Резолютивная часть оглашена
13.08.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: заместителя председателя Комиссии - заместителя руководителя Самарского УФАС России А.Р. Баженова, заместителя начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России Е.А. Смирновой, главного государственного инспектора отдела контроля закупок Самарского УФАС России Ю.А. Королевой,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "МОНОЛИТ", ООО "СТИГМАТРАНС" на положения аукционной документации при проведении закупки по объекту: выполнение капитального ремонта фасадов здания ФГБОУ ВО ПГУТИ (извещение N 0342100000121000013; начальная (максимальная) цена контракта - 26 743 270,00 руб.).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ОО "МОНОЛИТ", ООО "СТИГМАТРАНС" на положения аукционной документации
Согласно доводу жалобы ООО "МОНОЛИТ" следует, что:
- Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системы в части определения размера обеспечения исполнения контракта;
- Заказчик неправомерно установил дополнительные требования к участникам в соответствии с п. 2.4 Постановления Правительства от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно доводам жалобы ООО "СТИГМАТРАНС":
- Заказчик установил требования к показателям товара, которые становятся известными только после проведения испытаний.
Заявители просили признать жалобы обоснованными, Заказчик представил письменные пояснения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе, в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
Заказчиком в проекте контракта было указано:
"10.1 Обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 10% цены Контракта и составляет сумму ______________ (___________) руб. __ коп.".
Таким образом, Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Указанный довод Заявителя признан обоснованным.
В своей жалобе ООО "МОНОЛИТ" указывает на то, что Заказчиком неверно установлены требования в рамках Постановления N 99.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчиком в извещении было установлено: Требования в соответствии с п. 2 приложения N 1 ПП РФ N 99 -наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Вместе с тем, объектом указанной закупки является выполнение капитального ремонта фасадов здания ФГБОУ ВО ПГУТИ. Следовательно, Заказчику необходимо было установить требования в соответствии с п. 2.4 приложения N 1 ПП РФ N 99 - наличие опыта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
На основании вышеизложенного указанный довод Заявителя признан обоснованным. Заказчиком нарушена ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы ООО "СТИГМАТРАНС":
- Заказчик установил требования к показателям товара, которые становятся известными только после проведения испытаний.
В соответствии пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Самарского УФАС России, в аукционной документации указано, что первая часть заявки должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
При этом, требование о предоставлении конкретных показателей в составе первой части заявки в документации не содержится.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признаны необоснованным.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" необоснованной;
2. Признать жалобу ООО "МОНОЛИТ" обоснованной;
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе;
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений;
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
П Р Е Д П И С А Н И Е
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
N 730-9842-21/4, 731-9842-21/4
Предписание оглашено:
13.08.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "МОНОЛИТ", ООО "СТИГМАТРАНС" на положения аукционной документации при проведении закупки по объекту: выполнение капитального ремонта фасадов здания ФГБОУ ВО ПГУТИ (извещение N 0342100000121000013; начальная (максимальная) цена контракта - 26 743 270,00 руб.).
в присутствии представителей: от Заявителя - уведомлены, представители не явились, ходатайств не направляли; от Заказчика - Сотников Е.А. (доверенность),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику при заключении контракта устранить допущенные нарушения, привести проект контракта на выполнение капитального ремонта фасадов здания ФГБОУ ВО ПГУТИ, в соответствие с требованиями ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе, с учетом мотивировочной части решения Комиссии Самарского УФАС России по жалобе ООО "МОНОЛИТ" от 13.08.2021 г. N 730-9842-21/4;
2. Аукционной Комиссии при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе не учитывать п. 2 Постановления N 99, указанный в мотивировочной части решения Комиссии Самарского УФАС России по жалобе ООО "МОНОЛИТ" от 13.08.2021 г. N 730-9842-21/4;
3. Оператору электронной площадки обеспечить техническую возможность исполнения предписания с учетом решения Комиссии Самарского УФАС России от 13.08.2021 г. N 730-9842-21/4.
В соответствии с частью 28 статьи 99 Закона о контрактной системе Заказчику, Оператору электронной торговой площадки необходимо сообщить о выполнении настоящего предписания не позднее 10 рабочих дней со дня его получения, направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение предписания.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, настоящее предписание обязательно для исполнения.
Примечание: В соответствии со статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 августа 2021 г. N 730-9842-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2021