Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ГБУЗ "ДГП N 52 ДЗМ": Аляутдинова Т.К. (доверенность от 12.05.2021 Nб/н),
в отсутствие представителей ООО "Медикал Сервис" о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/47964/21 от 11.08.2021,
рассмотрев жалобу ООО "Медикал Сервис"(далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГП N 52 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинской мебели для соблюдения стандарта Московской поликлиники в ГБУЗ "ДГП N 52 ДЗМ" (Закупка N 0373200142021000043) (далее- электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/47964/21 от 11.08.2021.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы совокупности характеристик поставляемых товаров, установленных Заказчиком в технической части аукционной документации, не соответствует ни один товар с учетом предусмотренного в документации ограничения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N617).
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в 14.9 информационной карты аукционной документации установлено ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением N617.
В силу п.7 постановления N617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с п.9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства";
б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в технической части аукционной документации определены требования к поставляемым товарам, так, например, по п.1 "Пеленальный стол (ШхГхВ 800+50(ручка)х700х850)":
"Стол пеленальный с матрацем, нишей в верхней части, двумя глухими дверьми, 1 полкой, ручкой в боковой части для легкости передвижения. Габаритные размеры: 900х700_10 мм, высота 850_10 мм.
Пеленальный стол должен быть изготовлен из влагостойкого ЛДСП белого цвета в кромке ПВХ белого цвета, толщиной не менее 16 мм и не более 18 мм. Каркас изделия должен иметь фронтальный алюминиевый анодированный, закругленный профиль (травмобезопасный) с системой скрытого крепежа панелей, с технологическими пазами для герметичной вкладки и фиксации влагостойких ламинированных панелей толщиной не менее 16 мм и не более 18 мм. Скрытый крепеж горизонтального алюминиевого анодированного торцевого профиля должен осуществляться посредством установки его в продольный паз травмобезопасного вертикального двусоставного алюминиевого анодированного профиля на глубину не менее 2 мм, с дополнительной фиксацией шурупами. Все углы травмобезопасного вертикального двусоставного алюминиевого анодированного профиля должны быть закруглены и травмобезопасны. Радиус закругления травмобезопасного вертикального двусоставного алюминиевого анодированного профиля не менее 20 мм и не более 25 мм. Размер травмобезопасного алюминиевого анодированного профиля в сечении не менее 20х20 мм и не более 25х40 мм". Столешница должна быть накладной, выполненой из АБС пластика устойчивого к воздействию УФ лучей толщиной не менее 3 мм, с травмозезопасными бортами с четырех сторон, общая толщина борта не менее 25 мм, высота борта не менее 45 мм. Стол должен быть укомплектован матрацем, выполненным из гиппоаллергенного кожзаменителя, наполнение - поролон толщиной не менее 20 мм. Полка должна быть выполнена из ЛДСП в кромке ПВХ, толщиной не менее 16 мм и не более 18 мм. Проем ниши высотой не менее 205 мм и не более 215 мм. Фасад должен быть выполнен из крашенного МДФ толщиной не менее 16 мм и не более 18 мм. Петли производства Blum или Hettich. Петли должны выдерживать не менее 200 000 циклов открывания. Ручка должна быть литая, горизонтальная и изготовленная из алюминия. Размер ручки не менее 310 мм. Пеленальный стол должен быть оснащен 4 колесными опорами из термопластичной резины, не оставляющей следов на напольном покрытии любого типа - диаметром не менее 75 мм и не более 95 мм. 2 передних колеса дожны быть оснащены тормозом.
РУ: Наличие
Цвет фасада: RAL Design 070 80 20 бежевый.
Цвет матраца: Oregon 19 зеленый".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Выводы Заявителя о допущенном со стороны Заказчика нарушении Закона о контрактной системе строятся на том, что не представляется возможным найти и предложить товар, для которого имеется в открытом для ознакомления доступе информация о том, что такой товар обладает всей совокупностью параметров, соответствующих одновременно всем требованиям, установленным к нему в документации, а также производящийся в Российской Федерации.
Таким образом, из вышеприведенного умозаключения следует, что неспособность обнаружить в открытом доступе характеристики товара, возможного к поставке, а также отсутствие возможности сопоставить требуемые в документации значения параметров с характеристиками товаров, сведения о которых наличествуют в реестре российской промышленной продукции, влечет за собой необходимость либо неприменения положений постановления N617, либо изменения описания товара так, чтоб такое описание подпадало под товары, сведения о которых имеются в реестре российской промышленной продукции, с возможностью их однозначной идентификации в открытом доступе.
Иными словами, довод Заявителя фактически сводится к тому, что, либо не подлежат применению ограничения, установленные в соответствии с постановлением N617, либо описание товара должно быть изменено Заказчиком так, чтобы прямо можно было идентифицировать товар в реестре без совершения дополнительного исследования рынка.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что законодательство о контрактной системе предоставляет именно заказчику право на закупку того товара, которое он счел необходимым, именно с тем набором характеристик и параметрами их значений, которые наилучшим образом отражают его потребность. Таким образом, описание объекта закупки является прерогативой заказчика, формулирующего те или иные требования в закупочной документации в зависимости от своих потребностей.
Попытка вменить Заказчику обязанность изменения таких характеристик на основании лишь фактического их отсутствия в распоряжении Заявителя, либо же предположительной, в данном конкретном случае не подтвержденной Заявителем, невозможности поставки товара из реестра российской промышленной продукции, не отвечает основному смыслу результативности государственных и муниципальных закупок.
При этом необходимо отдельно отметить, что в отсутствие у Заявителя характеристик товаров, сведения о которых есть в реестре и в обращении на рынке в общем, уже как самостоятельный факт свидетельствует о логической невозможности утверждения о несоответствии таких товаров требованиям Заказчика.
При этом предъявленные Заказчиком требования к необходимому к поставке товару в равной степени распространялись на всех участников аукциона.
Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика.
Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится.
При таких данных, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобуООО "Медикал Сервис" на действия ГБУЗ "ДГП N 52 ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения на осуществление закупки, наложенные письмом Московского УФАС России NЕИ/47964/21 от 11.08.2021.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии Н.А. Узкий
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 августа 2021 г. N 077/06/106-14249/2021о
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2021