Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
в отсутствие представителей Комитета дорожного хозяйства РСО - Алания и представителя ООО "Независимый экспертно-ревизионный центр", надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Независимый экспертно-ревизионный центр" далее - ООО "НЭРЦ", Заявитель) на действия государственного заказчика - Комитет дорожного хозяйства РСО - Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0310200000321001862 на оказание услуг строительного контроля по объекту "Реконструкция автодорожного тоннеля на км 2,66 автомобильной дороги от федеральной автодороги А-164 "Транскам" до объекта незавершенного строительства автодороги от с. Н. Зарамаг к рекреационному комплексу "Мамисон"" (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
09 августа 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "НЭРЦ" на действия Комитета дорожного хозяйства РСО - Алания при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в Конкурсной документации открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001862 Заказчик в разделе 12 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" указывает следующее:
Критериями оценки заявок (предложений) на участие в открытом конкурсе в электронной форме являются:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом в пункте 3 "Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки" указано следующее:
В качестве показателя нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" используется показатель:
опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера к объему.
В то же время в пункте 3.3. Конкурсной документации указано, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки. Для использования в целях оценки заявок шкалы оценки заказчиком установлено количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником конкурса.
При этом, к нестоимостным критериям относится критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, который состоит из таких подкритериев как:
- опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (всего) в том числе наличие:
1) специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (до 3 специалистов -0 баллов; от 3-х до 4 специалистов -5 баллов, от 5 специалистов до 10 -10 баллов, от 10 специалистов до 15-20 баллов, от 15 специалистов до 20 -25 баллов, от 21 специалиста и более 30 баллов);
2) оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, (лаборатории) (Нет- 0 баллов. Наличие -20 баллов);
3) опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (три последних года) (нет-0 баллов, 5 исполненных договоров - 5 баллов, 10 исполненных договоров -10 баллов, 20 исполненных договоров-20 баллов, 25 исполненных договоров-25 баллов, свыше 30 исполненных договоров -30 баллов).
Однако в указанной шкале предельных величин значимости показателей оценки в разделе "нестоимостные критерии" помимо такого критерия как опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, указываются такие критерии как: "специалисты и иные работники определенного уровня квалификации" и "наличие оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании,(лаборатории)".
То есть, изначально Заказчик указывает в Конкурсной документации на один показатель нестоимостного критерия, а в шкале предельных величин значимости показателей оценки он указывает 3 (!) показателя, чем вводит в заблуждение участников закупки.
Кроме того, если в таком показателе как "опыт участника" установлены определенные критерии, по которым предоставленные участником закупки документы будут засчитываться заказчиком и будут начисляться баллы (стоимость каждого из таких контрактов должна составлять не менее 100 =ста процентов начальной (максимальной) цепы контракта, на право заключить который проводит настоящая закупка: учитываются контракты на выполнение соответствующих работ, по которtым стороной выступает участник закупки (подрядчиком)), то для такого показателя как "специалисты иные работники определенного уровня квалификации" не установлено никаких критериев кроме количества), по которым Заказчик будет выставлять баллы - какие именно "специалисты" и какие работники имеются в виду Заказчиком? Что такое "определенный уровень квалификации и чем участник должен его подтвердить? Более того, не указано, какие подтверждающие наличие таких "специалистов" и "иных сотрудников" документы необходимо приложить участнику - достаточно только копии трудовой книжки или нужен еще и трудовой договор?
По мнению Заявителя, все вышеуказанные условия Конкурсной документации противоречат требованиям, установленным статьями 33 и 54.3 Закона о контрактной системе и могут привести к произвольному зачету тех или иных документов участников закупки и, как следствие, произвольному и необъективному начислению баллов участникам.
Объяснений по существу жалобы Заказчик не представил.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 16 июля 2021 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд как уполномоченным органом были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001862 на выполнение работ строительного контроля по объекту "Реконструкция автодорожного тоннеля на км 2,66 автомобильной дороги от федеральной автодороги А-164 "Транскам" до объекта незавершенного строительства автодороги от с. Н. Зарамаг к рекреационному комплексу "Мамисон"" (далее - Извещение о проведении Конкурса) и Документацию для проведения указанного Конкурса (далее - Конкурсная документация), утвержденную государственным заказчиком - Комитетом дорожного хозяйства РСО-Алания.
В силу подпункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, помимо прочего, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
При этом, в силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N1085 от 28.11.2013 года утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки).
Согласно пункту 8 Правил оценки, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
Согласно подпункту 1 пункта 12.20 Раздела 12 Конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", критериями оценки заявок (предложений) на участие в открытом Конкурсе в электронной форме являются:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Также, в подпункте 3.1 "Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки" пункта 12.20 Раздела 12 Конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" указано, что в качестве показателя нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" используется показатель: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера к объема.
Вместе с тем, в подпункте 3.3 "Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки" пункта 12.20 Раздела 12 Конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" указано, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки. Для использования в целях оценки заявок шкалы оценки заказчиком установлено количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником конкурса.
При этом, к нестоимостным критериям относится критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, который состоит из таких подкритериев как:
- опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (всего) в том числе наличие:
1) специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (до 3 специалистов -0 баллов; от 3-х до 4 специалистов -5 баллов, от 5 специалистов до 10 -10 баллов, от 10 специалистов до 15-20 баллов, от 15 специалистов до 20 -25 баллов, от 21 специалиста и более 30 баллов);
2) оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, (лаборатории) (нет- 0 баллов, наличие -20 баллов);
3) опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (три последних года) (нет-0 баллов, 5 исполненных договоров- 5 баллов, 10 исполненных договоров -10 баллов, 20 исполненных договоров-20 баллов, 25 исполненных договоров-25 баллов, свыше 30 исполненных договоров -30 баллов).
То есть, информация подпункта 3.3 пункта 12.20 Конкурсной документации не соответствует информации подпункта 3.1 пункта 12.20 Конкурсной документации. При таких обстоятельствах не могут считаться установленными критерии оценки заявок на участие в Конкурсе. То есть, Конкурсная документация не соответствует требованиям части 4 статьи 32, подпункта 8 части 1 статьи 54.3 и пункта 8 Правил оценки.
2. Согласно пункту 10 Правил оценки, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Однако, в нарушение пункта 10 Правил оценки, в подпункте 3.3 "Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки" пункта 12.20 Раздела 12 Конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" не предусмотрены показатели, раскрывающие содержание такого нестоимостного критерия, как наличие специалистов и иных работников определенного (какого?) уровня квалификации.
Кроме того, в нарушение пункта 11 Правил оценки, величина значимости показателей нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании", указанных в подпункте 3.3 "Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки" пункта 12.20 Раздела 12 Конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" составляет не 100 баллов, а 80 баллов.
То есть, Конкурсная документация не соответствует требованиям части 8 статьи 32 и пунктов 10 и 11 Правил оценки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Независимый экспертно-ревизионный центр" на действия государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства РСО - Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0310200000321001862 на выполнение работ строительного контроля по объекту "Реконструкция автодорожного тоннеля на км 2,66 автомобильной дороги от федеральной автодороги А-164 "Транскам" до объекта незавершенного строительства автодороги от с. Н. Зарамаг к рекреационному комплексу "Мамисон".
2. Признать Комитет дорожного хозяйства РСО-Алания нарушившим требования частей 4 и 8 статьи 32, подпункта 8 части 1 статьи 54.3 и пунктов 8, 10 и 11 Правил оценки при проведении Конкурса.
3. Выдать государственному заказчику - Комитету дорожного хозяйства РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА454-08/21 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 августа 2021 г. N А454-08/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2021