Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - врио руководителя управления, председателя Комиссии; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Лесковой Ю.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Левченко И.И. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителей от заказчика - Маркиной Г.А., действующей на основании доверенности от 16.08.2021 N 60-д,
от заявителя - Пантелеев И.Ю., действующего на основании доверенности от 10.08.2021 N 0810/21
(лицам, присутствующим на заседании комиссии, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи,
рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России жалобу от общества с ограниченной ответственностью ГК "Проф Инжиниринг" (далее - ООО ГК "Проф Инжиниринг") на действия муниципального заказчика - администрации города Тынды при осуществлении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуги по созданию комплекта документов заявки городского исследования и архитектурной концепции, для подачи заявки на Всероссийский конкурс "Лучших проектов создания комфортной городской среды" по благоустройству малых городов и исторических поселений, территории города Тынды, объявленной извещением от 27.07.2021 N 0123300005621000149 на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" http://www.sberbank-ast.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон).
Из жалобы заявителя следует, что конкурсная документация не соответствует требованиям законодательства.
Представитель заказчика с доводами, заявленными в жалобе, не согласился. Представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
27.07.2021 муниципальным заказчиком - администрацией города Тынды Амурской области на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru опубликовано извещение N 0123300005621000149 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуги по созданию комплекта документов заявки городского исследования и архитектурной концепции, для подачи заявки на Всероссийский конкурс "Лучших проектов создания комфортной городской среды" по благоустройству малых городов и исторических поселений, территории города Тынды.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 500 000,00 рублей.
Дата и время начала подачи заявок - 27.07.2021 с 08:46, дата и время окончания подачи заявок - 18.08.2021 в 08:00, дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 19.08.2021 в 17:00, дата подачи окончательных предложений - 23.08.2021, дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 25.08.2021 в 17:00.
Решением заказчика от 10.08.2021 открытый конкурс в электронной форме, объявленный извещением от 27.07.2021 N 0123300005621000149, отменен.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Пунктом 26 информационной карты конкурсной документации установлены ограничения в отношении участников закупок согласно требованиям части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в пункте 26 информационной карты конкурсной документации определено, что участниками закупки могут являться исключительно субъекты малого предпринимательства.
Таким образом, заказчик ограничил участие социально ориентированных некоммерческих организаций в закупке, что является нарушением части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 информационной карты конкурсной документации установлено, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624) утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Работы, предусмотренные Перечнем Приказа N 624, в техническом задании конкурсной документации отсутствуют.
Таким образом, заказчик неправомерно установил к участникам закупки требование о наличии членства в саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок оценки заявок определен постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 1085).
Пунктом 1 Правил N 1085 установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
В пункте 10 Правил N 1085 установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 13 Правил N 1085 не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 27 (1) Правил N 1085 установлено, что при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:
общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;
общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;
наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.
В пункте 27 (2) Правил N 1085 установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с пунктом 27 (3) Правил N 1085 для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В пункте 12 критериев и порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме раздела I конкурсной документации установлено, что для определения количества баллов по критерию "Опыт и квалификация участника закупки" устанавливаются следующие показатели оценки по данному критерию:
Показатели по критерию "Опыт и квалификация Участника конкурса"
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Оценка по настоящему показателю производится на основании представленных Участником закупки сведений об опыте по успешному выполнению работ /оказанию услуг в количественном выражении.
Сопоставимым считается успешно выполненный контракт (договор) без штрафных санкций, в том числе нарушений сроков, качества работ и иных условий контракта (договора) по вине участника закупки по работам сопоставимого характера, выполненный в объеме, установленном контрактом (договором), принятый государственным/муниципальным Заказчиком, соответствующий следующим двум условиям:
1) Предмет контракта (договора) - создание комплекта документов заявки городского исследования и архитектурной концепции, для подачи заявки на Всероссийский конкурс "Лучших проектов создания комфортной городской среды" по благоустройству малых городов и исторических поселений, территории города Тынды.
2) Период оказания услуги - контракт (договор) заключен и исполнен в период с 01.01.2019 г. до даты окончания приема заявки по данной закупке.
Оценивается предложение Участника о количестве исполненных Участником контрактов (договоров), сопоставимых предмету конкурса в период с 01.01.2019 г. до даты окончания приема заявки по данной закупке.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе определено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Заказчик принимает к учету только контракты (договоры) на создание комплекта документов заявки городского исследования и архитектурной концепции, для подачи заявки на Всероссийский конкурс "Лучших проектов создания комфортной городской среды" по благоустройству малых городов и исторических поселений исполненных исключительно на территории города Тынды.
Проведение Всероссийского конкурса регламентировано постановлением Правительства от 07.03.2018 N 237 "Об утверждении Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды".
Заказчиком не приведено обоснования в документации, в связи с чем участники закупок, имевшие соответствующий опыт создания комплекта документов заявки городского исследования и архитектурной концепции, для подачи заявки на Всероссийский конкурс "Лучших проектов создания комфортной городской среды" по благоустройству малых городов и исторических поселений на иных территориях, не могут надлежащим образом исполнить контракт (договор).
Представитель заказчика на заседании Комиссии Амурского УФАС России сообщила, что требование к опыту участников закупки исключительно на территории города Тынды установлено по ошибке.
На основании вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика в части установления подтверждения опыта и квалификации участника закупки путем предоставления ранее исполненных контрактов (договоров) исключительно на территории города Тынды являются нарушением пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 информационной карты конкурсной документации предметом закупки является оказание услуг по созданию комплекта документов заявки городского исследования и архитектурной концепции, для подачи заявок на Всероссийский конкурс "Лучших проектов создания комфортной городской среды" по благоустройству малых городов и исторических поселений, территории города Тынды.
При формировании конкурсной документации заказчиком неверно соотнесен предмет закупки с отдельными видами товаров, работ, услуг, определённых Постановлением N 1085 - исполнение (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.
Так, услуги на оказание услуг по созданию комплекта документов заявки городского исследования и архитектурной концепции, для подачи заявок на Всероссийский конкурс "Лучших проектов создания комфортной городской среды" по благоустройству малых городов и исторических поселений не относятся ни к одному пункту отдельными видами товаров, работ, услуг, определённых Постановлением N 1085.
Данные виды работ включены в пункт 2 Приложения к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления N 1085 - "Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг". При этом, Постановлением N 1085 установлены следующие предельные величины минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 60 %, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 40%.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика имеется нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что закупка, объявленная извещением от 27.07.2021 N 0123300005621000149, отменена, Комиссией Амурского УФАС России принято решение предписание не выдавать.
Рассмотрев жалобу ООО ГК "Проф Инжиниринг", руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ГК "Проф Инжиниринг" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - администрации города Тынды Амурской области нарушение части 3 статьи 30, части 6 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3 Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: Е.В. Стрелкова
Ю.П. Лескова
И.И. Левченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 августа 2021 г. N 028/06/105-501/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2021