего на основании доверенности от 09.08.2021 б/н; от государственного заказчика - министерства здравоохранения Амурской области (далее - Заказчик) Ефремовой М.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2021 N 03-888 (сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
рассмотрела поступившие 09.08.2021 в Амурское УФАС России от ООО "Истра Мед" и ООО "Приволжская медтехника" жалобы на действия Заказчика при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия аппарата суточного мониторирования артериального давления, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, объявленной извещением от 03.08.2021 N 0123200000421000101 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителей, в нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи.
16.08.2021 на заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель ООО "Истра Мед" полностью поддержала доводы, изложенные в жалобе. Указала, что, по мнению общества, Заказчиком установлены такие требования к предмету закупки, которым соответствует единственный производитель. Просила признать Заказчика нарушившим Закон о контрактной системе.
Представитель ООО "Приволжская медтехника" также поддержал доводы, изложенные в жалобе. Считает, что при проведении закупки Заказчиком не использовалась информация, указанная в КТРУ 26.60.12.129-00000200 Регистратор амбулаторный для длительного мониторинга артериального давления. Просил признать Заказчика нарушившим Закон о контрактной системе.
На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель Заказчика по доводам жалобы ООО "Приволжская медтехника" пояснила, что аппарат суточного мониторирования артериального давления закупается в рамках реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения согласно приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.2020 N 1379н "Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения". В процессе подготовки технических заданий на закупку медицинских изделий Заказчик обязан использовать коды вида номенклатурной классификации медицинских изделий согласно приказа. При этом позиция каталога КТРУ 26.60.12.129-00000200 Регистратор амбулаторный для длительного мониторинга артериального давления имеет коды вида номенклатурной классификации медицинских изделий 145190, который отсутствует в указанном приказе, вследствие чего не соответствует объекту закупки аппарата суточного мониторирования артериального давления. По доводам жалобы ООО "Истра Мед" представитель Заказчика пояснила, что техническое задание на поставку аппарата суточного мониторирования артериального давления для закупки составлено на основании данных из руководства пользователя (оператора) и технических спецификаций аппарата суточного мониторирования артериального давления моделей: Комплекс аппаратно-программный неинвазивного исследования центральной гемодинамики методом объемной компрессионной осциллометрии КАП ЦТ осм-"ГЛОБУС" по ТУ 9441-003-22221983-2004 ООО "ГЛОБУС" Россия, и АПКО-8-РИЦ-М - автоматический неинвазивный комплекс для экспресс-диагностики сердечно-сосудистой системы ООО "АКСМА", Россия, как наиболее отвечающим потребностям государственных медицинских организаций по функциональным и качественным характеристикам и указанным нормативным правовым актам. НМЦК определялась Заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен на основании информации о рыночных ценах на соответствующий товар при использовании полученных по запросу Заказчика N 0123200000421000078, размещенному на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и по 5 запросам направляемых поставщиком, которые занимаются поставкой аналогичного оборудования, коммерческих предложений. Вследствие чего совокупность технических характеристик к медицинскому изделию аппарата суточного мониторирования артериального давления, перечисленных в документации запроса котировок в электронной форме, соответствует, как минимум характеристикам двух аппаратов. Просила признать жалобы необоснованными.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу и исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
03.08.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru размещено извещение N 0123200000421000101 о проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия аппарата суточного мониторирования артериального давления, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 895 214,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 03.08.2021 в 21:50. Дата и время окончания срока подачи заявок - 10.08.2021 в 08:00.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2021 N ИЗК1 на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме подана только одна заявка - ООО "МАГНУМ М"; в соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 82.1 Закона о контрактной системе запрос котировок в электронной форме признается несостоявшимся; контракт заключается с единственным участником, заявка на участие которого признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, и которой присвоен первый порядковый номер.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является запрос котировок.
Под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме (часть 1 статьи 82.1 Закона о контрактной системе).
Рассмотрев жалобу ООО "Истра Мед", Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о её необоснованности ввиду следующего.
Как следует из части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Статьей 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должно содержать проект контракта, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта. Внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не допускается (часть 4 статьи 82.1 Закона о контрактной системе).
Из имеющихся в материалах дела документов, представленных Заказчиком, следует, что начальная (максимальная) цена контракта определялась Заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен на основании информации о ценах на соответствующий товар при использовании полученных по запросу Заказчика N 0123200000421000078, размещенному на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, коммерческих предложений, а также по направленным Заказчиком запросов в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на соответствующем товарном рынке.
Так, ООО "Амурские медицинские технологии" и ООО "Дельрус-регион" предложены к поставке комплекс аппаратно-программный неинвазивного исследования центральной гемодинамики методом объемной компрессионной осциллометрии КАП ЦТ осм-"ГЛОБУС" по ТУ 9441-003-22221983-2004 ООО "ГЛОБУС", Россия.
ООО "Коммерческая многопрофильная компания" предложен к поставке АПКО-8-РИЦ-М - автоматический неинвазивный комплекс для экспресс-диагностики сердечно-сосудистой системы (ООО "АКСМА", Россия).
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. При описании товара заказчик вправе указывать характеристики товара, требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару. Указанный вывод подтверждается и позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), в соответствии с которым указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчик при формировании технического задания вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара в специфике его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Как следует из письменных и устных пояснений Заказчика, рассматриваемая закупка осуществлена в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения.
Следовательно, при проведении закупки N 0123200000421000101 Заказчиком определены такие технические параметры оборудования, которые будут полностью удовлетворять его потребностям, а также способствовать достижению результатов для реализации указанной региональной программы
Вместе с тем, Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что у Заказчика отсутствует обязанность проверять достоверность предоставленных коммерческих предложений, поскольку Законом о контрактной системе предусмотрены негативные последствия невыполнения условий закупки, а согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Учитывая, что, исходя из смысла пунктов 1, 6 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, а также учитывая отсутствие в материалах однозначных доказательств, свидетельствующих о соответствии требованиям котировочной документации единственного медицинского изделия, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Одновременно Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что проверка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, соответствия характеристик поставленного по контракту товара, товару, указанному в контракте, в силу статьи 99 Закона о контрактной системе не относится к полномочиям антимонопольного органа.
В части доводов жалобы ООО "Приволжская медтехника" Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок обеспечиваются формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145 установлено, что формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145, Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснила, что закупка осуществляется в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения согласно приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.2020 N 1379н, которым определен перечень оборудования в строгой взаимосвязи с кодом вида номенклатурной классификации медицинских изделий, а именно: "Аппарат суточного мониторирования артериального давления с кодом номенклатурной классификации медицинских изделий 145190".
Таким образом, наименование закупки определено приказами, обуславливающими выделение денежных средств, при этом приобретение оборудования с другим назначением или иным кодом вида номенклатурной классификации медицинских изделий недопустимо и классифицируется в качестве нецелевого расходования бюджетных средств.
Следовательно, исходя из совокупности необходимых технических характеристик и требований, установленных целевым назначением выделяемых бюджетных ассигнований, учитывая принцип рационального использования денежных средств в целях наиболее полного удовлетворения потребностей Заказчика при описании объекта закупки использовались показатели позиции КТРУ 26.60.12.129 "Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки".
Таким образом, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о том, что в технической части котировочной документации содержится наименование объекта закупки в соответствии с КТРУ, выбранным исходя из технических характеристик оборудования, необходимого Заказчику.
Кроме того, поскольку предметом запроса котировок в электронной форме является поставка товара, а не его изготовление, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем такого товара.
Заявителями не представлено доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников запроса котировок, а также не доказано, что требования Заказчика каким-либо образом ограничило участников в возможности предложить товар с указанными характеристиками и принять участие в оспариваемой закупке.
При этом у Комиссии Амурского УФАС России отсутствуют основания считать, что Заказчиком нарушены права и законные интересы заявителей.
Рассмотрев жалобы ООО "Истра Мед" и ООО "Приволжская медтехника" на действия Заказчика при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия аппарата суточного мониторирования артериального давления, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, объявленной извещением от 03.08.2021 N 0123200000421000101 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Истра Мед" необоснованной.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приволжская медтехника" необоснованной
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: Е.В. Стрелкова
Ю.П. Лескова
И.И. Левченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 августа 2021 г. N 028/06/105-496/2021 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - запрос котировок - антимонопольный орган - государственные и муниципальные нужды - суточные)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2021