Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ": Н.А. Карбивник,
ООО "Медикал Сервис": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение восстановительных работ систем вентиляции в отделении реанимации ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (Закупка N 0373200152821000426) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом
Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.08.2021
N ЕИ/47085/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателям "Опыт исполнения контрактов (договоров), заключенных с участником закупки на выполнение работ по ремонту медицинских учреждений", "Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами (квалификация)", "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.15 ст.54.4 Закона о контрактной системе не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки, не предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе, а также частями 5 и 6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок,окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Опыт исполнения контрактов (договоров), заключенных с участником закупки на выполнение работ по ремонту медицинских учреждений" нестоимостного критерия:
"Коэффициент значимости показателя (КЗ )- 0,7
Значимость показателя - 70
Оценивается наличие у участника закупки опыта, по успешному выполнению контрактов/договоров, аналогичных предмету настоящей закупки и сопоставимого характера, а именно: выполнение работ в качестве подрядчика по строительству, ремонту, реконструкции, текущему или капитальному ремонту зданий и сооружений больниц, поликлиник.
Оценивается предложение участника по общей суммарной стоимости исполненных Участником контрактов/договоров аналогичных предмету настоящей закупки, которые были заключены не ранее чем за 3 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки, в том числе в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ, и исполнены без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника с указанием стоимости каждого контракта (договора). Договора субподряда не учитываются и не рассматриваются. Стоимость каждого контракта (договора) должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке.
Заказчиком установлена следующая шкала оценки данного показателя:
Уровень шкалы Количество контрактов, соответствующих условиям критерия и сведения о которых представлены в составе заявки Количество присуждаемых баллов
а) 0 0 баллов
б) от 1 до 3 25 баллов
в) от 4 до 6 50 баллов
г) от 7 до 10 75 баллов
д) Более 10 100 баллов
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально.
Предложения участников закупки подтверждаются следующими документами:
Копии контрактов/договоров со всеми приложениями (за исключением проектной документации) на выполнение работ и актов выполненных работ, содержащие данные о предмете договора (контракта) и суммы по выполненным работам, без предъявления неустойки (штрафы, пени).
При этом документы должны быть представлены в виде неповторяющихся, полночитаемых, копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В случае отсутствия в заявке документов (договоров и/или актов), подтверждающих наличие у участника закупки опыта, участнику закупки по данному критерию (показателю) присваивается ноль баллов.
Под успешным оказанием услуг/выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" приведена в Приложении N 1 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки." (Приложение во вложении)
Не представление в составе заявки на участие в закупочные процедуры таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупочной процедуре, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупочной процедуре".
1. По мнению Заявителя, утвержденный Заказчиком порядок оценки по показателю "Опыт исполнения контрактов (договоров), заключенных с участником закупки на выполнение работ по ремонту медицинских учреждений" является неправомерным, поскольку исходя из вышеуказанных положений к оценке принимаются исключительно контракты связанные с выполнением работ в качестве подрядчика по строительству, ремонту, реконструкции, текущему или капитальному ремонту зданий и сооружений больниц, поликлиник, при этом объект данной закупки не обладает какой-либо спецификой, которая указывала бы на его исключительность и невозможность подтвердить способность их выполнения не на объектах здравоохранения, в том числе на объектах с круглосуточным режимом.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, указывающих на то, что требуемые к выполнению работы обладают какой-либо уникальной спецификой, которая присуща исключительно ремонтным работам в зданиях и сооружениях больниц, поликлиник.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе и и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку установленный порядок оценки никоим образом не способствует определению наиболее квалифицированного исполнителя.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что условия оценки в рамках показателя "Опыт исполнения контрактов (договоров), заключенных с участником закупки на выполнение работ по ремонту медицинских учреждений" содержат ограничивающие положения в части учета подтверждающих документов, которые препятствуют объективному применению данного показателя и оценке заявок.
Комиссией Управления установлено, согласно установленному порядку оценки по показателю "Опыт исполнения контрактов (договоров), заключенных с участником закупки на выполнение работ по ремонту медицинских учреждений" к оценки подлежит предложение участника по общей суммарной стоимости исполненных участником контрактов/договоров аналогичных предмету настоящей закупки, которые были заключены не ранее чем за 3 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки, в том числе в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ, и исполнены без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника с указанием стоимости каждого контракта (договора).
При этом, по мнению Комиссии Управления, положение "в том числе в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011
N 223-ФЗ" предоставляет возможность участникам закупки предложить к оценки не только контракты/договоры, заключенные в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ, а также контракты/договоры гражданско-правового характера.
Однако, в оспариваемом показателе также содержится следующее требование "Договора субподряда не учитываются и не рассматриваются", что фактически исключает возможность предложить к оценки контракты/договоры, заключенные не в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011
N 223-ФЗ.
Комиссия Управления отмечает, что требования документации должны быть сформированы единообразно и не должны допускать двоякого толкования тех или иных условий, однако показатель "Опыт исполнения контрактов (договоров), заключенных с участником закупки на выполнение работ по ремонту медицинских учреждений" в данном случае носит противоречивый и неоднозначный характер, поскольку в одном случае Заказчик усматривает возможность оценки контрактов заключенных не в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ, а в другом исключает возможность представления субподрядных контрактов/договоров.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе и и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В составе жалобы Заявитель указывает, что условия оценки в рамках показателя "Опыт исполнения контрактов (договоров), заключенных с участником закупки на выполнение работ по ремонту медицинских учреждений" содержат противоречивые положения в части предмета оценки, поскольку с одной стороны, оценке подлежит общая стоимость ранее исполненных участниками договоров, выраженная в рублях, что прямо указано в порядке оценки, с другой стороны, оценке подлежит общее количество ранее исполненных участниками договоров - согласно шкале для начисления баллов.
Кроме того, по мнению Заявителя, согласно условиям оценки, баллы присуждаются согласно шкале оценки, по которой одинаковое количество баллов присуждается участникам, предоставившим разное количество подтверждающих опыт договоров, что не способствует выявлению более опытных участников как предлагающих лучшие условия исполнения договора по данной закупке.
Комиссией Управления установлено, что показатель "Опыт исполнения контрактов (договоров), заключенных с участником закупки на выполнение работ по ремонту медицинских учреждений" сформирован Заказчиком таким образом, что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно порядку оценки по оспариваемому показателю в одном случае Заказчик оценивает предложение участника по общей суммарной стоимости исполненных Участником контрактов/договоров аналогичных предмету настоящей закупки, а затем приводит шкалу оценки показателя, где указывается количество контрактов, соответствующих условиям критерия и сведения о которых представлены в составе заявки.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что из установленного порядка оценки показателя "Опыт исполнения контрактов (договоров), заключенных с участником закупки на выполнение работ по ремонту медицинских учреждений" не предоставляется возможным однозначно определить что будет оценено конкурсной комиссией Заказчика.
В то же самое время Комиссия Управления отмечает, что использование шкалы оценки в рамках указанного показателя не способствует выявлению наилучшего предложения, поскольку стоимостное денежное выражение совокупности исполненных контрактов подлежит сопоставлению с предложениями иных участников закупки и по логике не может подлежать исключительно количественной оценке.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу,об обоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя, поскольку установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, а также однозначно определить предмет оценки, что нарушает ч.8 ст.32, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами (квалификация)" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами (квалификация)" нестоимостного критерия:
"Коэффициент значимости показателя (КЗ )- 0,20
Значимость показателя - 20 %
Предмет оценки: "Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами (квалификация)"
Оценка по показателю "Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами (квалификация)" критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки" осуществляется в зависимости от количества квалифицированных специалистов, привлекаемых участником закупки для выполнения работ:
- Специалист по электробезопасности. Указанный специалист должен обладать допуском в качестве административно-технического персонала к работам, соответствующим 4-ой группе по электробезопасности;
- Специалист по пожарной безопасности. Указанный специалист должен обладать знаниями пожарно-технического минимума;
Наличие квалифицированных специалистов, привлекаемых участником закупки для выполнения работ, подтверждается наличием всех нижеперечисленных документов:
1. В случае если квалифицированные специалисты, привлекаемые для выполнения работ, сведения о которых содержатся в заявке участника закупки, состоят в штате участника закупки, то необходимо предоставить следующие документы:
- копии трудовых книжек, копии штатного расписания или выписки из штатного расписания;
- копии действующих удостоверений, подтверждающие допуск в качестве административно-технического персонала к работам, соответствующим 4-ой группе по электробезопасности. Удостоверение должно быть установленного образца, выданное специализированными лицензированными организациями в области аттестации (лицензирования, сертификации);
- копии действующих удостоверений по проверке знаний пожарно-технического минимума. Удостоверение должно быть установленного образца, выданное специализированными лицензированными организациями в области аттестации (лицензирования, сертификации);
- копии удостоверений о повышении квалификации. Удостоверение должно быть установленного образца, выданное специализированными лицензированными организациями в области аттестации (лицензирования, сертификации).
2. В случае если квалифицированные специалисты, привлекаемые для выполнения работ, сведения о которых содержатся в заявке участника закупки, не состоят в штате участника закупки, то необходимо представить следующие документы:
- копии действующих гражданско-правовых договоров, на основании которых привлекаются специалисты для выполнения работ;
- копии действующих удостоверений, подтверждающие допуск в качестве административно-технического персонала к работам, соответствующим 4-ой группе по электробезопасности. Удостоверение должно быть установленного образца, выданное специализированными лицензированными организациями в области аттестации (лицензирования, сертификации);
- копии действующих удостоверений по проверке знаний пожарно-технического минимума. Удостоверение должно быть установленного образца, выданное специализированными лицензированными организациями в области аттестации (лицензирования, сертификации);
- копии удостоверений о повышении квалификации. Удостоверение должно быть установленного образца, выданное специализированными лицензированными организациями в области аттестации (лицензирования, сертификации).
В случае отсутствия в составе заявки (предложения) участника закупки документов, подтверждающих наличие специалиста по электробезопасности и специалиста по пожарной безопасности, заявке (предложению) участника закупки по настоящему показателю критерия оценки заявок будет присуждено "0" (ноль) баллов.
Для оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами (квалификация)" каждой заявке выставляется значение 0 или 50 или 100 баллов.
Количество баллов, присуждаемых комиссией каждой заявке, устанавливается исходя из следующей шкалы предельных величин значимости показателей критерия оценки заявок:
- Оценка в 0 баллов по показателю присуждается заявке участника закупки, в составе которой отсутствует информация, подтверждающая наличие специалистов по электробезопасности и по пожарной безопасности.
- Оценка в 50 баллов по показателю присуждается заявке участника закупки, в составе которой представлена информация, подтверждающая наличие специалиста по электробезопасности или специалист по пожарной безопасности ;
- Оценка в 100 баллов по показателю присуждается заявке участника закупки, в составе которой представлена информация, подтверждающая наличие специалиста по электробезопасности и специалист по пожарной безопасности ;
Форма "Сведения об обеспеченности участника закупки кадровыми ресурсами (квалификация)", предлагаемые для заполнения участниками закупки являются рекомендуемыми".
По мнению Заявителя, порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами (квалификация)" является неправомерным, поскольку согласно условиям оценки, в случае если участник подтверждает наличие у него квалифицированных специалистов, состоящих в штате участника закупки, то в составе заявки необходимо предоставить помимо копий трудовых книжек еще копию штатного расписания или выписку из штатного расписания.
Таким образом, условие о предоставлении в обязательном порядке, помимо копии трудовой книжки, копии штатного расписания или выписки из штатного расписания является избыточным, поскольку подтверждением наличия в штате у участника является предоставление в заявке одного из указанных документов.
Согласно ст.15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношение - это отношения основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
По общему правилу, установленному ст.16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
В соответствии со ст.57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывается трудовая функция работника, то есть работа по должности в соответствии с штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации.
Таким образом, под штатными работниками понимаются лица, состоящие с работодателем в трудовых отношениях, т. е. между ними и работодателем заключен трудовой договор. К штатным работникам также относятся работники, осуществляющие трудовую деятельность на условиях внутреннего или внешнего совместительства.
Кроме того, согласно ст.66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в конкретной организации. Трудовая книжка является кадровым документом, сопровождающим оформление трудовых отношений, при этом сведения о том, что работник работает на условиях совместительства вносятся по желанию работника работодателем по основному месту работу.
Таким образом, Комиссией Управления отмечает, что надлежащим подтверждение наличия у участника в штате квалифицированных специалистов, привлекаемых участником закупки для выполнения работ, является предоставление одного из содержащихся в порядке оценки документов, так например копии трудовой книжки, что является достаточным в силу действующего законодательства.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу,об обоснованности вышеуказанного довода жалобы Заявителя и о нарушении
Заказчиком ч.8 ст.32, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки", нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия:
"Коэффициент значимости показателя (КЗ )- 0,10
Значимость показателя - 10 %
Предмет оценки: "Деловая репутация участника закупки"
Порядок определения баллов по показателю "Деловая репутация участника закупки"
Наименование показателя |
Количество присуждаемых баллов |
1. Представлены сведения о продолжительности деятельности (времени существования) участника конкурса не менее 2 лет. Подтверждается сведениями из выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). 2. Представлены сертификаты: -Системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2015; - Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, соответствующей ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. |
100 баллов |
1. Представлены сведения о продолжительности деятельности (времени существования) участника конкурса менее двух лет. Подтверждается сведениями из выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). 2. Представлены сертификаты: -Системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2015; - Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, соответствующей ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. |
75 баллов |
1. Представлены сведения о продолжительности деятельности (времени существования) участника конкурса не менее 2 лет. Подтверждается сведениями из выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). 2. Представлен один из сертификатов: - Системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2015; - Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, соответствующей ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. |
50 баллов |
1. Представлены сведения о продолжительности деятельности (времени существования) участника конкурса менее двух лет. Подтверждается сведениями из выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). 2. Представлен один из сертификатов: - Системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2015; - Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, соответствующей ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. |
25 баллов |
Документы и/или сведения не предоставлены или отсутствуют, либо Предоставлены сведения о продолжительности деятельности (времени существования) участника конкурса менее года и не предоставлен ни один из сертификатов |
0 баллов |
Для подтверждения наличия у участника конкурса деловой репутации участник заполняет форму в свободной форме "Деловая репутация участника закупки".
Для определения значения показателя "Деловая репутация участника закупки" конкурсная комиссия исходит из продолжительности деятельности (времени существования) участника конкурса на рынке предоставления работ (услуг) в области строительства на дату окончания подачи заявок с учетом правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения, в соответствии с представленными участником конкурса в составе конкурсной заявки сведениям, начиная с даты создания участника конкурса в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Подтверждающими документами являются: заполненный участником конкурса свободной формы "Деловая репутация участника закупки", представленная в составе заявки участника конкурса выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или иной документ, содержащий сведения о дате создания участника конкурса в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Продолжительность деятельности (времени существования) участника конкурса на рынке предоставления работ (услуг) в области строительства определяется в количестве лет, округленном до целого числа в наименьшую сторону.
Кроме того, для определения значения показателя "Деловая репутация участника закупки" конкурсная комиссия учитывает также наличие у участника конкурса различных систем менеджмента.
Данный критерий установлен заказчиком в связи с тем, что применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.
Оценке подлежит наличие следующих систем:
- Системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2015;
- Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, соответствующей ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007.
Подтверждающими документами являются: копии сертификатов, а также заполненный участником конкурса формы "Деловая репутация участника закупки" (форма является рекомендуемой), представленная в составе заявки участника.
В случае отсутствия в заявке участника заполненных рекомендуемых форм, оценка по показателям будет производиться конкурсной комиссией на основании предоставленных участником копий документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса".
Так, в составе жалобы Заявитель указывает, что обжалуемый показатель установлен в нарушение Закона о контрактной системе и создает ограничения для участия в закупке, поскольку согласно условиям оценки, баллы присуждаются исходя из продолжительности деятельности участника конкурса именно на рынке предоставления работ (услуг) в области строительства, но вместе с тем, баллы присуждаются исходя не из продолжительности предоставления услуг, аналогичных объекту закупки, а исходя из времени существования участника в принципе, подтверждаемым выпиской из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), однако оценка на основании данной информации не позволяет объективно выявить более опытного участника.
На заседании Комиссии Управления установлено, что оценке подлежит репутация, выраженная в годах, определяемая на основании сведений, представленных в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Так, например, в случае, если организация начала свою деятельность только в 2019 году, но исполнила 50 контрактов на общую сумму 150 млн рублей, то данная организация получит наименьшее количество баллов по данному показателю, в сравнении с организацией, зарегистрированной в 2015 году, но имеющей 5 исполненных контрактов на сумму 10 млн рублей вплоть до 2020 года (по одному контракту за каждый календарный год).
При таких данных очевидно, что объем выполненных работ (оказанных услуг) участником закупки за период осуществления своей деятельности, который, по мнению Комиссии Управления, формирует репутацию организации, в данном порядке оценке проигнорирован и подменен длительностью активности участника закупки на рынке, что как самостоятельная характеристика не соотносится с репутацией, а характеризует продолжительность работы организации.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок в нарушение ч.8 ст.32, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что может привести к присвоению максимального балла по показателю "Деловая репутация участника закупки" участнику закупки, длительное время существующему на рынке, однако не являющемуся наиболее опытным в сфере оказываемых услуг, также выявленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами (квалификация)" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе, поскольку с одной стороны, для присуждения баллов необходимо, чтобы у участника имелись оба указанных специалиста, а отсутствие хотя бы одного из них влечет отказ в присуждении баллов - согласно положению: "В случае отсутствия в составе заявки (предложения) участника закупки документов, подтверждающих наличие специалиста по электробезопасности и специалиста по пожарной безопасности, заявке (предложению) участника закупки по настоящему показателю критерия оценки заявок будет присуждено "0" (ноль) баллов", при этом, для присуждения баллов необходимо, чтобы у участника был по крайней мере один из указанных, специалистов, а отсутствие второго не влечет отказ в присуждении баллов - согласно шкале оценки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что для оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами (квалификация)" каждой заявке выставляется значение 0 или 50 или 100 баллов.
При этом порядком однозначно определено, что оценка в 0 баллов по показателю присуждается заявке участника закупки, в составе которой отсутствует информация, подтверждающая наличие специалистов по электробезопасности и по пожарной безопасности, оценка в 50 баллов по показателю присуждается заявке участника закупки, в составе которой представлена информация, подтверждающая наличие одного из специалистов: специалиста по электробезопасности или специалиста по пожарной безопасности, при этом оценка в 100 баллов по показателю присуждается заявке участника закупки, в составе которой представлена информация, подтверждающая наличие 2ух специалистов одновременно: как по электробезопасности, так и по пожарной безопасности.
На основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы и нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при формировании конкурсной документации в оспариваемой части.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
При этом на заседании Комиссии Управления установлено, что 10.08.2021 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещена новая редакция документации от 10.08.2021 NИИ1, согласно которой Заказчиком размещен новый порядок оценки заявок участников конкурса, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикал Сервис" на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.8 ст.32, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно, путем внесения изменений в конкурсную документацию открытого конкурса в электронной форме.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
Э.З. Гугава
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 августа 2021 г. N 077/06/106-13980/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2021