Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
Членов комиссии:
При участии (ВКС):
рассмотрев жалобу ООО "Здравко",
У С Т А Н О В И Л А:
06.08.2021 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Здравко" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства улично-дорожной сети муниципального образования "Город Киров" (номер извещения 0340200003321008401). Уполномоченным учреждением является КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены нормы ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: Заказчиком в документации не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1236, а также не размещено в ЕИС обоснование невозможности соблюдения запрета; Заказчиком в документации не установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства N 878, не размещено в ЕИС обоснование невозможности соблюдения ограничения. Заказчиком незаконно не установлены требования о предоставлении в составе заявки конкретных показателей товаров, которые будут использоваться, чем нарушены требования ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В нарушение Постановления Правительства РФ N 99, в документации Заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в п. 5.14 Технического задания, чем ограничивает участие в закупке.
Рассмотрение жалобы назначалось на 12.08.2021 года, откладывалось на 13.08.2021 года.
Заявитель, Заказчик, Уполномоченное учреждение надлежащим образом извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Уполномоченное учреждение явку представителя не обеспечило, направило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия, указав в представленных пояснениях, что не принимает участие в разработке технического задания по аукциону.
Из письменных пояснений Заказчика, подтвержденных на заседании комиссии, установлено, что устанавливаемое оборудование, имеющее в составе аппаратно-программное обеспечение, является функциональной характеристикой объекта закупки, его составной частью, на которые не распространяется запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ N 1236, и не требует обоснования не применения. Кроме того, установление в документации ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 также не требуется ввиду того, что закупаются работы, а не товар.
Заказчиком в документации не установлены требования к товару, который не является предметом закупки, участники должны лишь дать согласие на выполнение работ по предмету контракта, что также указано в Инструкции по заполнению заявки.
Требование, указанное в п. 5.14 Технического задания обусловлено технологической сложностью оборудования, его специфичностью, высокой стоимостью. Работы по монтажу и пуско-наладке оборудования, должно осуществляется лицами, прошедшими курс обучения от завода-изготовителя данного типа оборудования, для возможности в дальнейшем Заказчику предъявлять гарантийные требования к оборудованию (при необходимости). Данное требование установлено для Подрядчика, а не для участника закупки, что не ограничивает конкуренцию и не нарушает Закон о контрактной системе.
Заказчик считает доводы не обоснованными, просит в удовлетворении требований отказать.
Изучив представленные пояснения и документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
29.07.2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru/ размещено извещение 0340200003321008401 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства улично-дорожной сети муниципального образования "Город Киров". Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 57 156 213,33 руб. Дата окончания подачи заявок - 06.08.2021 года.
Согласно Техническому заданию, работы по установке элементов обустройства (светофорных объектов) на улично-дорожной сети МО "Город Киров включают в себя демонтаж существующих СО, установку оборудования, создание транспортных волоконно-оптических сетей передачи данных и подключения к ним оборудования, монтажные и пусконаладочные работы, организацию сбора и передачи данных мониторинга.
1. Относительно довода о не установлении в закупке запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1236, об отсутствии обоснования невозможности соблюдения запрета установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Таким образом, данное Постановление Правительства N 1236 не применяется, так как объектом закупки является выполнение работ по установке элементов обустройства улично-дорожной сети муниципального образования "Город Киров", а не поставка программного обеспечения.
Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
2. Относительно довода о не установлении в документации ограничения на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства N 878, об отсутствии обоснования невозможности соблюдения ограничения установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление Правительства РФ N 878) установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу, (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Постановлением Правительства N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с общероссийским классификатором ОКПД2.
Как установлено материалами дела, объектом закупки является выполнение работ по установке элементов обустройства улично-дорожной сети муниципального образования "Город Киров" (код ОКПД 2 - 42.11.20.000), которые не входят в упомянутый перечень.
Довод Заявителя не обоснован.
3. Относительно довода о не установлении Заказчиком требования о предоставлении в составе заявки конкретных показателей товаров, которые будут использоваться при выполнении работ, чем нарушены требования ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать, в том числе:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается Заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Из пояснений Заказчика установлено, что товар, используемый при выполнении работ, не ставится на баланс и не передается в собственность заказчику, в связи с чем в аукционной документации установлено требование о предоставлении участником закупки в составе первой части заявки исключительно согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
Согласно п. 8.1 Информационной карты установлено, что в первой части заявки участник аукциона предоставляет информацию, предусмотренную разделом 1 инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Так, в разделе 1 Инструкции установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать (за исключением случая указанного в пункте 3 настоящего раздела), в том числе согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
В пп. 4 п. 1.1 раздела 1 Инструкции установлено, что при осуществлении закупки на выполнение работ (оказание услуг), когда заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ (оказании услуг), первая часть заявки должна содержать исключительно согласие участника электронного аукциона на выполнение работ (оказание услуг) на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Техническим заданием документации установлены требования к используемым товарам при выполнении работ, Заказчиком не установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
4. Относительно довода о нарушении Постановления Правительства N 99 ввиду установления дополнительных требований к участникам закупки в п. 5.14 Технического задания, что является ограничением потенциальных участников в участии в аукционе, установлено следующее.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
Пунктом 7.2 Информационной карты аукциона установлены дополнительные требования к участникам аукциона в соответствии с п. 2 (3) Приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 99, а именно:
Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Подтверждением соответствия участника электронного аукциона дополнительным требованиям являются электронные документы (их копии):
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно п. 5.14 Технического задания Аукциона, установка/монтаж и пусконаладочные работы осуществляется лицами, прошедшими курс обучения по монтажу и обслуживанию данного типа оборудования. Квалификация данных лиц должна подтверждаться сертификатами/свидетельствами от производителя устанавливаемого оборудования или уполномоченных организаций.
Согласно пояснениям Заказчика следует, что данное требование обусловлено технологической сложностью оборудования, его специфичностью, высокой стоимостью. Работы по монтажу и пуско-наладке оборудования, должно осуществляется лицами, прошедшими курс обучения от завода-изготовителя данного типа оборудования, для возможности в дальнейшем Заказчику предъявлять гарантийные требования к оборудованию (при необходимости). При рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что от участника закупки не требуется предоставления в составе заявки каких-либо документов по обучению сотрудников.
Кроме того, пунктом 2 Информационной карты аукционной документации установлено, что во второй части заявки участник предоставляет информацию и документы, предусмотренные разделом 2 инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, который не содержит информацию о предоставлении документов, установленных в п. 5.14 Технического задания.
Довод Заявителя не обоснован.
Комиссия, руководствуясь статей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Здравко" на действия МКУ "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства улично-дорожной сети муниципального образования "Город Киров" (номер извещения 0340200003321008401).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 13 августа 2021 г. N 043/06/14-699/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2021