Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, начальник отдела;
Федирчук Н.М. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1", Управления по регулированию контрактной системы в
сфере закупок Воронежской области, в присутствии представителей ООО "ИВАНОВОМЕДТЕКСТИЛЬ",
рассмотрев жалобу ООО "ИВАНОВОМЕДТЕКСТИЛЬ" (далее - Заявитель) на действия заказчиков - бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области (приложение к уведомлению) (далее - Заказчики) при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021005866) ,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ИВАНОВОМЕДТЕКСТИЛЬ" на действия заказчиков - бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области (приложение к уведомлению) при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021005866).
По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе (далее - Документация) нарушает положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно размещенная заказчиком документация сформирована с грубыми нарушениями законодательства о контрактной системе, что отражено в решениях Воронежского УФАС России от 19.07.2021 N 036/06/64-816/2021, N 036/06/64- 817/2021. Контролирующим органом выдано предписание об устранении допущенного нарушения и о внесении изменений в документацию в срок до 30.07.2021. 30.07.2021 в единой информационной системе уполномоченным органом размещена документация в новой редакции. Вместе с тем, допущенное нарушение законодательства о контрактной системе не устранено. Сравнительные характеристики требований к товарам, содержащихся в старой редакции, с характеристиками, представленными в новой (на примере позиции 33 Технического задания) представлены в таблице, из которой можно сделать вывод, что новой редакции документации заказчик по-прежнему закупает шприцы общего назначения, со шприцами, которые служат расходным материал для специальных шприцевых насосов. Кроме того, ряд характеристик по спорным позициям присущи шприцам одного производителя B.Braun.
В соответствии с п. 3.32 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее по тексту - Административный регламент) Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения до 12.08.2021 года.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение N 0131200001021005866 размещено в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет 137 907 145,04 рублей.
Предметом рассматриваемого аукциона является поставка медицинских изделий.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, объект закупки спорной закупки попадает под перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 31 Информационной карты Документации "Запреты и ограничения допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств" установлено ограничение на допуск и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решениями Воронежского УФАС России от 19.07.2021 N 036/06/64-816/2021, N 036/06/64-817/2021 действия заказчиков были признаны незаконными и выдано предписание об устранении допущенного нарушения и о внесении изменений в документацию в соответствии с положениями решений, которыми было установлено о необходимости исключения спорных позиций по рассматриваемой закупке в срок до 30.07.2021.
30.07.2021 года в единой информационной системе уполномоченным органом размещена документация в новой редакции, при этом по спорным позициям были исключены только требования в части совместимости с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства B. Braun Melsungen AG модели PERFUSOR COMPACT S.
Вместе с тем, согласно новой редакции документации заказчик по-прежнему закупает шприцы общего назначения, со шприцами, которые служат расходным материал для специальных шприцевых насосов. Более того, ряд технических характеристик присущи шприцу производителя B.Braun.
Так по позиции 33 к поставке требуется "Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования. Градуированный объем шприца: 50 Кубический сантиметр;^миллилитр. Игла в комплекте: одна и более. Коннектор: луер лок. Тип шприца: 3-х компонентный. Дополнительные характеристики: 1) Легко скользящая накладка поршня с двумя уплотнительными кольцами; нестираемая четкая градуировка - легко скользящая накладка поршня обеспечивает плавное и точное введение лекарственного препарата. Два уплотнительных кольца предупреждают протекание шприца при оказании на него давления. 2) Соединение: Луер лок 6%, внутренняя резьба - для гермитичного соединения с удлинительной инфцзионной линией. 3) Контрастный, прозрачный цвет, УФ-защита, для введения светочувствительных препаратов. 4) С приложенной иглой (G14, длина 30 мм) и встроенным фильтром тонкой очистки с диаметром пор 15 микрометров. Приложенная игла используется для аспирации лекарственных препаратов в шприц. Фильтр используется для задержки частиц. 5) Используемые материалы: Полипропилен, изопреновая резина, не содержит латекс - для совместимости с вводимыми лекарственными препаратами 6) Резистентность к давлению в системе: Не ниже 2 бар (1500 ммHg) - расходные материалы должны выдерживать нагнетаемое давление".
При этом, характеристики требуемые в пункте 2, 4, 6 присущи шприцу производства B.Braun.
В ходе рассмотрение жалобы представитель заказчика указал, что под установленные заказчиком требования. подходят шприцы двух отечественных производителей - ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД" и ООО "МПК "Елец".
Данный довод заказчика был опровергнут заявителем, в частности было указано следующее.
В позиции 33 Технического задания установлены требования к шприцу в том числе объёмом 50 мл, Луер лок, 3х компонентный, УФ-защита, для введения светочувствительных препаратов, с приложенной иглой (G14, длина 30 мм) и встроенным фильтром тонкой очистки с диаметром пор 15 микрометров, резистентность к давлению в системе не ниже 2 бар (1500 ммHg).
Необходимо отметить, что размеры иглы должны обозначаться следующим образом:
a) номинальный наружный диаметр трубки иглы, выраженный в мм;
b) номинальная длина трубки иглы, выраженная в мм.
Размер следует считать "условным обозначением иглы" и выражать в мм. (Источник информации пункт 7 ГОСТ ISO 7864-2011 "ИГЛЫ ИНЪЕКЦИОННЫЕ ОДНОКРАТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СТЕРИЛЬНЫЕ").
В данном случае, размеры инъекционных игл для шприца определен заказчиком следующим образом - G14, длина 30 мм. Таким образом, размер иглы определен заказчиком по шкале ГЕЙДЖИ. Игла у заявленного заказчиком шприца (G14, длина 30 мм) соответствует размеру 2,1х30 мм.
Согласно части 4 статьи 38 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В соответствии с данными государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделии ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД" выдано регистрационное удостоверение от 30.04.2020 N РЗН 2019/9116 на шприцы инъекционные однократного применения стерильные по ТУ 32.50.13-001-25587590-2018. При этом варианты исполнения шприцев продекларированы производителем в приложении к регистрационному удостоверению.
В пункте 4.2.36 данного регистрационного удостоверения указаны варианты исполнение шприца - Шприц инъекционный однократного применения трехдетальный стерильный с наконечником "Луер-Лок" светозащитный вместимостью 50 мл с иглой инъекционной однократного применения, однако в составе шприца в регистрационном удостоверении указано:
- игла инъекционная однократного применения, размер: 0,60х25,0 мм; 0,60х30,0 мм; 0,60х32,0 мм; 0,63х32,0 мм; 0,70х30,0 мм; 0,70х32,0 мм; 0,70х38,0 мм; 0,70х40,0 мм; 0,70х50,0 мм; 0,70х55,0 мм; 0,80х38,0 мм; 0,80х40,0 мм; 0,80х50,0 мм; 0,80х55,0 мм; 0,90х38,0 мм; 0,90х40,0 мм; 0,90х50,0 мм; 1,10х40,0 мм; 1,10х50,0 мм; 1,20х40,0 мм; 1,20х50,0 мм; 1,40х40,0 мм; 1,40х50,0 мм; 1,60х40,0 мм; 1,60х50,0 мм.
Таким образом, размеры иглы с длиной 30,0 мм имеют диаметр только 0,60 или 0,70 мм, что не соответствует заявленному заказчиком 2,1 мм (G14).
Кроме этого, обязательным требованием заказчика является наличие в игле встроенного фильтра тонкой очистки с диаметром пор 15 микрометров, тогда как у производителя ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД" указана обычная игла инъекционная однократного применения.
Исходя из изложенного, производитель ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД" не выпускает шприцев с иглами, подходящими под заявленные заказчиком требования.
ООО "МПК "Елец" выпускает шприцы общего назначения под регистрационном удостоверением на медицинское изделие от 17.07.2019 ФСР 2008/03888.
В данном регистрационном удостоверении производителем задекларированы шприцы инъекционные однократного применения трехдетальные стерильные с иглами инъекционными однократного применения светозащитные 50 ml "Луер-Лок".
Однако, как было указано выше, обязательным требованием заказчика является наличие в игле встроенного фильтра тонкой очистки с диаметром пор 15 микрометров, тогда как производителем ООО "МПК "Елец" такая игла не заявлена.
Данный факт подтверждается изображением данного шприца на официальном сайте производителя ООО "МПК "Елец" и изображением шприца B.Braun, который имеет иглу с фильтром.
Таким образом, включение в Описание объекта закупки спорных позиций с вышеуказанными техническими характеристиками является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе и фактически исключает возможность отечественным производителям воспользоваться гарантированным законодателем преимуществом, установленным Постановлением Правительства N 102.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчиков части 1 статьи 33, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, что содержит событие и признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ИВАНОВОМЕДТЕКСТИЛЬ" на действия заказчиков - бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области (приложение к уведомлению) при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021005866) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиков - бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области нарушение части 1 статьи 33, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчикам предписание об устранении нарушений части 1 статьи 33, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении ответственных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Н.М. Федирчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 17 августа 2021 г. N 036/06/33-902/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2021