Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 19 августа 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО Научно-инженерный центр "Башкортостан" с использованием системы видеоконференц-связи на положение документации об аукционе на "Оснащение объектов Псково-Изборского объединённого музея-заповедника системой охранного телевизионного видеонаблюдения (д. Изборск Печорского района)" (N 0357500000721000019), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30.07.2021 Заказчиком - объявлен электронный аукцион на "Оснащение объектов Псково-Изборского объединённого музея-заповедника системой охранного телевизионного видеонаблюдения (д. Изборск Печорского района) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 515 783,00
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 019.08.2021 Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
11.08.2021 (вх. N795-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 18.08.2021 года в 15 часов 00 минут.
Журнал событий из ЕИС:
13.08.2021 17:34 Приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по жалобе N 060/06/14-495/2021 для закупки N 0357500000721000019
12.08.2021 10:59 (МСК) Закупка N0357500000721000019 в соответствии с документом Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.08.2021 NИО1 автоматически переведена на этап "Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено"
12.08.2021 10:59 (МСК) Размещен документ "Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.08.2021 NИО1"
11.08.2021 17:43 (МСК) Размещен документ "Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 11.08.2021 NИИ2"
05.08.2021 16:09 (МСК) Размещен документ "Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 05.08.2021 NИИ1"
05.08.2021 15:28 (МСК) На электронную площадку АО "Сбербанк-АСТ" успешно передано разъяснение NРД1 положений документации по запросу ЭП N 1410730
05.08.2021 15:28 (МСК) Размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 05.08.2021 NРД1"
30.07.2021 13:39 (МСК) Закупка N0357500000721000019 автоматически переведена на этап "Подача заявок"
30.07.2021 13:39 (МСК) Размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 30.07.2021 N0357500000721000019"
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N795-з от 11.08.2021 года):
- не установление запрета по Постановлению правительства РФ 1236
-не установление запрета по Постановлению правительства РФ 878
- нарушение правил использования ОКПД 2, неверное использование ОКПД 2, в целях не установления ограничений и запретов по национальному режиму
- не применен правильно КТРУ при установлении характеристик
Представитель Заказчика сообщил об отмене аукциона
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
Согласно доводам жалобы в аукционной документации неправомерно не установлены ограничения, предусмотренные положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 878), а также запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236) несмотря на наличие в аукционной документации сведений о товарах, попадающих под действия вышеуказанных нормативных актов.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что предусмотренных положениями Постановления N878 ограничений, а также запрета в соответствии с Постановлением N1236 в аукционной документации не установлены.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
П.3 Постановления N878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок
П.2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В силу п.2(1) Постановления N1289 для целей применения пункта 2 Постановления N1289 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что предметом закупочной процедуры является выполнение работ по монтажу системы охраны телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, где конечным результатом является смонтированная, настроенная и бесперебойно-функционирующая система видеонаблюдения. При этом указанные в технической части товары являются используемыми при выполнении работ. Кроме того, исходя из положений технического задания, а также проекта государственного контракта Заказчиком не производится приемка оборудования, а также поставка такого оборудования на бухгалтерский учет, ввиду чего закрывающим документом исполненных обязательств по контракту является акты выполненных работ. В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика в части не установления ограничений в соответствии Постановлением N878, а также запрета в соответствии с Постановлением N1236.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные доводы жалобы 1,2 Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
При этом, Комиссией установлено в документации следующее нарушение.
В соответствии с ч. 2,3 ст. 66 заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
а) наименование страны происхождения товара;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации (часть 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
Системное толкование приведенных нормативных положений обязывает к следующему выводу: при формировании документации о закупке заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, при описании объекта закупки заказчику надлежит таким образом прописать требования к закупаемым товарам (работам, услугам), чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работы, услуги) именно с такими характеристиками, которые ему объективно необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
При этом в документации в Инструкции для участников в разделе 2 2. Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению в требованиях к заявке предусмотрено следующее:
2.3. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона;
2) наименование страны происхождения товаров (оборудования, приборов, систем), применяемых при монтаже системы;
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе или в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак).
Из анализа документации, проекта контракта, документов по оформлению результатов работ, отсутствием этапа и порядка приемки оборудования, а также постановки такого оборудования на бухгалтерский учет, позиции Заказчика поставка товара в данной закупке не предусматривается. Следовательно, в нарушение части 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ требование от участников указания конкретных характеристик товара в заявках установлено неправомерно, поскольку объектом закупки является работы с использованием товаров. В данном аукционе участник соглашается со всеми характеристиками товаров, установленными в документации и обязан их использовать при монтаже систем. Целью закупки Заказчиком не является приобретение товара для дальнейшего использования, цель закупки - организация системы телевизионного видеонаблюдения на объекте.
3. В своей жалобе Заявитель также указывает, что Заказчиком неправомерно выбран исключительно код ОКПД2 Код: 43.21.10.290 Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки, тогда как объектом закупки является в том числе оборудование по коду ОКПД-2 26.40.33. 190, 110, 26.30.11, 26.20.14 и так далее.
В силу п.2 ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и не превышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в предусмотренных Законе о контрактной системе информации и документах, не подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе формированию и размещению в единой информационной системе в сфере закупок.
Контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках, осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами
В связи с вышеуказанным, доводы Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД2 Комиссией Управления не рассматривается.
4. Также в жалобе Заявитель указывает на то, что в аукционной документации согласно Ведомости объемов работ, установлено описание товаров по п.9,10 Камера не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил использования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления установлено, что КТРУ предусмотрена, например, следующая позиция: видеокамера 26.40.33.110-00000012, однако Заказчиком описаны камеры не в соответствии с данной позицией КТР, в отсутствие обоснования необходимости использования такой информации. Обоснование невозможности использования КТРУ или расширение характеристик КТРУ в аукционной документации нет.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Довод Заказчика о том, что данная закупка является по сути дооснащением и приобретается в целях взаимодействия с иным ранее приобретенным оборудованием не подтверждён документально, несмотря на предложение Комиссии представить в адрес УФАС доказательства наличия ранее приобретенных систем и необходимости взаимодействия объектов.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что исходя из совокупности норм, установленных Постановлением N145 следует, что в КТРУ описаны в том числе товары используемые для выполнения работ, оказания услуг, ввиду чего применение такого описание в силу ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, а также п.4 Правил использования КТРУ является обязательным.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что описание используемых товаров" не в соответствии с КТРУ нарушает нормы ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, п.п. 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ООО Научно-инженерный центр "Башкортостан"- частично обоснованной
2. В действиях заказчика установить нарушения ч. 6 ст. 66, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, в связи с отменой закупки Заказчиком. В установленные законом сроки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 19 августа 2021 г. N 060/06/14-495/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2021