Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в присутствии представителей:
от уполномоченного органа - Администрация города Южно-Сахалинска - Максимов Н.В. (по доверенности от 18.12.2020 NД09-0232, Аткишкин И.В. (по доверенности от 18.12.2020 NД09-0234),
от заказчика - МКУ городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" - Кузьминых Е.А. (по доверенности от 12.08.2021 N49/21), Нергеш Ю.С. (по доверенности от 11.01.2021 N03/20),
от заявителя - ООО "СПЕКО-Инвест" - представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "СПЕКО-Инвест" и материалы дела N7-1/396 (027/06/106-1069/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "СПЕКО-Инвест" (далее - Заявитель) на действия Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - Администрация города Южно-Сахалинска при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение работ по капитальному ремонту объекта: Капитальный ремонт МАДОУ N14 "Рябинка" г. Южно-Сахалинска (извещение N0161300000121000643).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: установленные заказчиком критерии и порядок оценки заявок участников являются ненадлежащими, противоречат "Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что является нарушением положений п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона N44-ФЗ, а также приводит к необоснованным ограничениям для участия в закупке.
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0161300000121000643 о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 27.07.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): открытый конкурс в электронной форме.
Объект закупки: выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение работ по капитальному ремонту объекта: Капитальный ремонт МАДОУ N14 "Рябинка" г. Южно-Сахалинска.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 64 173 980,00 рублей.
Источник финансирования: Муниципальный бюджет (Бюджет городского округа "город Южно-Сахалинск").
Дата начала срока подачи заявок - 27.07.2021.
Дата окончания срока подачи заявок - 30.08.2021.
Дата рассмотрения и оценки первых частей заявок - 31.08.2021.
Дата подачи окончательных предложений - 02.09.2021.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 06.09.2021.
В ходе проведения проверки заказчиком, уполномоченным представлены письменные мотивированные отзывы, в соответствии с которыми считают жалобу необоснованной в полном объеме.
Представители заказчика, уполномоченного органа на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России поддержали доводы, изложенные в отзыве, просили признать жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N7-1/396 (027/06/106-1069/2021), исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из положений ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе следует, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи (ч. 5 ст. 32 Закона о контрактной системе).
Частью 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 6 ст. 54.3 Закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N1085) утверждены порядок и правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла" (п. 8 Постановления Правительства РФ N1085).
В соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ N1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Как следует из материалов дела, конкурсной документацией предусмотрены критерии оценки заявки на участие в конкурсе, в том числе стоимостной и нестоимостной критерий оценки заявок.
В качестве нестоимостных критериев оценки заявок конкурсная документация предусматривает:
- Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) - коэффициент значимости 0,90%;
- Общее количество исполненных контрактов (договоров) - коэффициент значимости 0,10%.
При этом конкурсная документация предусматривает следующее требование в части, что предоставляемых участником закупки копий исполненных муниципальных контрактов и (или) государственных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров и (или) договоров:
- исполненные за последние три года предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
- стоимость каждого из исполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта.
Также разделом "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме" конкурсной документацией предусмотрено, что контракты (договоры) должны быть представлены в составе заявки со всеми приложениями и дополнительными соглашениями. Контракты (договоры) должны быть исполнены в полном объеме в установленный контрактом (договором) срок. В подтверждение исполнения контракта (договора) должны быть приложены копии документа (документов), подтверждающего (-их) факт исполнения контракта (договора) в полном объеме за весь период работы, содержащий (-ие) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, в составе заявки участника закупки должна быть представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Контракты (договоры) не будут учитываться для оценки заявки по показателю в случае, если:
- дата исполнение контракта (договора) не будет соответствовать установленному периоду (3 года), предшествующему дате окончания подачи заявок на участие в закупке;
- выполненные работы по прилагаемым контрактам (договорам) не будут соответствовать работам сопоставимого характера;
- контракт (договор) не исполнен в срок, установленный контрактом (договором).
Таким образом, для целей оценки по нестоимостным критериям, участник закупки должен представить контракты на выполнение работ сопоставимого характера и объема, исполненные в период за истекшие 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, имеющий цену не менее 100% от 113 346 300 рублей 00 копеек, а также исполненный в срок, установленный контрактом (договором).
Вместе с тем, указанное условие не отвечает принципу создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, не отвечает целям проведения открытого конкурса в электронной форме в части определения лучших условий исполнения контракта и не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, наилучшим образом подходящего для целей исполнения контракта.
Так, исходя из условий порядка оценки по нестоимостным критериям "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", потенциальный участник закупки, обладающий более 3 исполненных контрактов на сумму менее 64 173 980 рублей 00 копеек, получит 0 баллов по указанным критериям.
Равным образом не будут оценены контракты участника закупки, исполнившего сопоставимые работы (в том числе свыше суммы 64 173 980 рублей 00 копеек) в срок более 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Однако установленное Заказчиком временное ограничение контрактов, подлежащих учету для целей оценки заявок по нестоимостному критерию, не отвечает целям осуществления закупки, не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, поскольку неправомерно ограничивает участников закупки имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
Также 13.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок заказчиком размещены изменения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме NИИ1, а именно в части критерий и порядка оценки заявок участников, что полностью соответствуют требованиям Закона N44-ФЗ
Поскольку заказчиком размещены изменения в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме NИИ1 от 13.08.2021, что не противоречит п. 6 ст. 54.3 Закона N44-ФЗ, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу и признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СПЕКО-Инвест" на действия Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - Администрация города Южно-Сахалинска при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение работ по капитальному ремонту объекта: Капитальный ремонт МАДОУ N14 "Рябинка" г. Южно-Сахалинска (извещение N0161300000121000643) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 августа 2021 г. N 7-1/396
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2021