Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.Э. Жуковой, заместителя начальника отдела, А.П. Безруких, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Горбатовой Дарьи Юрьевны на действия заказчика - ФКУ "Следственный Изолятор N 1 Главного Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний по Красноярскому Краю" (далее - заказчика) при проведении электронного аукциона "Поставка кондиционеров", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Чащина С.А. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ", номер извещения N0319100025121000065.
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление (исх.N 11839 от 10.08.2021) о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмом ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы состоялось в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя посредством интернет - видеоконференции.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшейся 16.08.2021 минут присутствовал податель жалобы, представитель заказчика ранее ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком нарушены положения ст. 64 Закона о контрактной системе, а именно заказчиком не применен код КТРУ 28.25.12.130-00000021 и при описании характеристик кондиционера в аукционной документации использованы характеристики и требования ограничивающие доступ в аукционе.
С доводами подателя жалобы заказчик не согласился, изложив и представив письменные пояснения по данному факту (вх.N14839 от 11.08.2021).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного "Поставка кондиционеров".
В Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 06.08.2021 г. было размещено извещение о проведении аукциона. Вместе с размещением в ЕИС была размещена документация электронного аукциона вместе с информационной картой.
В описании объекта закупки установлено:
1 |
Кондиционер 2,5 Квт Тип кондиционера: сплит-система; Цвет: белый; Обслуживаемая площадь помещения: не менее 25 м Режим работы: охлаждение/обогрев; Производительность в режиме обогрева, кВт: не менее 2,7 кВт; Производительность в режиме охлаждения, кВт: не менее 2,65 кВт; Уровень шума внутреннего блока: не более 24дБ; Уровень шума внешнего блока: не более 50дБ; Тип фреона: R 410A; Пульт дистанционного управления: в наличии; Габаритный размер внутреннего блока (ШхГхВ): не более 690х199х283мм; Габаритный размер внешнего блока(ШхГхВ): не более 665х280х420 мм; Вес внешнего блока в упаковке: не менее 23 кг; Вес внутреннего блока в упаковке: не менее 10 кг. Таймер Самодиагностика Антикоррозийное покрытие функция запоминания параметров Длина трассы 6 м. |
5 шт. |
2 |
Кондиционер 3,5 Квт Тип кондиционера: сплит-система; Цвет: белый; Обслуживаемая площадь помещения: не менее 35 м Режим работы: охлаждение, обогрев, вентиляция, осушение, авто Мощность охлаждения: не менее 3,55 кВт; Мощность обогрева: не менее 3,65 кВт; Номинальная мощность охлаждения: не менее 1,106 кВт; Номинальная мощность обогрева: не менее 1,011 кВт; Температурный режим работы внешнего блока, °C: до не менее -7 Пульт дистанционного управления: в наличии; Габаритный размер внутреннего блока (ШхГхВ): не более 750х200х285мм; Габаритный размер внешнего блока(ШхГхВ): не более 710х240х500 мм; Вес внешнего блока: не менее 25 кг; Вес внутреннего блока: не менее 9 кг. Следующий функционал должен быть в наличии Скрытый дисплей "Мираж" Антикоррозийное покрытие Функция самоочистки Обнаружение утечки хладагента Авторестарт Функция запоминания параметров Режим TURBO Глубокий сон Функция iFeel Автоматическое оттаивание Таймер Самодиагностика Двустороннее подключение дренажа Автоматическая регулировка положения жалюзи по вертикали Реугулировка скорости вращения вентилятора Низкий уровень шума Выключение дисплея с пульта ДУ Длина трассы 6 м. |
6 шт. |
Изучив доводы жалобы, пояснения сторон и документацию об аукционе, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации Постановлением от 08.02.2017 N 145 утвердило Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Комиссия, изучив описание объекта закупки и характеристики указанной подателем жалобымодели кондиционера, установила, что между ними действительно имеется соответствие по параметрам. Между тем описание объекта закупки не устанавливает строгое соответствие числовым параметрам, а допускает поставку товара с характеристиками ниже или выше заявленных (в описании объекта закупки используются слова "не более" или "не менее"
При рассмотрении довода подателя жалобы о необходимости использования заказчиком позиции КТРУ 28.25.12.130-00000021, Комиссией установлено, что при проведении электронного аукциона использовался код ОКПД-2 28.25.12.130. Заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки. Кроме того, производится комплексное оснащение объекта строительства, следовательно, объект закупки технически и функционально взаимосвязаны (габаритные размеры, вес оборудования и т.д.). Учитывая указанный код ОКПД2 на закупаемый товар, позиции каталога не содержат характеристик, в связи с чем требования Правил использования каталога не применяются. Кроме того, по позиции КТРУ 28.25.12.130-00000021, указанные подателем жалобы, характеристики товара не являются обязательными для применения.
Кроме того, Описание объекта закупки содержит предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии не установленных в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации РФ.
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что в данной части аукционной документации уполномоченным органом, исходя из потребности заказчика, сформулированы функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, установлены максимальные, минимальные, неизменные показатели характеристик закупаемого товара, позволяющие определить потребность заказчика.
Комиссия отмечает, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки электронного аукциона, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком, исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
Комиссия приходит к выводу, что требования технической документации заказчика не противоречат положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, не ограничивают число участников проводимой закупки, поскольку заказчиком применены показатели, касающиеся технических и качественных характеристик товара, также указаны максимальные и минимальные значения некоторых параметров; показатели, которые не могут быть изменены. Кроме того, Описания объекта закупки не содержит указаний на конкретную модель медицинского оборудования или конкретного производителя.
Комиссия обращает внимание на то, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие требования к закупаемым товарам, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к работам, товарам и их характеристикам, а также причины их установления.
В то же время Комиссия учитывает, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе.
Однако, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки, исходя из следующего.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Условия аукционной документации, предъявляющие дополнительные требования к объекту закупки, его объективным качественным характеристиками сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону о контрактной системе либо антимонопольному законодательству, если у Комиссии отсутствуют доказательства того, что соответствующее условие включено в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в торгах какого-либо иного лица.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки документации о проведении электронного аукциона требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в Описании объекта закупки электронного аукциона требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Вместе с тем заявителем в составе жалобы и на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, а также не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода и ограничение количества участников закупки, в связи с чем довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ИП Чащина С.А. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
А.П. Безруких
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 августа 2021 г. N 024/06/105-2066/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2021