Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ГКП N5" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание медицинских услуг патолого-анатомические исследования биопсийного (операционного)материала (изв. N 0356500001221000085),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001221000085 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание медицинских услуг патолого-анатомические исследования биопсийного (операционного) материала.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 800 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 02.08.2021 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования к лицензии, противоречащие нормам законодательства, которые вводят участника закупки в заблуждение, положения контракта не соответствуют объекту закупки.
В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В силу п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ N 291 от 16.04.2012 г. "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" утвержден перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в который входят в числе прочего услуги по гистологии и патологической анатомии.
Исходя из совокупности изложенного, участнику закупки необходимо обладать лицензией на осуществление медицинской деятельности в области гистологии и патологической анатомии.
Требование о предоставлении в составе второй части заявки упомянутой лицензии установлено Заказчиком в п.2 раздела 8 информационной карты аукционной документации.
В соответствии с п.3 раздела 5 информационной карты описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
В общей части технического задания указано: "Наличие Лицензии по адресам лицензирования, при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по гистологии и патологической анатомии, При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях дневного стационара по гистологии и патологической анатомии, при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по гистологии и патологической анатомии (Приказ Минздрава России от 25 марта 2019 г. N 155н,Приказ Минздрава России от 11 марта 2013 N 121н "Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг)")".
При этом в п.1.3 технического задания установлено, что место оказания услуг: на базе Исполнителя, Наличие Лицензии по адресам лицензирования, при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по гистологии и патологической анатомии"
- данные условия определены приказом. (Приказ Минздрава России от 25 марта 2019 г. N 155н, Приказ Минздрава России от 11 марта 2013 N 121н "Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг). Является существенным условием.
В соответствии с п. 1.1 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 1.03.2013 N 121 н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" (далее Приказ N 121 н) организация и выполнение работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях осуществляется в соответствии, в том числе, с правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2016 N 179н утверждены "Правила проведения патолого-анатомических исследований" (далее - Приказ 179н). Правила устанавливают порядок проведения патолого-анатомических исследований в патолого-анатомических бюро или патолого-анатомических отделениях медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по патологической анатомии и гистологии.
Таким образом, в зависимости от видов и условий оказания медицинской помощи пациентам лицензия на осуществление медицинской деятельности должна содержать соответствующие услуги согласно Приказу N 121 н.
Аналогичный вывод содержится в ответе, полученном на запрос Комиссии Пермского УФАС от Министерства Здравоохранения Пермского края.
Согласно статье 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь оказывается в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
В соответствии с п.6 Приказа 179н, прижизненные патолого-анатомические исследования проводятся в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи при наличии медицинских показаний.
В п.7 Приказа 179н указано, что прижизненные патолого-анатомические исследования проводятся в следующих условиях:
1) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), кроме случаев вызова медицинского работника на дом;
2) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
3) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
В соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности, выданной Заказчику, виды медицинских услуг проводятся амбулаторно или в условиях дневного стационара.
Исходя из совокупности изложенного выше, Заказчик не может оказывать медицинские услуги стационарно, а также прижизненные патолого-анатомические исследования не проводятся при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, что противоречит положению общей части технического задания.
Кроме того, из текста технического задания в совокупности с требованиями п.2 раздела 8 информационной карты аукционной документации не предоставляется возможным сделать однозначный вывод о том, какой вид и условия оказания медицинской помощи должны быть указаны в лицензии участника закупки.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч.4 ст. 64 Закона о закупках, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Во исполнение данного требования Заказчиком в составе аукционной документации опубликован проект контракта.
В соответствии с п. 4.4.9 проекта контракта, Исполнитель обязан при проведении лабораторных исследований использовать материалы и оборудование, имеющие сопроводительные документы, в том числе декларации о соответствии, сертификаты соответствия, регистрационные удостоверения.
Согласно п. 4.4.10 проекта контракта, Исполнитель также обязан по требованию Заказчика предоставлять результаты внешней оценки качества и внутри лабораторного контроля качества лабораторных исследований.
В п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано, что диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Таким образом, лабораторные исследования и патолого-анатомические исследования, являющиеся объектом оспариваемой закупки относятся к различным видам диагностики.
Следовательно, поскольку Заказчиком в проекте контракта установлены требования к услугам, не являющимся объектом настоящей закупки, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница на действия ГБУЗ ПК "ГКП N5" при проведении электронного аукциона на оказание медицинских услуг патолого-анатомические исследования биопсийного (операционного)материала (изв. N 0356500001221000085) обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения требований п.п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 августа 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2021