Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБОУ Гимназия N 587 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ИП Симонова Ю.М. (далее - Заявитель), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25698-ЭП/21 от 11.08.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по оснащению комплексными системами обеспечения безопасности (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией, охранно-тревожная сигнализация) в образовательных учреждениях Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2021 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002221000158. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 788 793, 00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует неправомерные, по мнению Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем описании объекта закупки, а также в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Из содержания документации об аукционе следует, что Заказчиком установлена инструкция по заполнению первой части заявки, которая по своему содержанию удовлетворяет требованиям Закона о контрактной системе.
При этом частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что содержащаяся в составе документации инструкция не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать и подать заявку на участие в торгах.
2. Комиссия УФАС также констатирует, что описание закупаемых товаров приведено Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об электронном аукционе.
Из содержания указанной части документации следует, что при описании товарной позиции N70 "Прибор приемно-контрольный тип 10" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Напряжение на выходных клеммах АЛС" "не14
32 В".
Из п. 11 инструкции следует, что при установлении Заказчиком требований о предоставлении диапазона возможных значений показателей используются следующие знаки (обозначения): "_" (многоточие), "-" (тире). Указанные знаки (обозначения) устанавливаются между верхней и нижней границей диапазона.
Согласно п. 14 инструкции, помимо знаков (обозначений), указанных в п.11 Инструкции, Заказчик осуществляет описание требований о предоставлении диапазона значений с использованием двух из следующих слов (словосочетаний, символов), которые могут образовывать различные комбинации: "не ", "
", "ниже", ">", "менее", "не >", "не больше", "свыше", "более". Указанные слова используются Заказчиком при описании требований к диапазону значений как совместно со знаками (обозначениями), указанными в п.11 Инструкции, так и отдельно.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что довод Заявителя в указанной части основан на неверной трактовке положения инструкции, поскольку при описании характеристики товара с использованием символа "_" (многоточие), установленного между верхней и нижней числовых границах, априори требуется представить диапазонное значение показателя, поскольку "_" используется для описания диапазонного значения показателя.
Пункт 14 Инструкции используется для описания диапазонных показателей без использования символов "_" и "-", устанавливая при этом исчерпывающий перечень знаков (обозначений), комбинации которых предписывают представить диапазонное значение.
Таким образом, в случае, если требование к значению показателя предъявлено с использованием символа "_", то участник закупки должен представить 2 (два) значения диапазона с учетом правил чтения символов "не", "
".
3. Также при описании товарной позиции N 23 "Аккумуляторная батарея тип 3" Заказчиком определено следующее требование: "Тип:" "не должна быть свинцово-кислотная".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, представленные участниками сведения не должны носить предположительный характер. При предоставлении участником закупки сведений о значениях показателей такие сведения не должны сопровождаться словами "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должно быть", "должна", "должен", "должны", "должно", "может быть", "могут быть", а также их однокоренными словами в любом роде, числе и падеже. (данное правило имеет приоритет).
Таким образом, участник закупки должен представить значение показателя без использования словосочетания "должна быть", и, как следствие, требуется представить значение показателя, однозначно указывающее, что аккумуляторная батарея не относится к свинцово-кислотному типу.
Следовательно, в указанном случае участник закупки должен представить значение "не свинцово-кислотная".
4. При описании товарной позиции N 74 "Блок резервного питания тип 6" Заказчиком определено следующее требование: "Суммарная ёмкость двух аккумуляторных батарей" " 60 не больше 80 А-ч", "Минимальная ёмкость одной аккумуляторной батареи:" "
30 не выше 40 А-ч", "Количество аккумуляторных батарей: 2".
Таким образом, относительно показателя "Суммарная ёмкость двух аккумуляторных батарей" Участник закупки должен представить диапазонное значение показателя.
При этом, при указании значения "Минимальная ёмкость одной аккумуляторной батареи" Участник закупки вправе указать ёмкость наименьшей ("Минимальной") из АКБ, поскольку производителями обозначенного товара допускается незначительная разница ёмкости АКБ, используемых в блоке резервного питания.
5. Также Комиссия УФАС отмечает, что при описании товарной позиции N109 "Прибор приемно-контрольный тип 15" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Количество двухпроводных униполярных адресных линий связи (АЛС), подключаемых к прибору" "до 4", "Количество двухпроводных униполярных адресных линий связи (АЛС), подключаемых к прибору" "от 4".
При этом, согласно инструкции по заполнению первой части заявки в случае если значения или диапазоны значений параметра указаны к нескольким вариантам значений составляющих (компонентов, видов, типов) товара, то при выборе одного или нескольких применяемых параметров товара составляющих (компонентов, видов, типов) следует указать только те характеристики, которые соответствуют выбранному составляющему (компоненту, виду, типу), а в отношении не используемых либо не применяемых характеристик товара следует не предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указать любым иным способом факт отсутствия характеристики, например, использовать слова "не нормируется", "не определяется", "отсутствует", "Х", "не применяется".
Таким образом, в указанном случае требования Заказчика позволяют выбрать 2 (два) типа приёмно-контрольных прибора в зависимости от количества АЛС:
- Прибор приёмно-контрольный с количеством АЛС до 4
- Прибор приёмно-контрольный с количеством АЛС от 4.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в вышеприведенных положениях документации об аукционе признаков нарушения Закона о контрактной системе.
6. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что при описании товарной позиции N 91 "Выключатель автоматические тип 12" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Масса полюса: 0,97/0,114 кг".
При этом, из содержания установленной Заказчиком инструкции следует, что в рассматриваемом случае участникам закупки требуется предоставить одно конкретное значение, которое должно быть больше числа, указанного слева от знака "/" и меньше числа, указанного справа от знака "/".
Таким образом, установленное Заказчиком требование во взаимосвязи с положением инструкции является неточным и не отражает потребность Заказчика, поскольку не позволяет указать соответствующее значение, удовлетворяющее установленному диапазону.
Представитель Заказчика с указанным доводом Заявителя согласился, пояснив, при установлении рассматриваемого требования была допущена техническая ошибка и данный показатель не учитывался при рассмотрении первых частей заявок, ни одна из заявок не была отклонена по цитируемому показателю.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части довод Заявителя является обоснованным, а в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к товару, не отражающих потребности Заказчика.
7. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Симонова Ю.М. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 августа 2021 г. N 44-380721
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2021