Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", ООО "Техстрой Индустрия",
рассмотрев жалобу ООО "Техстрой Индустрия" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на комплексное обустройство территорий Яузского лесопарка Национального парка "Лосиный остров" (Закупка N0373100053721000013) (далее - конкурс, открытый конкурс в электронной форме) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной
функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении конкурсной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.08.2021 NЕИ/47735/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 ч.6 ст.54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пп. 3 - 9, 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу ч.7 ст.54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных чч. 2, 4 - 6 ст.54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки является комплексное обустройство территорий Яузского лесопарка Национального парка "Лосиный остров".
При этом п. 6 Технического задания определены краткие характеристики выполняемых работ, в частности в рамках исполнения контракта выполняются следующие виды работ:
- обустройство дорожно-тропиночной сети с асфальтобетонным покрытием
- обустройство дорожно-тропиночной сети из плитки;
- обустройство парковки;
- устройство декоративного ограждения и др.
Заказчиком в п.23.2 Информационной карты конкурсной документации установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме, в частности вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, в том числе наличие лицензии по сбору, транспортированию отходов I - IV классов опасности.
Согласно доводу жалобы в конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии по сбору, транспортированию отходов I - IV классов опасности.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 30 ч. 1. ст. 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит такой вид деятельности как деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В рамках данной закупки осуществляются работы по сбору и утилизации отходов, которые составляют не менее 30% всех работ.
По мнению Заказчика, лицензирование данного вида деятельности дает основание при закупке работ, предполагающих наличие лицензии на их осуществление, устанавливать в документации требование о предоставлении участником закупки соответствующей лицензии.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что сбор и утилизация отходов не являются самостоятельным объектом закупки, а включены в состав работ по благоустройству, то есть являются сопутствующими, в связи с чем требовать у участника закупки такой лицензии неправомерно.
Согласно ч.1 ст.704 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В п. 5.3.4 проекта контракта конкурсной документации предусмотрено право привлечения к исполнению своих обязательств по контракту - соисполнителей по видам работ (содержанию) контракта, предусмотренных техническим заданием.
Таким образом, участник закупки может в рамках гражданско-правовых отношений заключить договор на осуществление работ по данному виду деятельности с субподрядной организацией, имеющей соответствующую лицензию, что не противоречит действующему законодательству.
При таких данных Комиссия Управления отмечает, что требование о наличии лицензии по сбору, транспортированию отходов I - IV классов опасности у участников закупки является неправомерным и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и нарушении Заказчиком ч.6 ст.31 и ч.7 ст.54.4 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований о наличии оспариваемой лицензий к участникам закупки и предоставление указанной лицензии в составе второй части заявки, что указывает на наличие признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Техстрой Индустрия" на действия
ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.6 ст.31 и ч.7 ст.54.4 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ИП Лисовой А.А. по делу от 13.08.2021 N 077/06/106-14100/2021.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
Н.А. Узкий
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 августа 2021 г. N 077/06/106-14167/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2021