Резолютивная часть оглашена
11.08.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "ПЕРСПЕКТИВА" на положения аукционной документации при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: Выполнение работ по реализации мероприятий по благоустройству сельских территорий муниципального района Ставропольский Самарской области (извещение N 0142300027121000116, начальная (максимальная) цена контракта - 19 972 349,28 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ПЕРСПЕКТИВА" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона.
Из жалобы ООО "ПЕРСПЕКТИВА" следует, что инструкция по заполнению первой части заявки содержит противоречивые требования, не отвечает критериям ясности, простоты, однозначности, создает сложности в подготовке хаявки, увеличивает риски отказа в допуске по формальным основаниям, оторвана от юредически и социально значимых результатов организации и проведения закупки, вводит участников закупки в заблуждение.
Заказчик представил письменные возражения, где просил отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы жалобы, письменные возражения на жалобу, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Часть 3 указанной статьи устанавливает, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Довод заявителя жалобы о том, что в "аукционной документации установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки" не находят своего подтверждения, поскольку при подаче заявки на участие в электронном аукционе участники должны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе и документацией об электронном аукционе, предусматривающими порядок участия в закупках.
Инструкция по заполнению заявки составлена с применением условных обозначений и терминологии, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Инструкция содержит четкое описание всех случаев, которые имеют место (или могут иметь место) в Требованиях к качественным характеристикам товаров, применяемых при выполнении работ, не содержит двояких толкований.
Инструкция по заполнению первой части заявки описывает три возможных случая указания значений показателей, при этом каждый показатель обозначен одним из символов:
1. В случае если в таблице "Требования к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ" Описания объекта закупки используется символ "***" участник закупки должен предоставить сведения о конкретных показателях (неизменяемый показатель) без использования слов "должен быть", "должно", "должна быть", "должен", "должна", "должно быть", "должны", "не допускается", ", "должна иметь", "должен иметь", "должно иметь","необходим", "требуется" и производных.
2. В случае если в таблице "Требования к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ" Описания объекта закупки используется символ "**" участник закупки может указывать значения данных параметров в диапазонном виде в соответствии с формулировкой диапазона, указанной в нормативно-техническом документе регламентирующим требования к данному товару, либо указать значения данных параметров в диапазонном виде в соответствии с конкретными значениями диапазона, если участник закупки обладает сведениями относительно установленных показателей. В данном случае участник закупки должен предоставить сведения о диапазоне значений показателей указав их в скобках, при этом нижний и верхний пределы диапазона значений должны быть разделены символом "-".
3. В случае если в таблице "Требования к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ" Описания объекта закупки используется символ "*", участник закупки должен предоставить сведения о конкретных показателях из представленного диапазона значений без использования слов "должен быть", "должно", "должна быть", "должен", "должна", "должно быть", "должны", "не допускается", ", "должна иметь", "должен иметь", "должно иметь", "необходим", "требуется" и производных.Использование при этом неточных технических диапазонов, значений, показателей, параметров, с применением формулировок: "не менее", "не более", "не хуже", "не уже", "или", "не ниже" и производных, и т.д. - не допускается.
Каждый показатель Таблицы обозначен одним из символов с четко определенным указанием ("конкретное значение", "диапазон значений" или "неизменный показатель"), что позволяет не описывать каждый знак и символ.
Заказчик пояснил, что в данном случае двоеточие не имеет значения для заполнения первой части заявки, а используется по правилам русского языка.
Исходя из этого, Заказчик так же предоставил ответ на запрос разъяснений: "Многообразие используемых при описании объекта знаков и условий их применения затрудняет восприятие инструкции и приводит к ошибкам при заполнении заявки. В данном случае двоеточие не имеет никакого значения для заполнения первой части заявки, слова "не менее", "не более" относятся к показателю "размер", т.е. ко всем его составляющим".
Аналогично в отношении знака "/", а именно: "Устойчивость шнура натяжения сетки к разрыву Y/Z *", действует положение инструкции: "В случае если в таблице "Требования к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ" Описания объекта закупки используется символ "*", участник закупки должен предоставить сведения о конкретных показателях".
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закна о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В пункте 3 Приложения N 1 к Техническому заданию аукционной документации "Качели в форме гнезда" была допущена опечатка в показателе "ширина", а именно согласно документации: "не менее 1180 мм", согласно данным производителя, представленным на сайте "ширина 1810 мм".
В ответе на запрос разъяснений Заказчик указал, что данный показатель не будет учитываться при рассмотрении заявок, и участник вправе указать значение ширины любого из производителей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не нарушают интересы участников закупки и не приводят к ограничению доступа к участию в таком аукционе, так как на момент окончания срока подачи заявок участников запросов разъяснений положений аукционной документации в обжалуемой части от заявителя и иных участников закупки не поступало.
Из анализа части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Заявитель документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, не представил.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ПЕРСПЕКТИВА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16 августа 2021 г. N 721-14898-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2021