Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение Комитета по делам записи актов гражданского состояния и обеспечению деятельности мировых судей в Тульской области (далее - Заказчик) исх.N1 от 04.08.2021 (вх. N 4436 от 04.08.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Марсала" (далее - Общество, ООО "Марсала") (ИНН 7722385264; наб. Бережковская, д.20, стр.6, пом.1, муниципальный округ Дорогомилово вн.тер.г., г.Москва, 121059) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 16.02.2021 N Ф.0033.2021 на поставку детских принадлежностей (закупка N 0366200035621000033) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078),
(Заказчик, Общество, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, участие своих представителей в рассмотрении данного дела не обеспечили),
УСТАНОВИЛА:
04.08.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Марсала" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку детских принадлежностей (закупка N 0366200035621000033) (далее - Электронный аукцион).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку детских принадлежностей размещены в единой информационной системе в сфере закупок 22.01.2021 (далее - единая информационная система, ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 795 700,00 рублей.
16.02.2021 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 3 788 169,50 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта поставщик обязуется осуществить поставку детских принадлежностей (далее - товар) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту), техническим заданием (приложение N 2 к контракту) и в соответствии с графиком поставки (приложение N 3 к контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар. В соответствии с приложением N 3 к Контракту, график поставки товара следующий:
N п/п |
Наименование муниципальных образований |
Место поставки |
1 этап (до 30.03.2021) |
2 этап (01.06.2021 до 30.06.2021) |
3 этап (01.09.2021 до 30.09.2021) |
1 |
Муниципальное образование город Алексин |
Тульская область, г. Алексин, ул. Ленина, д.1 |
|
200 |
|
2 |
Муниципальное образование Арсеньевский район |
Тульская область, п. Арсеньево, ул. Ленина, д.3 |
30 |
|
20 |
3 |
Муниципальное образование Белевский район |
Тульская область, г. Белев, ул. Октябрьская, д.2 |
50 |
|
50 |
4 |
Муниципальное образование Богородицкий район |
Тульская область, г. Богородицк, ул. Коммунаров, д.61 |
100 |
100 |
100 |
5 |
Муниципальное образование Веневский район |
Тульская область, г. Венев, мкр. Южный, д. 38а |
100 |
|
50 |
6 |
Муниципальное образование Воловский район |
Тульская область, п. Волово, ул. Ленина, д. 59 |
60 |
|
|
7 |
Муниципальное образование город Донской |
Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Железнодорожный проезд, д.4 |
200 |
|
200 |
8 |
Муниципальное образование Дубенский район |
Тульская область, п. Дубна, ул. Тургенева, д.31 |
70 |
|
|
9 |
Муниципальное образование город Ефремов |
Тульская область, г. Ефремов, ул. Ломоносова, д.8 |
250 |
|
200 |
10 |
Муниципальное образование Заокский район |
Тульская область, п. Заокск, ул. Поленова, д.17 |
70 |
|
80 |
11 |
Муниципальное образование Каменский район |
Тульская область, Архангельское, ул. Тихомирова, д.26 |
50 |
|
|
12 |
Муниципальное образование Кимовский район |
Тульская область, г. Кимовск, ул. Бессолова, д.22 |
100 |
|
100 |
13 |
Муниципальное образование Киреевский район |
Тульская область, г. Киреевск, ул. Л. Толстого, д.30 |
200 |
|
200 |
14 |
Муниципальное образование Куркинский район |
Тульская область, п. Куркино, ул. Парковая, д.2 |
50 |
|
|
15 |
Муниципальное образование рабочий поселок Новогуровский |
Тульская область, г. Тула, пр. Ленина, д. 49 |
20 |
|
|
16 |
Муниципальное образование город Новомосковск |
Тульская область, г.Новомосковск, ул. Садовского, д. 41 |
400 |
400 |
400 |
17 |
Муниципальное образование Одоевский район |
Тульская область, п. Одоев, ул. К. Маркса, д.41 |
80 |
|
|
18 |
Муниципальное образование Плавский район |
Тульская область, г. Плавск, ул. Орлова, д.2а, стр.18 |
150 |
|
|
19 |
Муниципальное образование Славный |
Тульская область, г. Тула, пр. Ленина, д. 49 |
10 |
|
|
20 |
Муниципальное образование Суворовский район |
Тульская область, г. Суворов, ул. Ленина, д.14 |
200 |
|
|
21 |
Муниципальное образование Тепло-Огаревский район |
Тульская область, п. Теплое, ул. Советская, д.3 |
60 |
|
|
22 |
Муниципальное образование город Тула |
Тульская область, г. Тула, ул. Марата, д. 71 |
2400 |
2400 |
2200 |
23 |
Муниципальное образование Узловский район |
Тульская область, г. Узловая, ул. Гагарина, д.27 |
200 |
200 |
200 |
24 |
Муниципальное образование Чернский район |
Тульская область, п. Чернь, ул. Вознесенского, д.6 |
150 |
|
|
25 |
Муниципальное образование Щекинский район |
Тульская область, г. Щекино, ул. Советская, д. 26 |
300 |
200 |
200 |
26 |
Муниципальное образование Ясногорский район |
Тульская область, г. Ясногорск, ул. Горького, д. 3 |
100 |
|
100 |
ИТОГО: |
5400 |
3500 |
4100 |
В соответствии с разделом 4 "Порядок и сроки поставки товара, документация" Контракта срок поставки товара: 1 этап - до 30 марта 2021 г.; 2 этап - с 1 июня до 30 июня 2021 г.; 3 этап - с 1 сентября до 30 сентября 2021 г. Поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки. Поставщик не менее чем за пять календарных дней до осуществления поставки товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки.
Согласно представленным в материалы дела документам и письменным пояснениям Заказчика, в установленные Контрактом сроки (по состоянию на 18.06.2021) Обществом не поставлены товары по Контракту.
Из представленной Заказчиком и Обществом в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
07.04.2021, 20.04.2021 Заказчиком в адрес Общества были направлены претензии с требованием незамедлительно исполнить Контракт и поставить детские принадлежности.
21.04.2021 ООО "Марсала" ответило на претензию и сообщило, что 17.02.2021 разместило заказ на 5400 детских одеял у ИП Рыжова, который не изготовил своевременно товар. В связи с данными обстоятельствами, Общество было вынуждено искать нового производителя детских товаров. Указывает, что поставит товар (1000 детских одеял) в рамках 1 этапа в срок до 10.05.2021, оставшееся количество в размере 3299 одеял в срок до 01.06.2021.
11.05.2021 Общество направило Заказчику объяснительную записку, в которой сообщило, что в связи с указом Президента РФ "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года", ООО "Марсала" не смогло разместить заказ на одеяла в необходимом количестве со сроком изготовления до 10.05.2021. Просит принять сложившуюся ситуацию и продлить срок поставки 1000 одеял до 21.05.2021.
24.05.2021 ООО "Марсала" в письме сообщило Заказчику о том, что гарантирует поставку 1000 детских одеял в срок до 26.05.2021 и просит подтвердить приемку товара и время, удобное для доставки.
08.06.2021 Заказчиком в адрес Общества направлена претензия о необходимости в срок до 10.06.2021 обеспечить доставку партии товара в количестве 5400 штук детских одеял. В случае отсутствия товара в указанный срок, Заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 14.3 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки товаров;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
В связи с тем, что ООО "Марсала" в установленный срок не исполнило свои обязательства по Контракту, 18.06.2021 Заказчиком принято Решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 16.02.2021 N Ф.0033.2021 на поставку детских принадлежностей (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 21.06.2021 размещено в единой информационной системе, 21.06.2021 направлено Заказчиком Обществу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также телеграммой по адресу, указанному в Контракте.
Поскольку Обществом не были устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе в срок, обусловленный частью 14 статьи 95 Закона, Заказчик посчитал решение об одностороннем отказе вступившим в силу и Контракт расторгнутым, в связи с чем обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно пункту 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона;
орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок;
рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений";
заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с этим, проанализировав представленные в материалы данного дела документы и сведения, а также письменные пояснения Заказчика, Общества, Комиссия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Законом.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
При этом в силу пункта 2 указанной статьи к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений ГК РФ, условие о сроках поставки товара, а так же соответствия характеристик, качества поставляемого товара требованиям, предъявляемым Заказчиком, является существенным для договора поставки.
Согласно представленным в материалы дела документам и пояснениям Заказчика, в установленные Контрактом сроки (по состоянию на 18.06.2021) Обществом не поставлены товары по Контракту.
Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, следует признать, что не поставка товара является нарушением существенных условий Контракта, что фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат.
При этом из материалов дела следует, что Заказчик неоднократно требовал осуществить поставку товара согласно условиям Контракта.
При этом у Комиссии нет оснований полагать, что Заказчиком создавались для ООО "Марсала" при исполнении Контракта препятствия, не позволившие Обществу исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, а так же устранить допущенные в ходе исполнения Контракта нарушения.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Как было отражено выше и как следует из письменных пояснений Общества в адрес Заказчика было направлено письмо, в котором оно сообщает о том, что Общество разместило заказ на 5400 детских одеял у ИП Рыжова, который не изготовил своевременно товар. В связи с данными обстоятельствами, Общество было вынуждено искать нового производителя детских товаров и не смогло своевременно поставить товары по Контракту.
Согласно пунктам 1-3 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае недобросовестность Общества выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "Марсала" условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.
Так как Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение ООО "Марсала" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об обществе с ограниченной ответственностью "Марсала" (ИНН 7722385264; наб. Бережковская, д.20, стр.6, пом.1, муниципальный округ Дорогомилово вн.тер.г., г.Москва, 121059) генеральный директор Мироненкова Екатерина Александровна, ИНН: 781903032647; учредитель (участник) Белкина Алина Сергеевна, ИНН 532114732364) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 16.02.2021 N Ф.0033.2021 на поставку детских принадлежностей (закупка N 0366200035621000033).
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Марсала" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 11 августа 2021 г. N 071/06/104-679/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2021