Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО НПО "Экологическая безопасность" (вх.N 013467) (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии N4 по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере здравоохранения, строительства и дорожной деятельности, широкого назначения путем проведения конкурсов, аукционов и запросов предложений при проведении открытого конкурса в электронной форме на Выполнение работ по лесоустройству Кизеловского лесничества Пермского края (изв. N 0156200009921000433) (далее - Конкурс, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Единой комиссии.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 11.08.2021 N 009655-21) рассмотрение жалобы было назначено на 12.08.2021 в 15:00 ч.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв до 17:00 12.08.2021 с целью анализа доводов жалобы, конкурсной документации, заявок участников конкурса и протоколов, составленных в ходе определения подрядчика. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено Комиссией в прежнем составе в отсутствии представителей сторон. Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2021.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000433 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) в интересах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по лесоустройству Кизеловского лесничества Пермского края.
В соответствии с извещением и конкурсной документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.06.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 89 217 107,04 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 22.07.2021 г.
Согласно информации из протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 30.07.2021 NППИ1, победителем открытого конкурса признано ФГБУ "Рослесинфорг".
Заявитель жалобы считает, что Единой комиссией был неправомерно непринят к оценке представленный им в составе заявки контракт N К/18 от 18.10.2018 по критерию "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ сопоставимых по характеру с предметом настоящего конкурса", а также неправомерно допущен к участию в конкурсе ФГБУ "Рослесинфорг" в связи с неприведением устава данной организации в соответствие с антимонопольным законодательством РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 4, 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее также - Правила N 1085).
"Оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены (п. 3 Правил N 1085).
Согласно п. 8 Правил N 1085, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно п. 11 Правил N 1085, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п. 27 Правил N 1085, Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
В силу ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 12 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме должен содержать информацию:
1) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки на участие в таком конкурсе которых были рассмотрены;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме (с указанием ее идентификационного номера, присвоенного в соответствии с частью 10 статьи 54.4 настоящего Федерального закона), к участию в таком конкурсе и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме этого участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
3) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
4) о соответствии или несоответствии заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
5) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
6) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по установленным критериям;
7) о присвоенных заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме значениях по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в таком конкурсе;
8) о принятом на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме решении о присвоении этим заявкам порядковых номеров;
9) о наименовании (для юридических лиц), фамилии, об имени, отчестве (при наличии) (для физических лиц), о почтовых адресах участников открытого конкурса в электронной форме, заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме которых присвоены первый и второй номера.
Согласно ч. 14 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.
В соответствии с п. 2, 3 раздела 5 Конкурсной документации, наименование объекта закупки - Выполнение работ по лесоустройству Кизеловского лесничества Пермского края. Описание объекта закупки, информация о количестве товара - Указаны в Приложении 3 "Техническое задание", в Приложении 4 "Проект контракта".
Согласно п. 5 раздела 8 информационной карты документации, критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев указаны в Приложении 1 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки" настоящей конкурсной документации (далее также - Критерии).
Согласно установленным в приложении N 1 к документации Критериям, оценка заявок конкурсной комиссией проводится по двум критериям: Цена контракта (значимость критерия - 60%), Квалификация участников закупки (значимость критерия - 40%).
В рамках критерия "Квалификация участников закупки" заказчиком установлен два показателя: "Наличие у участника конкурса специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющих высшее профессиональное образование по специальности "Лесное хозяйство" и (или) "Лесное и лесопарковое хозяйство" и (или) "Лесное дело" и непрерывный стаж работы не менее одного календарного года" и "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ сопоставимого* по характеру с предметом настоящего конкурса".
В рамках показателя "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ сопоставимого* по характеру с предметом настоящего конкурса", Единой комиссией оцениваются: наибольшая цена одного из исполненных* контрактов (договоров) по выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимых* по характеру с предметом настоящего конкурса (далее - контракт). Информация об исполненном участником конкурса контракте (договоре) должна быть размещена в реестре контрактов или в реестре договоров на официальном сайте "Единая информационная система в сфере закупок" (zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС).
*Под сопоставимыми по характеру и объему предмету конкурса работами (услугами) для оценки по данному показателю понимаются: работы (услуги)** по лесоустройству лесничеств на землях лесного фонда в границах субъектов Российской Федерации**, выполненные (оказанные) за последние 5 лет, предшествующие дате подачи заявки на участие в конкурсе.
Обязательства по контракту должны быть выполнены без применения неустоек (штрафов, пени). Просрочка выполнения работ (услуг) не допускается.
**Данные работы (услуги) должны быть поименованы в предмете контракта и(или)техническом задании.
Документами, подтверждающими опыт, являются:
1. Копия исполненного контракта выполнению работ (по оказанию услуг) сопоставимых* по характеру предмету настоящего конкурса, со всеми приложениями и/или изменениями (при наличии), с указанием номера реестровой записи контракта (договора) из реестра контрактов или реестра договоров ЕИС;
2. Копии актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), подписанные обеими сторонами.
***Все документы должны быть представлены участником конкурса в составе заявки в полном объеме.
Опыт выполнения работ (оказания услуг), сопоставимых* по характеру предмету настоящего конкурса считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия копии исполненного контракта на выполнение работ (оказания услуг) сопоставимых* по характеру предмету настоящего конкурса;
и (или)
- отсутствия приложений (при наличии) по исполненному контракту на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимых* по характеру предмету настоящего конкурса, в том числе отсутствия изменений по исполненному контракту на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимых* по характеру предмету настоящего конкурса (при наличии таких изменений);
и (или)
- отсутствия копий актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), подтверждающих стоимость выполненных работ (оказанных услуг) и факты приемки работ (услуг) заказчиком по контрактам сопоставимых* по характеру предмету настоящего конкурса;
и (или)
- несоответствия тематики (предмета) контракта предмету настоящего конкурса (выполнение работ (оказание услуг)) сопоставимого* по характеру предмету настоящего конкурса;
и (или)
- срок исполнения контракта не приходится на период за последние 5 лет по дату подачи заявки на участие в конкурсе;
и (или)
- наличия штрафов, пени, неустоек, начисленных Поставщику (подрядчику, исполнителю) при исполнении представленного контракта;
и (или)
- документы*, представленные в составе заявки участника конкурса, не в полном объеме.
Комиссией установлено, что ООО НПО "Экологическая Безопасность" в составе заявки на участие в электронном конкурсе представлено 5 контрактов на оказание услуг сопоставимого характера и объема с предметом настоящего конкурса.
При этом Контракт N 851К/18 от 18.10.2018 г. имеет самою большую цену - 38 840 000,00 рублей. Однако, в составе заявки Заявителя не представлено дополнительного соглашения к данному контракту от 26.09.2019 г., а также акта N 2 сдачи-приемки выполненных работ от 07.11.2019 г.
Таким образом, исходя из положений порядка оценки, опыт выполнения работ по данному контракту считается неподтвержденным.
Между тем, Единой комиссией принят к оценке государственный контракт N 339ЭА/20 от 27.05.2020, заключенный по цене 20 329 053,56 рублей, в отношении которого представлены все требуемые для оценки документы.
Кроме того, из пояснений Единой комиссии следует, что в случае принятия к оценке Контракта N 851К/18 от 18.10.2018, результаты открытого конкурса и итоговый рейтинг участников закупки не изменился, учитывая, что расчет баллов по данному показателю производится пропорционально наибольшему предложению среди всех участников конкурса и учитывая представление вторым участником открытого конкурса для оценки по данному показателю исполненного контракта на сумму 105 013 239,00 рублей.
Таким образом, довод жалобы о неправомерном непринятии к оценке Контракта N 851К/18 от 18.10.2018, признается Комиссией необоснованным.
В части довода жалобы о неправомерном допуске к участию в Конкурсе ФГБУ "Рослесинфорг" в связи с неприведением устава данной организации в соответствие с антимонопольным законодательством РФ, Комиссия отмечает следующее.
Согласно части 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Частью 1 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что Оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными частью 2 настоящей статьи, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных настоящим Федеральным законом, помимо прочих документов, копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык учредительных документов юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Заявка, поданная ФГБУ "Рослесинфорг", содержала необходимые учредительные документы, в том числе устав организации, и соответствовала требованиям, установленным конкурсной документацией. Комиссия отмечает, что несоответствие учредительных документов антимонопольному законодательству не свидетельствует об их недействительности.
Следовательно, на момент принятия решения о признании заявки соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, у Единой комиссии не имелось оснований полагать, исходя из файлов заявки, что вторая часть заявки участника содержала недостоверную информацию.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о неправомерном допуске к участию в Конкурсе участника ФГБУ "Рослесинфорг" признается Комиссией необоснованным.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО НПО "Экологическая безопасность" (вх.N 013467) на действия Единой комиссии N4 по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере здравоохранения, строительства и дорожной деятельности, широкого назначения путем проведения конкурсов, аукционов и запросов предложений при проведении открытого конкурса в электронной форме на Выполнение работ по лесоустройству Кизеловского лесничества Пермского края (изв. N 0156200009921000433) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 августа 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2021