Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "АйТи Ком" (далее - Заявитель) на действия Министерства цифрового развития Республики Дагестан (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008421001926 "Организация защищенных каналов передачи данных между участками мировых судей и ГАС "Правосудие" в рамках ViPNet-сети N 2365 Правительства Республики Дагестан" (далее - Аукцион), в присутствии представителя Заявителя - Директора ООО "АйТи Ком" - Половинко А.Ю., представителей Заказчика: Абдуллаева Р.М. (Доверенность от 12.08.2021 г. N08/1), Абдулаева Ш.М. (Доверенность от 12.08.2021 г. N08/2), Бакриева М.С. (Доверенность от 12.08.2021 г. N08/3), в отсутствии представителей иных сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
05.08.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также на предоставление разъяснений положений документации об Аукционе с нарушением установленных требований.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
29.07.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация по проведению Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 14 061 100,00 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и в аукционной документации установлены различные ограничения и запреты.
В извещении о проведении Аукциона указано:
"Ограничения: Условие допуска Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
В п. 10.2 части I документации об Аукционе указано:
"Установлены следующие требования:
1. "Условия допуска"
Основание: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от предложенной цены контракта. Данный порядок не применяется в случаях, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н.
Для целей реализации приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н установлено требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке страны происхождения поставляемого товара_
3. "Запрет":
Установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, документация об Аукционе не соответствует извещению о проведении Аукциона в части сведений об установлении запрета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
10) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Представитель Заказчика пояснил, что формулировка аукционной документации в части установленных условий допуска в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н свидетельствует о неустановлении данных условий допуска.
По мнению Комиссии, формулировка документации об Аукционе "Данный порядок не применяется в случаях, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н", не позволяет содержит достоверной информации об установлении или неустановлении указанных условий допуска.
Таким образом, документация об Аукционе в нарушении ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не содержит информацию, указанную в извещении о проведении аукциона.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
При этом, Заказчиком предоставлено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 04.08.2021 NРД2:
"_Так же заказчиком в аукционной документации даны разъяснения, что данный порядок не применяется в случаях, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н. Одним из таких случаев является установление запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона 44-ФЗ".
Учитывая текст предоставленных разъяснений, Комиссия приходит к выводу о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты Аукциона.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N878, документация об Аукционе не содержит обоснования неприменения указанного ограничения по товару Криптошлюз/МЭ - Тип 2.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Комиссией установлено, что предметом контракта являются Криптошлюз/МЭ - Тип 2, которое присутствует в Перечне.
При этом Заказчиком ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе ограничение в соответствие с Постановлением Правительства N878 не установлено.
Пункт 4 Постановления Правительства N878 предусматривает:
Установить, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В соответствии с п. 5 Постановление Правительства N878:
Установить, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком не исполнено требование п. 5 Постановление Правительства N878 об опубликовании обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В опубликованном обосновании невозможности соблюдения ограничения, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N878, не содержится обоснования по товару Криптошлюз/МЭ - Тип 2
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
При этом на участие в Аукционе подано 6 заявок, которые допущены к участию в нем. В ходе торгов начальная (максимальная) цена снижена на 14%.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результаты Аукциона.
3. Заявитель указывает, что требованиям Заказчика отвечает товар одного производителя.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в аукционной документации указано:
"*Поставка программно-аппаратного обеспечения других разработчиков не допускается ввиду необходимости обеспечения совместимости, взаимодействия и интеграции с существующими на стороне ЦОД ГАС "Правосудие" (ЕЗСГАС) программно-техническими решениями. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указание на товарные знаки возможно в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Техническая поддержка, установка и настройка ПАК ИВК Крипто ИСП.2 АП-1 (Криптошлюз), осуществляется компанией производителем АО "ИВК"".
Комиссия приходит к выводу, что требования Заказчика к закупаемому товару не противоречат п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным.
4. Заявитель указывает, что аукционная документация не содержит информации о предоставлении Заказчиком участнику закупки доступа к АРМ Администратора ИБ, без которого невозможно оказать услуги. При этом Заявитель ссылается на предоставленные разъяснения положений документации об Аукционе.
Заказчик в разъяснении положений документации об электронном аукционе от 04.08.2021 NРД3 указал:
"В соответствии с аукционной документацией в обязанности Заказчика не входит предоставление доступа к АРМ Администратора ИБ. Для получения необходимого разрешения следует обратиться к оператору сети, указанной в АД".
По мнению Комиссии, указанные разъяснения не свидетельствуют о том, что доступ к АРМ Администратора ИБ не будет предоставлен.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что доступ будет предоставлен оператором сети победителю Аукциона. Заказчик окажет содействие в получении указанного доступа.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
5. Заявитель указывает, что на направленный запрос Заказчиком предоставлен неполный ответ с нарушением сроков.
Согласно ч. 3 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как усматривается из опубликованной в ЕИС информации, в адрес оператора электронной площадки 29.07.2021 был направлен запрос, в котором участник просил разъяснить положения аукционной документации.
Заказчиком, Уполномоченным органом опубликованы разъяснения положений документации об Аукционе с нарушением установленного в ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе 04.08.2021.
Ответственность за данные правонарушения установлена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
При этом на участие в Аукционе подано 6 заявок, которые допущены к участию в нем. В ходе торгов начальная (максимальная) цена снижена на 14%.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результаты Аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 1 статьи 64 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты Аукциона, предписание не выдавать.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
В.А. Агамирзаев
А.Ш. Магомедов
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 12 августа 2021 г. N 005/06/106-1827/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2021