Резолютивная часть оглашена
16.08.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "МЕДИКОМ" на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме по объекту закупки: На поставку регистратора/анализатора амбулаторного для длительного электрокардиографического мониторинга (извещение N 0142200001321016515, начальная (максимальная) цена контракта - 24 800 000,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "МЕДИКОМ" на положения документации при проведении электронного аукциона.
Из жалобы ООО "МЕДИКОМ" следует, что Заказчиком в нарушение части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе положения документации в части описания объекта закупки, устанавливающие требования к объекту закупки таким образом, что названным требованиям соответствует препарат только одного производителя.
Представители Заявителя просили признать жалобу обоснованной, признать положения документации по закупке противоречащими положениям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просили признать жалобу необоснованной, представили письменные возражения, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные возражения на жалобу, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
На основании части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Объектом закупки является поставка регистратора/анализатора амбулаторного для длительного электрокардиографического мониторинга.
Из пояснений Заказчика следует, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0142200001321016515 от 12.08.2021 по окончании срока подачи заявок до 11.08.2021 09:00 было подано 2 заявки от участников, с идентификационными номерами: 231, 44. Указанные заявки допущены к участию в электронном аукционе.
Кроме того, письмом N 106 от 13 августа 2021 года, ООО "НИМП ЕСН" (г. Саров Нижегородская область), производитель кардиорегистратора для комплекса суточного мониторирования ЭКГ "МИОКАРД-ХОЛТЕР-2", подтвердило соответствие своего оборудования техническим характеристикам документации об электронном аукционе.
Также, письмом N149 от 13 августа 2021 г. НАО "Институт Кардиологической техники" (г. Санкт-Петербург) являющееся производителем Комплекса аппаратно-программного носимого с цифровой записью одно-двух- трехсуточного мониторирования ЭКГ и АД (по Холтеру) "Декорда" (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 16 ноября 2020 года N РЗН 2014/972) подтвердило соответствие производимого оборудования техническим характеристикам документации об электронном аукционе.
Указанное медицинское оборудование соответствует перечню оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения (утвержден Приказом Минздрава России от 28.12.2020 N 1379н).
Согласно пункту 24 Перечня для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения допускаются аппараты холтеровского мониторирования сердечного ритма со следующими кодами видов номенклатурной классификации медицинских изделий (НКМИ):
N п/п |
Наименование оборудования (медицинского изделия) |
Код вида номенклатурной классификации медицинских изделий <1> |
24 |
Аппарат холтеровского мониторирования сердечного ритма |
156870 |
291480 | ||
291620 | ||
291680 |
Участнику закупки не требуется в заявке на участие в аукционе указывать коды НКМИ, оценка заявок участников, а также приемка товара по государственному контракту осуществляются в соответствии с установленными в документации функциональными, техническими и качественными характеристиками, независимо от кода НКМИ медицинского изделия.
На основании пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145) в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно сведениям из КТРУ по коду 25.60.12.129-00000056 описание объекта закупки отсутствует, в связи с этим у заказчика нет обязанности включить в описание товара обоснование необходимости использования дополнительной информации.
Кроме того, техническое задание документации содержит раздел "Обоснование добавления дополнительных параметров к описанию КТРУ", функциональные и технические характеристики закупаемого оборудования обоснованы с использованием соответствующих положений ГОСТ Р 56323-2014, ГОСТ Р МЭК 60601-2-47-2017.
В ответ на запросы, формируемые для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в Учреждение поступило 3 коммерческих предложения, что свидетельствует о возможности как минимум 3 хозяйствующих субъектов поставить товары, предусмотренные аукционной документацией.
Объектом закупки является поставка товара, а не его производство. Заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения медицинского оборудования, соответствующего требованиям аукционной документации, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации положения, создали преимущество отдельным участникам перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Само по себе отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта возможности поставить необходимый заказчику товар, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников.
Довод заявителя о необоснованном установлении в документации отдельных значений показателей технических параметров является несостоятельным в силу следующего.
Приложением N 3 проекта контракта "Отгрузочная разнарядка (план распределения)" установлено, что получателями медицинского оборудования выступают государственные бюджетные учреждения здравоохранения Самарской области.
Технические требования к закупаемому медицинскому оборудованию согласованы с Главным внештатным специалистом по функциональной диагностике Министерства здравоохранения Самарской области, заведующей отделением функциональной диагностики - врачом функциональной диагностики Клиник ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, доцентом кафедры терапии ИПО, кандидатом медицинских наук в соответствии с Приказом министерства здравоохранения Самарской области от 02.06.2015 N 846 "О порядке взаимодействия главных внештатных специалистов министерства здравоохранения Самарской области и государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области, при подготовке технических заданий, перечней медицинского оборудования, закупаемого в рамках государственных программ Российской Федерации и Самарской области, его технических, функциональных характеристик".
В соответствии с пунктом 3 Порядка в процессе совместной работы Специалисты и Учреждения руководствуются следующими принципами:
соответствие перечней приобретаемого медицинского оборудования и их технических и функциональных характеристик клиническим потребностям для оказания качественной медицинской помощи в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи;
исключение избыточных и завышенных требований к параметрам приобретаемого медицинского оборудования, не влияющим на клиническую эффективность проводимых исследований и качество оказания медицинской помощи, в целях недопущения неэффективного расходования бюджетных средств;
исключение требований к параметрам приобретаемого медицинского оборудования, ведущих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении процедуры его закупки, в целях соблюдения действующего законодательства и недопущения неэффективного расходования бюджетных средств.
Таким образом, технические требования к закупаемому оборудованию разработаны с учетом потребности получателей медицинского оборудования - государственных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь и специфики осуществляемой ими деятельности, имеют клиническую значимость, объективно отражают потребность при осуществлении медицинской деятельности на высоком профессиональном уровне, в том числе для диагностики и лечения коронавирусной инфекции, а также диагностирования заболеваний и состояний при осуществлении диспансеризации населения. При этом исключение/изменение либо добавление каких-либо параметров, приведет к ухудшению потребительских свойств товара и оказании медицинской помощи.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки, которые должны соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Комиссия Самарского УФАС России определила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик товара заказчиком использовались показатели и требования, как того требуют положения ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки, принимая во внимание обстоятельство, что было подано и допущено две заявки от участников закупки.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия УФАС не усматривает в положениях документации об электронном аукционе нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МЕДИКОМ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 августа 2021 г. N 734-14952-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2021