Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "БИЛД ГРАД" (далее - заявитель, общество, ООО "БИЛД ГРАД") на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) и казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее - заказчик) при осуществлении открытого конкурса в электронной форме Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Называевск - Тюкалинск, участок км 44+100 - км 45+000, км 45+000 - км 54+000 в Тюкалинском муниципальном районе Омской области (Реестровый номер 21.13.1064) (извещение N 0152200004721001081) (далее также конкурс),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - "_" (доверенность от 14.08.2018), "_" (доверенность N 37 от 05.04.2021);
уполномоченного органа - "_", начальника, "_" (доверенность N 137 от 03.02.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 8162э от 13.08.2021) жалоба заявителя на положения конкурсной документации, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов открытого конкурса в электронной форме следует, что 22.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0152200004721001081 и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 780 921 961,60 руб.
16.08.2021 размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, согласно которому заявка ООО МСК "СибАгро" признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Доводы жалобы сводятся к тому, что заявитель полагает неправомерным условие конкурсной документации о том, что в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса заказчиком требуется перечень исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе опыта (с учетом правопреемства) выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства, со стоимостью выполненных работ по каждому контракту (договору) не менее 30% начальной (максимальной) цены контракта, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (сайт http://zakupki.gov.ru) (далее - Реестр контрактов (44-ФЗ), Реестр договоров (223-ФЗ) соответственно), подтверждающих опыт выполнения работ, указанных в настоящем пункте.
Перечень должен содержать информацию о реестровых номерах этих договоров/контрактов из Реестра контрактов (44-ФЗ) или из Реестра договоров (223-ФЗ).
В силу статьи 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Частью 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
На основании пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
В силу пункта 4 настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил (пункт 28 Правил).
Пунктом 4.9.7 конкурсной документации предусмотрено: "Документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса.
При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе:
4.9.7.1. Перечень исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе опыта (с учетом правопреемства) выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства, со стоимостью выполненных работ по каждому контракту (договору) не менее 30% начальной (максимальной) цены контракта, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (сайт http://zakupki.gov.ru) (далее - Реестр контрактов (44-ФЗ), Реестр договоров (223-ФЗ) соответственно), подтверждающих опыт выполнения работ, указанных в настоящем пункте.
Перечень должен содержать информацию о реестровых номерах этих договоров/контрактов из Реестра контрактов (44-ФЗ) или из Реестра договоров (223-ФЗ)".
При этом согласно разделу 5 "КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ, ВЕЛИЧИНЫ ЗНАЧИМОСТИ ЭТИХ КРИТЕРИЕВ, ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" конкурсной документации: Совокупная значимость всех критериев составляет 100 %.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
N п/п |
Критерий оценки заявок |
Значимость критерия (показателя, подпоказателя) оценки заявок, % |
1. |
Цена контракта |
60 |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: |
40 |
2.1. |
Квалификация участника закупки - наличие у участника закупки опыта работы, соответствующего предмету контракта: - общая стоимость исполненных контрактов (договоров), указанных в пункте 4.9.7. 1 раздела I настоящей документации, рублей |
80 |
2.2. |
Квалификация участника закупки - наличие у участника закупки опыта работы, соответствующего предмету контракта: - наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров), указанных в пункте 4.9.7.1 раздела I настоящей документации, рублей |
20 |
Итого |
100 |
Оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в документации в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При оценке заявок по критерию "цена контракта" количество баллов, присуждаемых заявке, определяется по формуле:
а) в случае если ,
,
где:
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если ,
,
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
При оценке заявок по подпоказателям N 2.1., N 2.2. "Опыт работы, связанный с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" лучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение показателя и количество баллов, присуждаемых заявке, определяется следующим образом:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Источником данных для оценки служат сведения, содержащиеся в Реестре контрактов (44-ФЗ), Реестре договоров (223-ФЗ) (сайт http://zakupki.gov.ru) на дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе.
К оценке принимаются исполненные договоры/контракты, сведения о реестровых номерах которых содержатся в Реестре контрактов (44-ФЗ) или Реестре договоров (223-ФЗ).
Для оценки заявок по данному показателю используется 100-балльная шкала оценки.
Количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя, предложенное участником закупки, корректируется с учетом коэффициента значимости.
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке".
Оценив доводы жалобы, представленные возражения заказчика и уполномоченного органа, Комиссия пришла к следующим выводам.
Указанные критерии и показатели (подкритерии) для его оценки полностью соответствует требованиям Федерального закона о контрактной системе и Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
Принятие к оценке контрактов (договоров), заключенных в рамках Федерального закона о контрактной системе или Федерального закона о закупках за последние 5 лет с ценой по каждому контракту не менее 30 % начальной (максимальной) цены контракта по спорной закупке, находящихся в соответствующих реестрах контрактов (договоров), в полной мере отвечает потребности заказчика в выборе подрядчика, предлагающего лучшие условия исполнения контракта.
Указанное условие не направлено на ограничение количества участников закупки, более того, Комиссия отмечает, что оно сформировано, в том числе с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Необходимо также отметить, что таким образом сформированное требование к документам, подтверждающим квалификацию участника закупки, облегчает формирование заявки на участие в конкурсе, а также упрощает проверку достоверности представленной участником закупки информации, так как реестры контрактов (договоров) находятся в открытом доступе и ведутся в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта выполнения работ по предмету закупки. Отсутствие опыта выполнения работ не является основанием для отстранения участника закупки от участия в конкурсе. В рассматриваемом случае закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки заявок, а не при их подаче. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к участию в закупке.
Комиссия также учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем не приведено доводов и не представлено доказательств, подтверждающих реальность своих намерений на участие в спорной закупке, способности выполнить закупаемые работы, являющиеся предметом закупки, а также доказательств, свидетельствующих о наличии соответствующей квалификации (опыта выполнения аналогичных работ по коммерческим контрактам).
Кроме того, Комиссия полагает, что права и законные интересы ООО "БИЛД ГРАД" при осуществлении данной закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 780 921 961,60 руб. не могут быть нарушены, так как общество, действуя разумно и добросовестно, не могло участвовать в обжалуемой закупке, поскольку не обладало специальной правоспособностью (не является членом саморегулируемой организации (пункт 2.1.1 конкурсной документации).
В связи с указанным, доводы жалобы признаны необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "БИЛД ГРАД" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" при осуществлении открытого конкурса в электронной форме Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Называевск - Тюкалинск, участок км 44+100 - км 45+000, км 45+000 - км 54+000 в Тюкалинском муниципальном районе Омской области (Реестровый номер 21.13.1064) (извещение N 0152200004721001081).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 августа 2021 г. N 055/06/8-837/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2021