Резолютивная часть решения оглашена 16.08.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП на действия комиссии, заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса Б для нужд государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N 1" (извещение N 0128200000121004979) в присутствии:
представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - департамент, уполномоченный орган):
представителя заказчика - ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 1" Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, свою явку или явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/69-760/2021 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП на действия комиссии, заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса Б для нужд государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N 1" (извещение N 0128200000121004979).
По мнению заявителя, аукционная комиссия неправомерно признала победителя указанного электронного аукциона Общество с ограниченной ответственностью "УНР", лучшее предложение о цене контракта после победителя электронного аукциона было подано Индивидуальным предпринимателем Вдовиным Анатолием Алексеевичем.
В соответствии с пунктом 46 Информационной карты электронного аукциона для подтверждения соответствия второй части заявки требованиям, установленным пунктами 1,2,3,4,5,6,7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок N 44-ФЗ, заказчиком установлены требования к участникам аукциона, а именно предоставление в составе заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии или выписки из реестра лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Исходя из предмета закупки, требований к техническому заданию и контракта, исполнитель должен оказать услуги по обезвреживанию и утилизации медицинских отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства и СанПиН 2.1.7.2790-10, МУ 3.1.2313-08.
Вместе с тем победитель указанного электронного аукциона ООО "УНР" согласно реестра лицензий Росприроднадзора имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (серия 33 N 00186) с перечнем работ "сбор и транспортирование отходов", и не соответствует требованиям законодательства РФ для оказания услуг по обезвреживанию и утилизации отходов.
Кроме того, аукционная документация составлена заказчиком с нарушением требований законодательства РФ в части установления требований о наличии у участников лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности при обращении с медицинскими отходами класса Б. Об этом в частности говорится в письме Росприроднадзора России от 14.01.2014 N АА-03-36/306, письме Минприроды России от 25.01.2012 N 05-12-44/832.
Исходя из установленных требований законодательства РФ, любой хозяйствующий субъект имеет право оказывать услуги в отношении отходов класса Б без наличия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности при наличии договора о передаче медицинских отходов на обезвреживание (утилизацию, размещение).
На основании вышеизложенного, заявитель просит провести проверку правомерности решения аукционной комиссии при определении соответствия или несоответствия заявок на участие в аукционе, требованиям, установленным документацией о таком аукционе; провести внеплановую проверку действия заказчика в отношении формирования документации на соответствие требованиям законодательства РФ, обязать заказчика внести изменения в аукционную документацию.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
Согласно части 1 статьи 69 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
На основании части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
По доводам жалобы уполномоченный орган поясняет, что заказчиком в пункте 46 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии или выписки из реестра лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
В составе документов участник закупки ООО "УНР" предоставил лицензию на осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности N (37)-330014-СТОУ/П от 27.11.2020.
Формирование аукционной документации в том числе описание объекта закупки, осуществляется заказчиком самостоятельно.
Таким образом, уполномоченный орган Владимирской области считает, что заявка участника ООО "УНР" правомерно признана соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 01282000001210004979 не допущено, жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Представитель заказчика по существу дела пояснил следующее.
В нарушение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы о том, что содержащееся в составе аукционной документации требование о наличии у участника закупки лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности при обращении с медицинскими отходами класса Б ограничивает право заявителя в оказании услуг.
В частности из содержания протокола подведения итогов электронного аукциона от 03.08.2021 N 0128200000121004979 следует, что заявки всех участников закупки, принявших участие в аукционе признаны соответствующими требованиям документации о закупке.
В результате рассмотрения вторых частей заявок победителем электронного аукциона в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок признано ООО "УНР". Требование о наличии у участников закупки вышеуказанной лицензии не повлияли на права и законные интересы участников закупки и на результаты закупки.
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ИП Вдовина А.А. необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки -соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
На основании части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
На основании части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В пункте 46 Информационной карты электронного аукциона заказчиком установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии или выписки из реестра лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что в составе второй части заявки ООО "УНР" предоставлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности N (37)-330014-СТОУ/П от 27.11.2020.
На основании изложенного контрольный орган в сфере закупок приходит к выводу, что аукционная комиссия, действуя в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, правомерно признала заявку участника закупки (ООО "УНР") соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, в результате проведенной внеплановой проверки Комиссия установила, что аукционная документация составлена с нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Предметом указанной закупки является оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса Б для нужд государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N 1".
Пунктом 46 Информационной карты электронного аукциона заказчиком установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии или выписки из реестра лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Вместе с этим, ст. 9 Закона N 89-ФЗ установлено требование по наличию лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом непосредственное регулирование осуществления лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Необходимо отметить, что в настоящий момент понятие "отходы лечебно-профилактических учреждений" не установлено в связи с утратой силы "СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарные правила и нормы".
Кроме того, с вступлением в силу приказа Минздрава России от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" понятие "лечебно-профилактическое учреждение" утратило силу.
Вместе с этим, согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий. Требования к обращению с медицинскими отходами устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Также согласно п. 5.2.114 Положения о Минздраве России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Минздрав России осуществляет полномочия по принятию нормативных правовых актов по классификации, правилам сбора, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации медицинских отходов.
Вместе с этим, понятие "биологические отходы" определено Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, которые утверждены главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правила), а также ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения" (далее - ГОСТ).
Согласно п. 1.2 Правил биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Также понятие "биологические отходы" установлено п. 3.23 ГОСТ, в соответствии с которым биологические отходы - это биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Исходя из изложенного, отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами ЛПУ (в том числе класса Б) не подлежат регулированию Законом N 89-ФЗ и Законом N 99-ФЗ.
Следовательно, следует вывод о том, что аукционная документация разработана с нарушениями требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП на действия комиссии, заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса Б для нужд государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N 1" (извещение N 0128200000121004979) необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. В отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 августа 2021 г. N 033/06/69-760/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2021