Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пиксель" (далее - Общество, Заявитель, ООО "Пиксель") (вх. N 4511 от 06.08.2021) на действия государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение, Организатор торгов), Заказчиков Тульской области (далее также Заказчики) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку системных блоков (закупкаN 0366200035621004234) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:
- - представителей Уполномоченного учреждения на основании доверенности;
- - представителя Общества на основании доверенности;
в отсутствие иных представителей Заказчиков Тульской области, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Уполномоченного учреждения, Заказчиков Тульской области при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы Заявителя следует, что документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку системных блоков (закупка N 0366200035621004234) (далее - документация об электронном аукционе) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.
По мнению Заявителя, установленные в подпункте 10.10 пункта 10 "Требования к объему гарантий качества товара" Технического задания документации об электронном аукционе требования к товару являются излишними.
Общество указывает, что Уполномоченное учреждение, Заказчики требуют оформления электронного паспорта на поставляемый товар, хотя законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, обязательное наличие электронного паспорта не предусмотрено и лишь единичные производители оборудования предоставляют электронный паспорт изделия, что свидетельствует о нарушении пункта 2 части 1 статьи 33 Закона.
Кроме того, согласно указанным в подпункте 10.10 пункта 10 "Требования к объему гарантий качества товара" Технического задания документации об электронном аукционе требованиям электронный паспорт на оборудование должен быть размещен на сайте в сети Интернет. Соответственно, те поставщики, которые будут поставлять оборудование производителя, который не имеет сайта в сети Интернет или поставщик, не имеющий собственный сайт в сети Интернет, не смогут подать заявку на участие в данной закупке, что ограничивает круг возможных участников закупки и нарушает часть 2 статьи 8 Закона.
Заявитель также указывает, что такое требование указанного подпункта Технического задания документации об электронном аукционе, как предоставление "контактной информации сервисного центра, расположенного на территории Тульской области (ответственное лицо, контактный номер телефона, с возможностью осуществления звонков со стационарных и мобильных телефонов, электронная почта, рабочий мобильный телефон ответственного лица, с возможностью звонков со стационарных и мобильных телефонов, контакты для возможности осуществления связи через любой интернет-мессенджер и информация о сервисном центре оборудования, имеющего поддержку производителя)", является избыточным, так как наличие у сервисного центра установленных всех интернет-мессенджеров может быть неосуществимо, а отсутствие какого-либо из них, по которому Заказчик захочет связаться с сервисным центром, может привести к неисполнению Поставщиком своих обязательств по необъективным причинам. Общество отмечает, что Заказчик и так требует предоставить много различных способов связи (электронная почта, номер телефона, рабочий мобильный телефон), по которым можно связаться с Поставщиком по вопросу гарантии на оборудование.
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает на следующие, с его точки зрения, излишне установленные в подпункте 10.10 пункта 10 "Требования к объему гарантий качества товара" Технического задания документации об электронном аукционе требования:
- системный блок должен иметь уникальный штрих-код (указанное положение не соответствует требованиям к маркировке товара в соответствии с требованиями, национальных стандартов, а именно ГОСТ 21552-84 (п.4.3);
- требование о сохранении гарантийной информации в памяти материнской платы и BIOS (данная информация и так будет предоставлена Заказчику в гарантийных документах, содержащих сведения об условиях гарантийного обслуживания и соответствующих реквизитах. Кроме того действующим законодательством форма такого документа не установлена, поскольку его составление обязательным не является).
Указанное, по мнению Заявителя, свидетельствует о нарушении Организатором закупки, Заказчиками частей 1, 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Заявитель также сообщает, что в адрес Организатора закупки, Заказчиков был направлен запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе в части устранения вышеприведенных нарушений в закупочной документации путем исключения установленных излишних требований. В ответ на запрос Уполномоченное учреждение указало, что внесет в документацию соответствующие изменения. Внеся изменения в извещение и документацию об электронном аукционе, Уполномоченное учреждение исключило лишь обязанность размещения поставщиком на сайте в сети Интернет всей информации о поставляемом оборудовании, однако требование о наличии сайта в сети Интернет и содержании на нем электронного паспорта на оборудование осталось.
Все вышеприведенное, с точки зрения подателя жалобы, свидетельствует о нарушении Организатором закупки, Заказчиками статей 8, 33 Закона, положений Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Принимающий участие в заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители Уполномоченного учреждения, участвующие в заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правил внеплановой проверки по вопросу соблюдения Уполномоченным учреждением, Заказчиками Тульской области требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия установила следующее.
Извещение и документация об электронном аукционе 23.07.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
30.07.2021 в единой информационной системе в сфере закупок размещены изменения в извещение и документацию об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 875 000,00 рублей.
Контракты по итогам Электронного аукциона Заказчиками не заключены.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиками, Организатором торгов антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Относительно иных доводов жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно части 6 статьи 65 Закона заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Комиссией установлено, что в соответствии с вышеуказанными положениями Закона, в связи с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, Заказчиком в извещение и документацию об электронном аукционе были внесены изменения; указанные изменения размещены в единой информационной системе в сфере закупок 30.07.2021 одновременно с документацией об электронном аукционе, утвержденной Заказчиком изначально.
Согласно извещению о внесении изменений в документацию об электронном аукционе от 30.07.2021, в том числе подпункт 10.10. пункта 10 "Требования к объему гарантий качества товара" Технического задания документации об электронном аукционе изложен в следующей редакции:
"Для идентификации системного блока в целях обеспечения гарантийных обязательств на поставляемое оборудование Заказчик должен иметь возможность доступа к электронному паспорту по каждой единице оборудования, размещенному в сети Интернет на сайте ____________ (указать сайт при заключении контракта). Электронный паспорт по каждой единице оборудования должен позволить Заказчику узнать:
наименование
технические характеристики
дата производства
производитель
дата продажи
условия гарантийного, послегарантийного обслуживания
уникальный идентификационный номер
Доступ к электронному техническому паспорту сотрудниками Заказчика осуществляется через сеть Интернет на протяжении всего гарантийного срока, указанного в п.11 данного технического задания. Каждый электронный технический паспорт должен представлять собой персональный электронный файл единицы оборудования. Заказчик должен иметь возможность для поиска информации по поставляемому оборудования по уникальному идентификационному номеру электронного паспорта или серийному номеру единицы оборудования.
Для автоматизации доступа к информации об оборудовании, системный блок должен иметь уникальный штрих-код, который также наносится на приобретаемое оборудование, и содержит в себе информацию о серийном номере.
Дополнительно, в электронном техническом паспорте оборудования Заказчик должен иметь возможность ознакомиться со следующей информацией:
серийный номер устройства
фотография устройства
фотография серийного номера производителя
штрих-код, на данное оборудование, который наносится во время предпродажной подготовки
программное обеспечение, драйверы устройств и все возможные вспомогательные цифровые ресурсы, необходимые для эксплуатации оборудования и самостоятельного быстрого восстановления эксплуатационных качеств, в случае возникновения технических сбоев
инструкция по эксплуатации
необходимые сертификаты/декларации соответствия
контактная информация сервисного центра, расположенного на территории Тульской области (ответственное лицо, контактный номер телефона, с возможностью осуществления звонков со стационарных и мобильных телефонов, электронная почта, рабочий мобильный телефон ответственного лица, с возможностью звонков со стационарных и мобильных телефонов, контакты для возможности осуществления связи через любой интернет-мессенджер и информация о сервисном центре оборудования, имеющего поддержку производителя).
Для сохранения и возможности идентификации (инвентаризации) системного блока информация о производителе, модели и серийном номере должна храниться в энергонезависимой памяти материнской платы. Все случаи гарантийного ремонта (замены) оборудования должны быть отражены в электронном паспорте устройства. Информация в электронном паспорте о производителе системного блока, модели, серийном номере системного блока должна соответствовать системной информации о производителе системного блока, модели и серийном номере системного блока в BIOS.".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Частью 4 статьи 64 Закона предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Необходимо отметить, что Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Наряду с необходимостью соблюдения требований Закона в части объективного описания объекта закупки, точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих нуждам заказчикам и целям, для достижения которых осуществляется закупка.
Таким образом, из положений частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки, соблюсти запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В пункте 1 "Наименование поставляемых товаров. Количество поставляемых товаров" Технического задания документации об электронном аукционе установлено количество поставляемого товара:
N п/п |
Наименование поставляемого товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество поставляемого товара |
1. |
Системный блок |
Шт. |
125 |
В пункте 2 Технического задания документации об электронном аукционе установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В пункте 10 Технического задания документации об электронном аукционе установлены требования к объему гарантий качества товара.
Проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, исходя из пояснений Организатора торгов, Комиссия пришла к следующим выводам.
Так, относительно довода Заявителя об установлении в документации об электронном аукционе излишнего требования о наличии электронного паспорта на поставленный товар и размещении такого электронного документа на сайте в сети Интернет, Уполномоченное учреждение в своих возражениях, представленных в материалы дела, пояснило следующее:
Порядок гарантийного обслуживания не закреплен законодательно, поэтому он установлен в контракте и в техническом задании, являющимся необъемлемой частью контракта.
В частности, в рамках гарантийного обслуживания товара установлено требование о том, что на каждую единицу оборудования должен быть электронный технический паспорт, размещённый на сайте в сети Интернет, с возможностью доступа к нему сотрудникам Заказчика. В рамках указанного электронного технического паспорта установлены требования о наличии в нём определённой информации (наименование, технические характеристики, дата производства, производитель, дата продажи, условия гарантийного, послегарантийного обслуживания, уникальный идентификационный номер, серийный номер устройства, фотография устройства и фотография серийного номера производителя, штрих-код, который наносится во время предпродажной подготовки, инструкция по эксплуатации, необходимые сертификаты/декларации соответствия, контактная информация сервисного центра и т.п.). Кроме того, должен быть обеспечен доступ к программному обеспечению, драйверам устройств и вспомогательным цифровым ресурсам, необходимым для эксплуатации оборудования и самостоятельного быстрого восстановления эксплуатационных качеств, в случае возникновения технических сбоев.
Установленные требования направлены исключительно на регулирование механизма взаимодействия Заказчика и Поставщика в гарантийный период и установлены в целях:
- повышения скорости реакции Поставщика на претензии Заказчика и экономию ресурсов Заказчика и Поставщика в случаях возникновения гарантийных случаев (путём быстрой идентификации оборудования по штрих-коду, исключения ведения и хранения бумажных документов с инструкциями и сведениями о товаре и т.п);
- исполнение гарантийных обязательств в режиме "удаленного доступа";
- исключение хищения, утери или замены оборудования заказчика в период его эксплуатации и гарантийного или послегарантийного ремонта, а также возможности вести гарантийное обслуживание в удалённом режиме (путём хранения информация о производителе, модели и серийном номере в энергонезависимой памяти материнской платы);
- установления способов и механизмов общения заказчика и поставщика в случае возникновения проблем с работоспособностью оборудования в гарантийный период. Для этого определяется ответственное лицо, номер телефона поставщика, электронная почта, рабочий мобильный телефон ответственного лица, сайт поставщика, контакты для возможности осуществления связи через любой интернет-мессенджер и информация о сервисном центре оборудования, имеющего поддержку производителя.
Таким образом, заявленные ООО "Пиксель" доводы о том, что электронный паспорт не должен размещаться в сети Интернет на сайте Производителя или Поставщика не соответствуют фактическим условиям, изложенным в документации, устанавливающих потребность Заказчиков, касающейся гарантийных обязательств.
Кроме того, представители Уполномоченного учреждения на заседании Комиссии устно пояснили, что электронный паспорт на поставляемый товар оформляется не производителем, а поставщиком либо иной сторонней организацией, на сайте которых в сети Интернет размещается соответствующая информация, в любой удобной для них форме, с учетом перечня информации, предусмотренной документацией об электронном аукционе.
Комиссия Тульского УФАС России соглашается с позицией Уполномоченного учреждения и считает, что требование о наличии электронного паспорта (либо иного электронного документа), содержащего определённую информацию, на сайте в сети Интернет направлено исключительно на регулирование механизма взаимодействия Заказчиков и Поставщика в гарантийный период (условия гарантийного сопровождения).
При этом, исходя из перечня установленных в документации об электронном аукционе условий гарантийного сопровождения, однозначно следует, что Уполномоченное учреждение, Заказчики не предъявляют требований к производителю системных блоков в части обеспечения доступа к электронному техническому паспорту через сеть Интернет. Условия гарантийного обязательства оговаривают действия потенциального поставщика в процессе гарантийного сопровождения в части представления сведений, обмена информацией через сеть Интернет. Реализация указанных требований может быть осуществлена поставщиком любым удобным, экономически выгодным способом без каких-либо ограничений (например, путём использования сайта производителя или путём использования собственного сайта или путём создания и размещения специализированного сайта, поддерживаемого третьей стороной на период действия гарантийных обязательств).
При этом следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
С учетом вышеприведенного определения, требование Технического задания документации об электронном аукционе о необходимости размещения электронного паспорта на сайте в сети Интернет свидетельствует о том, что доступ к электронному паспорту, как к виду информации, должен быть осуществлён посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменному имени или сетевому адресу. Таким образом, требование о размещении информации на сайте в сети Интернете определяет порядок взаимодействия Заказчиков и потенциального поставщика и условия получения Заказчиками сведений о гарантийном сопровождении, но не является требованием о наличии у кого-либо производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта.
При этом, исходя из положений Технического задания документации об электронном аукционе, электронный паспорт не является юридически значимым документом, а представляет собой определенный объем информации о поставляемом товаре.
В своей совокупности и взаимосвязи положения Закона не предусматривают ограничений по включению заказчиком в документацию электронного аукциона особых характеристик товара и требований к гарантийным обязательствам, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, и, как следствие, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
По смыслу Закона, решающее значение при установлении признаков ограничения конкуренции имеет значение факт возможности участников торгов осуществить его поставку, в том числе обеспечить необходимый заказчику объем гарантийных обязательств.
Комиссия считает необходимым обратить внимание на тот факт, что поскольку Заказчики Тульской области в рассматриваемых правоотношениях обладают большим объемом публично-правовых обязанностей, нежели участник закупки, и осуществляют обеспечение государственных нужд в приобретаемых товарах, то интересы таких Заказчиков в рамках исполнения соответствующих контрактов должны быть обеспечены определенным уровнем, в частности объема гарантии качества на поставляемый товар.
Кроме того, что в данном случае, Комиссия считает возможным применить правовой подход, согласно которому противоречия, любые риски, возникающие при исполнении контракта (в данном случае наступления гарантийного случая), следует толковать в пользу Заказчиков ввиду того, что Заказчики, заключая контракт, действуют в публичных интересах, а оплата в рамках такого контракта происходит из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с чем, требование о наличии электронного паспорта на сайте в сети Интернет не противоречит положениям статей 8, 33 Закона и обычаям делового оборота.
Кроме этого, Заявитель считает избыточным требование документации об электронном аукционе к условиям взаимодействия Заказчиков и потенциального поставщика в рамках гарантийной поддержки в части установления в Техническом задании документации об электронном аукционе требования о наличии у сервисного центра установленных всех интернет мессенджеров.
Вместе с этим, как это было отражено выше, в подпункте 10.10. пункта 10 "Требования к объему гарантий качества товара" Технического задания документации об электронном аукционе указано следующее: "_в электронном техническом паспорте оборудования Заказчик должен иметь возможность ознакомиться со следующей информацией _ Контактная информация сервисного центра Поставщика на территории Тульской области (ответственное лицо, номер телефона поставщика, с возможностью осуществления звонков со стационарных и мобильных телефонов, электронная почта, рабочий мобильный телефон ответственного лица, с возможностью звонков со стационарных и мобильных телефонов, сайт поставщика, контакты для возможности осуществления связи через любой интернет-мессенджер и информация о сервисном центре оборудования, имеющего поддержку производителя.".
Исходя из письменных и устных пояснений представителей Уполномоченного учреждения следует, что в подпункте 10.10 пункта 10 "Требования к объему гарантий качества товара" Технического задания документации об электронном аукционе однозначно указывается, что связь может осуществляться через любой интернет-мессенджер.
Анализ вышеуказанного положения Технического задания документации об электронном аукционе показал, что документация об электронном аукционе не содержит требования о необходимости взаимодействии сервисного центра Поставщика и Заказчиков "через все интернет-мессенджеры", в связи с чем довод рассмотренный довод Заявителя является несостоятельным.
Ошибочным, по мнению Комиссии, является и довод жалобы ООО "Пиксель" о безосновательном установлении в документации об электронном аукционе требования о необходимости сохранения гарантийной информации в памяти материнской платы и BIOS.
Проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, в том числе пояснения Организатора закупки, Комиссия пришла к выводу о том, что требование о хранении гарантийной информации в энергонезависимой памяти, на которые ссылается ООО "Пиксель", в Техническом задании документации об электронном аукционе отсутствует.
Так в подпункте 10.10 пункта 10 "Требования к объему гарантий качества товара" Технического задания документации об электронном аукционе установлено следующее: "_ Для сохранения и возможности идентификации (инвентаризации) системного блока информация о производителе, модели и серийном номере должна храниться в энергонезависимой памяти материнской платы. Все случаи гарантийного ремонта (замены) оборудования должны быть отражены в электронном паспорте устройства. Информация в электронном паспорте о производителе системного блока, модели, серийном номере системного блока должна соответствовать системной информации о производителе системного блока, модели и серийном номере системного блока в BIOS. ..".
Кроме того, из устных пояснений представителей Уполномоченного учреждения следует, что вышеприведенная информация необходима для осуществления гарантийного сопровождения в режиме удалённого доступа, когда специалист по гарантии может получить сведения о системном блоке, подключившись в удалённом режиме через сеть Интернет, без физического присутствия.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы ООО "Пиксель".
Рассмотрев довод Заявителя о наличии на системном блоке уникального штрих-кода, Комиссия считает его обоснованным по следующим обстоятельствам.
Частью 3 статьи 33 Закона установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В подпункте 10.10 пункта 10 Требования к объему гарантий качества товара" Технического задания документации об электронном аукционе предусмотрено, что для автоматизации доступа к информации об оборудовании, системный блок должен иметь уникальный штрих-код, который также наносится на приобретаемое оборудование, и содержит в себе информацию о серийном номере.
Кроме этого в указанном подпункте документации об электронном аукционе предусмотрено, что дополнительно, в электронном техническом паспорте, оборудования должна быть размещена, в том числе информация о штрих-коде, на данное оборудование, который наносится во время предпродажной подготовки.
Анализ указанных положений документации об электронном аукционе позволил Комиссии прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 1 Закона определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Однако, как было отражено выше, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона установлено, что при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе правилом, согласно которому не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, требования документации об аукционе к приобретаемым товарам, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки.
В соответствии со статьей 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом право Заказчиков устанавливать требования к наличию уникального штрих-кода на поставляемое оборудование, который наносится во время предпродажной подготовки, не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права, в том числе с учетом основных целей и принципов Закона.
В рассматриваемом случае, требования документации об электронном аукционе, устанавливаемые к наличию уникального штрих-кода, наносимого на поставляемое оборудование во время предпродажной подготовки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у Заказчиков соответствующей, доказанной потребности, и не должны влечь за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Необходимо отметить, что нормами действующего законодательства Российской Федерации не установлено обязательных требований к таким манипуляциям при подготовке соответствующего товара к продаже.
Комиссия особо отмечает, что не умаляет права Заказчиков на самостоятельное описание собственных потребностей в части определения наилучших для него характеристик (их значений) закупаемого оборудования.
Как следует из письменных и устных пояснений представителей Уполномоченного учреждения, штрих-код наносится на системный блок в рамках осуществления гарантийных обязательств, а не в качестве маркировки поставляемого товара в рамках ГОСТ 21552-84. Использование штрих-кода позволяет заказчику быстро осуществить идентификацию системного блока для предоставления сведений в рамках гарантийной поддержки и исключает ошибочные обращения для случаев, когда у заказчика присутствует парк из нескольких системных блоков разных поставщиков.
По своей сути, указанное требование ориентировано на удобство Заказчиков при осуществлении идентификации имеющегося у них оборудования.
В тоже время, по мнению Комиссии, государственная нужда - это потребность государственных заказчиков Тульской области в поставке именно системных блоков, которая не может определяться быстротой осуществления идентификации системного блока для предоставления сведений в рамках гарантийной поддержки и исключением ошибочных обращений для случаев, когда у Заказчиков присутствует парк из нескольких системных блоков разных поставщиков. При этом наличие уникального штрих-кода, наносимого на поставляемое оборудование во время предпродажной подготовки, в принципе не влияет на функциональные и потребительские свойства приобретаемого товара, на возможность использовать поставляемый товар по его назначению и не обусловлено спецификой использования такого товара.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае Организатором торгов, Заказчиками проводилась дифференциация взаимозаменяемых товаров, обращающихся на рынке и требуемых к поставке, в зависимости от наличия уникального штрих-кода на поставляемом товаре, что ограничивает количество участников закупки, вводит дополнительные избыточные условия оборота товара на рынке, не основанные на Законе.
Наличие указанных требований противоречит принципам эффективности закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Стоит отметить, что ограничение количества участников Электронного аукциона может иметь различные формы, в том числе путем указания в документации об электронном аукционе вышеуказанного требования к товару, в то время, которые фактически свидетельствуют о предъявлении к участникам закупки требований к наличию у них дополнительных технических ресурсов, необходимых для поставки закупаемых товаров.
При таких обстоятельствах, установленная документацией об электронном аукционе необходимость нанесения уникального штрих-кода на оборудование во время предпродажной подготовки накладывает на участника закупки дополнительные обременения, которые могут ограничить количество участников закупки, и, по своей сути, является требованием к наличию у потенциального поставщика ресурсов, необходимых для исполнения услуг в рамках гарантийного обслуживания, но прямо не относящихся к объекту данной закупки.
Указанное свидетельствует о нарушении Уполномоченным учреждением, Заказчиками Тульской области части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод общества с ограниченной ответственностью "Пиксель" о нарушении Организатором торгов, Заказчиками Тульской области положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пиксель" (вх. N 4511 от 06.08.2021) на действия государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок", Заказчиков Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку системных блоков (закупка N 0366200035621004234) обоснованной в части довода о незаконности установления в документации об электронном аукционе требования к наличию на каждом системном блоке уникального штрих-кода.
3. Признать государственное казенное учреждение "Центр организации закупок", Заказчиков Тульской области нарушившими часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.
4. Выдать Заказчикам Тульской области, государственному казенному учреждению "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение и документацию об электронном аукционе (закупка N 0366200035621004234). При этом продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона.
5. Выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки N 0366200035621004234 (при наличии).
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 071/06/105-687/2021
13.08.2021 г. Тула
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
на основании решения от 13.08.2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Пиксель (вх. N 4511 от 06.08.2021) на действия государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок", Заказчиков Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку системных блоков (закупкаN 0366200035621004234) (далее - Электронный аукцион), и в соответствии с требованиями части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчикам Тульской области, государственному казенному учреждению "Центр организации закупок" устранить нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона путем внесения изменений в извещение и документацию об электронном аукционе (закупкаN 0366200035621004234) и приведения положений документации об электронном аукционе в соответствие с положениями Закона и с учетом решения по делу N 071/06/105-687/2021 от 13.08.2021. При этом продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с положениями части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона.
2. Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки 0366200035621004234 (при наличии).
3. Срок исполнения предписания - не позднее 27.08.2021.
4. Заказчикам Тульской области, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" уведомить Тульское УФАС России об исполнении пунктов 1 и 2 предписания не позднее 27.08.2021 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение пунктов 1 и 2 предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 13 августа 2021 г. N 071/06/105-687/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2021