Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2021 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ...
, при участии представителя Министерства культуры и спорта Рязанской области
...
, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, представителя Индивидуального предпринимателя
...
, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом (исх. N4040 от 05.08.2021), рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Индивидуального предпринимателя
...
N729/РЗ от 03.08.2021 (вх. N4633 от 04.08.2021) на действия организатора торгов (Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области") при проведении совместного электронного аукциона на поставку спортивно-технологического оборудования (извещение N0859200001121005858 от 02.06.2021) и проведя внеплановую проверку,
у с т а н о в и л а:
Государственное казенное учреждение "Центр закупок Рязанской области" (далее - Организатор торгов) является организатором проведения совместного электронного аукциона на поставку спортивно-технологического оборудования (далее - совместный электронный аукцион).
Заказчиками по данному электронному аукциону выступили Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия, Министерство спорта и молодёжной политики Республики Калмыкия, Министерство спорта и молодежной политики Республики Мордовия, Министерство спорта Республики Хакасия, Министерство спорта Алтайского края, Министерство физической культуры и спорта Ставропольского края, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Пинежская средняя школа N117" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" Архангельской области, Министерство физической культуры и спорта Астраханской области, Администрация Суровикинского муниципального района Волгоградской области, Автономное учреждение физической культуры и спорта Вологодской области "Спортивная школа олимпийского резерва "Витязь", Департамент физической культуры и спорта Воронежской области, Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа "Торпедо" города Калуги, Министерство спорта Мурманской области, Министерство спорта Нижегородской области, Муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Управляющая компания единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства и строительства", Администрация Кочковского района Новосибирской области, Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Министерство физической культуры и спорта Пензенской области, Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N5", Министерство физической культуры и спорта Рязанской области, Департамент по физической культуре, спорту и молодёжной политики Ярославской области, Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, Государственное бюджетное учреждение Ненецкого автономного округа "Спортивная школа олимпийского резерва "Труд".
02 июня 2021 года извещение о проведении совместного электронного аукциона и документация о совместном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 564 840 500, 00 рублей.
По мнению Заявителя, Организатором торгов нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. Организатором торгов на закупаемый товар не применены коды КТРУ, предусмотренные требованиями действующего законодательства;
2. При описании объекта закупки установлены требования с излишней детализацией закупаемых товаров;
3. Организатором торгов неправомерно объединены в один лот товары из перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 N617 "Об ограничениях доступа отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и не включенные в него;
4. Осуществлено неправомерное укрупнение и объединение среди различных субъектов Российской Федерации закупки, что существенно ограничивает конкуренцию.
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзывах на жалобу Заказчики сообщили, что считают доводы жалобы необоснованными, так как при составлении аукционной документации соблюдены все требования Закона о ФКС.
В отзыве на жалобу Организатор торгов сообщил, что считает доводы жалобы необоснованными, так как при составлении аукционной документации соблюдены все требования Закона о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Организатора торгов поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Организатором торгов на закупаемый товар не применены коды КТРУ, предусмотренные требованиями действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о ФКС формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Частью 6 статьи 23 Закона о ФКС установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, использование КТРУ при описании объекта закупки является обязательным для заказчика.
В силу пункта 5 Правил заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В рассматриваемом случае объектом закупки является поставка спортивно-технологического оборудования, и заказчиками при описании объекта закупки по основным позициям 1 и 2 применена позиция КТРУ: 42.99.12.110-00000001 "Оборудование спортивное уличное" и в разделе "Описание объекта закупки" приведены технические характеристики (наименование показателя (характеристики) товара, значение показателя (характеристики товара)).
Кроме этого, в ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения сообщили, что в составе аукционной документации указано обоснование применения не только дополнительных характеристик на составные элементы этого комплекса, но и представлен перечень этих элементов, т.к. данное плоскостное сооружение (спортивный комплекс) используется при учебно- тренировочной работе, соревнований, размещается на одной территории (на одном основании) и связан единством управления, а также пояснили, что в состав объекта закупки не включены товары, работы, услуги, не связанные с предметом торгов. Закупка направлена на достижение единого результата.
Вместе с тем 21.06.2021 на положения документации данной закупки подана жалоба, которая по итогам рассмотрения признана Управлением обоснованной в части неприменения при описании характеристик из КТРУ, в связи с чем в соответствии с предписанием Управления от 01.07.2021 по делу N 062/06/64-601/2021 документация о проведении совместного аукциона приведена в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом решения Управления по делу N062/06/64-601/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе.
При этом заказчиками в соответствии с решениями Рязанского УФАС России от 01.07.2021 N 062/06/64-601/2021 применены коды КТРУ 32.30.15.299-00000077; КТРУ 32.30.15.111-00000026; КТРУ 22.19.72.000-00000004; КТРУ 22.19.72.000-00000012; КТРУ 32.30.15.299-00000072; КТРУ 32.30.15.113-00000003; КТРУ 32.30.15.112- 00000004; КТРУ 32.30.15.299-00000013; КТРУ 32.30.14.121-00000005; КТРУ 32.30.14.121-00000074; КТРУ 32.30.14.121-00000076; КТРУ 32.30.14.121-00000021; КТРУ 32.30.14.121-00000084; КТРУ 32.30.14.121-00000082; КТРУ 32.30.14.119- 00000106, 32.30.14.110-00000001, 32.30.14.119-00000074; КТРУ 32.30.15.113-00000003; КТРУ 32.30.15.299-00000077; КТРУ 32.30.15.113-00000017; КТРУ 32.30.15.111-00000026; КТРУ 22.19.72.000-00000004; КТРУ 22.19.72.000-00000012; КТРУ 32.30.15.299-00000072; КТРУ 32.30.15.112-00000004; КТРУ 32.30.14.121-00000084; КТРУ 32.30.14.121-00000005; КТРУ 32.30.14.121-00000074; КТРУ 32.30.14.121-00000076; КТРУ 32.30.14.121-00000021; КТРУ 32.30.14.121-00000082; КТРУ 32.30.14.119-00000106, 32.30.14.110-00000001, 32.30.14.119-00000074 при описании объекта закупки по позициям 1.1; 1.2; 1.3.1; 1.3.2; 1.4; 1.5; 1.6; 1.7; 1.10; 1.11; 1.12; 1.13; 1.14; 1.15;1.16; 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5.1; 2.5.2; 2.7; 2.8; 2.10; 2.11; 2.12; 2.13; 2.14; 2.15; 2.16 соответственно.
Таким образом, характеристики объекта закупки дополнены информацией согласно описанию товаров в КТРУ.
На основании вышеизложенного Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя необоснован, поскольку документация об электронном аукционе не противоречит требованиям Закона о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
2. Согласно доводу Заявителя при описании объекта закупки установлены требования с излишней детализацией закупаемых товаров.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Объектом совместного электронного аукциона является поставка спортивно-технологического оборудования.
Таким образом, Заказчик с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Закон о ФКС не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Изучив описание объекта закупки по оспариваемым позициям, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что в описании объекта закупки Заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В документации о закупке отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, при этом указаны значения таких показателей, которые не противоречат требованиям действующего законодательства, а также приведено обоснования потребности заказчиков установления требований по всем установленным характеристикам товаров.
Необходимо отметить, что разделом "Описание объекта закупки. Требования к техническим, функциональным, качественным и эксплуатационным характеристикам товара" документации об аукционе в отношении закупаемого товара установлены требования согласно описанию товаров в КТРУ, а также показатели, которые не предусмотрены позицией каталога товаров, работ и услуг, однако приведено обоснование необходимости использования такой информации, что отвечает требованиям п. 6 Правил использования КТРУ.
Обоснование необходимости использования такой информации содержатся в документации также относительно вида тафтинга, а также формы нитей ворса, а именно: "требование к форме нитей для увеличения прочности волокна при одинаковых Dtex (обуславливает упругость и сопротивление волокна к разнонаправленным механическим нагрузкам, более высокий срок нормативной эксплуатации)", "требование к виду тафтинга для увеличения прочности и надёжности сцепления волокна с подложкой".
Таким образом, установление оспариваемых требований к объекту закупки, не является нарушением действующего законодательства, так как вызвано необходимостью для заказчика получить результат, являющийся предметом закупки, полностью удовлетворяющий его потребности в получении спортивно-технологического оборудования в целях достижения показателей и результатов Федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография".
3. По мнению Заявителя, Организатором торгов неправомерно объединены в один лот товары из перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 N617 "Об ограничениях доступа отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и не включенные в него
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о ФКС в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях доступа отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617) установлены ограничения доступа отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 145 использования каталога в техническом задании конкурсной документации Заказчик применил информацию, включенную в позицию КТРУ 42.99.12.110-00000001 (наименование - оборудование спортивное уличное, единица измерения количества товара - шт., описание: вид оборудования- спортивный комплекс). Товар, закупаемый в рамках электронного аукциона, относится к коду по ОКПД 2 42.99.12.110: Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе.
В отношении приобретаемого товара используемая позиция ОКПД 2 содержится в перечне, следовательно, в аукционной документации правомерно установлены ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, согласно Постановлению N 617.
Учитывая, что в рассматриваемом случае закупается единый комплект спортивно-уличного оборудования, используемого при учебно-тренировочной работе, соревнований, размещенного на одной территории и связанной единством управления, Заказчиком правомерно определен подходящий под закупаемый товар код КТРУ и применены положения Постановления N617.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что данный довод Заявителя является не обоснованным, так как выбранный Организатором торгов код ОКПД2 42.99.12.110 содержится в перечне к Постановлению N617, и применение данного постановления является обязанностью Заказчика.
4. Согласно доводу Заявителя, осуществлено неправомерное укрупнение и объединение среди различных субъектов Российской Федерации закупки, что существенно ограничивает конкуренцию.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о ФКС при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Исходя из буквального и смыслового толкования положений статьи 25 Закона о ФКС, при осуществлении совместных аукционов, единственным критерием ограничивающим возможность объединения заказчиков, является разнородность товаров, работ, услуг. Совместный аукцион возможен в отношении идентичных товаров, работ, услуг, имеющих одинаковые функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики.
Между тем в данном случае, как следует из распределения позиций закупки между заказчиками, им требуются одни и те же товары.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения, настоящая совместная закупка соответствует статье 25 Закона о ФКС, имеет идентичный предмет по всем размещенным лотам, и не может быть в силу закона ограничена какой-либо конкретной суммой начальной максимальной цены.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о ФКС, Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя ...
необоснованной.
На основании части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрении жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 13 августа 2021 г. N 062/06/64-715/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2021