На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 09.08.2021 года N 308, на основании обращения заказчика Муниципальное общеобразовательное учреждение- Средняя общеобразовательная школа села Писаревка Унечского района Брянской области вх. N 6129 от 06.08.2021 года о включении сведений в отношении ООО "Альфа" в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__"
Членов Инспекции: "__"
в присутствии:
"__.." - представителя ООО "Альфа", действующего на основании доверенности от 01.08.2021 года;
"___" - представителя заказчика Муниципальное общеобразовательное учреждение- Средняя общеобразовательная школа села Писаревка Унечского района Брянской области, действующего на основании приказа;
"__" - представителя заказчика Муниципальное общеобразовательное учреждение- Средняя общеобразовательная школа села Писаревка Унечского района Брянской области, действующего на основании доверенности от 12.08.2021 года;
"__." - представителя заказчика Муниципальное общеобразовательное учреждение- Средняя общеобразовательная школа села Писаревка Унечского района Брянской области, действующего на основании доверенности от 12.08.2021 года;
Картавой С.Н. - представителя заказчика Муниципальное общеобразовательное учреждение- Средняя общеобразовательная школа села Писаревка Унечского района Брянской области, действующего на основании доверенности от 12.08.2021 года,
в результате осуществления проверки порядка одностороннего отказа заказчика Муниципальное общеобразовательное учреждение- Средняя общеобразовательная школа села Писаревка Унечского района Брянской области от исполнения муниципального контракта N 0327300094321000001_277401 от 29.03.2021 года на замену деревянных оконных блоков на оконные блоки ПВХ в МОУ-СОШ с. Писаревка,
установила:
1) 01.03.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение и документация об аукционе на замену деревянных оконных блоков на оконные блоки ПВХ в МОУСОШ с. Писаревка за N 0327300094321000001.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 240 000,00 рублей.
3) Согласно Протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.03.2021 N0327300094321000001-3 победителем электронного аукциона признан - ООО "Альфа" с ценой контракта - 205 200,00 рублей.
4) 29.03.2021 года между заказчиком Муниципальное общеобразовательное учреждение- Средняя общеобразовательная школа села Писаревка Унечского района Брянской области и ООО "Альфа" заключен муниципальный контракт N 0327300094321000001_277401 от 29.03.2021 года на замену деревянных оконных блоков на оконные блоки ПВХ в МОУ-СОШ с. Писаревка.
В соответствии с п1.1 муниципального контракта заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по Замене деревянных оконных блоков на оконные блоки ПВХ в МОУ-СОШ с. Писаревка, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) и на условиях, предусмотренных Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы на условиях настоящего Контракта.
Согласно п. 2.1. муниципального контракта устанавливаются следующие сроки выполнения работ:
Срок начала работ - с 01.06.2021 г.
Срок окончания работ - по 30.06.2021 г.
5) 17.06.2021 года письмом исх. N 38 подрядчик уведомляет заказчика о том, что при осуществлении подрядчиком контрольных замеров, сопоставив данные замеров с данными в Техническом задании и локальной сметой, выявлены расхождения в части расхождения в объемах, а также о том, что выявлен этап работ, не предусмотренный сметной документацией - подготовка проема к монтажу, а также с сообщением о необходимости выполнения заказчиком работ, не предусмотренных сметной документацией, а также с уведомлением о готовности приступить к работам с 22.06.2021 года. В данном письме подрядчик также просит заказчика уведомить его по электронной почте для присутствия во время проведения работ представителя подрядчика для контроля за качеством выполнения работ и применяемых материалов, а также с предложением приступить к работам по привидению проемов в надлежащее состояние с 22.06.2021 года.
6) 22.06.2021 года исх. б/н подрядчик уведомляет заказчика о том, что монтажники не были допущены на объект, в связи с тем, что окна не поставлены на объект, с уведомлением о том, что заказчик препятствует выполнению работ, а также заявляет об отказе от исполнения муниципального контракта 0327300094321000001_277401 от 29.03.2021 года в связи с уклонением заказчика от устранения выявленных недостатков.
Указанное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено:
во-первых, 23.06.2021 года заказным письмом с уведомлением по адресу заказчика, указанному в контракте: 243323, Брянская обл., Унечский р-он, с. Писаревка, ул. Школьная, д. 24
во- вторых, 22.06.2021 года по адресу электронной почты заказчика: mous-pisarevka@mail.ru.
7) 24.06.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Основанием для отказа от исполнения контракта явилось невыполнение взятых на себя обязательств, в установленный контрактом срок (подрядчик не приступил к исполнению обязательств по контракту).
Указанное решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту:
во-первых, 24.06.2021 года направлено почтой России по адресу ООО "Альфа", указанному в контракте (243500, Брянская обл., г. Сураж ул. Красноармейская, д,38),
во-вторых, 24.06.2021 года размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
8) 29.06.2021 года подрядчик направил возражения на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
9) 03.07.2021 года исх. б/н подрядчик доводит до сведения заказчика о том, что 22.06.2021 года заказчиком получено уведомление подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное уведомление вступило в силу 02.07.2021 года.
Из представленных сторонами в материалы дела документов и сведений Инспекцией Брянского УФАС Росси установлено следующее:
17.06.2021 года письмом исх. N 38 подрядчик уведомляет заказчика о том, что при осуществлении подрядчиком контрольных замеров, сопоставив данные замеров с данными в Техническом задании и локальной сметой, выявлены расхождения в части расхождения в объемах, а также о том, что выявлен этап работ, не предусмотренный сметной документацией - подготовка проема к монтажу, а также с сообщением о необходимости выполнения заказчиком работ, не предусмотренных сметной документацией, а также с уведомлением о готовности приступить к работам с 22.06.2021 года. В данном письме подрядчик также просит заказчика уведомить его по электронной почте для присутствия во время проведения работ представителя подрядчика для контроля за качеством выполнения работ и применяемых материалов, а также с предложением приступить к работам по привидению проемов в надлежащее состояние с 22.06.2021 года.
22.06.2021 года исх. б/н подрядчик уведомляет заказчика о том, что монтажники не были допущены на объект, в связи с тем, что окна не поставлены на объект, с уведомлением о том, что заказчик препятствует выполнению работ, а также заявляет об отказе от исполнения муниципального контракта 0327300094321000001_277401 от 29.03.2021 года в связи с уклонением заказчика от устранения выявленных недостатков.
Таким образом, 22.06.2021 года подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0327300094321000001_277401 от 29.03.2021 года.
Основанием для отказа от исполнения муниципального контракта N 0327300094321000001_277401 от 29.03.2021 года явилось не принятие мер по устранению обнаруженных подрядчиком не учтенных в технической документации работ.
В силу ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч.19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 14.1 муниципального контракта установлено, что расторжение настоящего контракта возможно:
- по взаимному соглашению Сторон;
- по решению суда;
- в связи с односторонним отказом Стороны контракта, от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (с учетом норм ч. 8-25 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). При этом оплате подлежат только выполненные и принятые Заказчиком работы до расторжения настоящего контракта.
В соответствии с п.14.2 муниципального контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренными законодательством Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Таким образом, контрактом предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, что позволяет подрядчику, принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в соответствии с ч.19 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 20 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Указанное решение подрядчика ООО "Альфа" от 26.06.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено:
во-первых, 23.06.2021 года заказным письмом с уведомлением по адресу заказчика, указанному в контракте: 243323, Брянская обл., Унечский р-он, с. Писаревка, ул. Школьная, д. 24
во- вторых, 22.06.2021 года по адресу электронной почты заказчика: mous-pisarevka@mail.ru.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что решение подрядчика ООО "Альфа" от 22.06.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта получено заказчиком 22.06.2021 года по адресу электронной почты заказчика: mous-pisarevka@mail.ru, о чем свидетельствует пояснения представителей заказчика в рамках рассмотрения обращения.
Таким образом, датой надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения обязательств по муниципальному контракту N 0327300094321000001_277401 от 29.03.2021 считается 22.06.2021 года.
Согласно ч. 21 ст. 95 Закона решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, поскольку датой надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту считается 22.06.2021 года, следовательно, решение подрядчика ООО "Альфа" об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 03.07.2021 года.
В силу ч. 22 ст. 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Однако, установлено, что в срок, установленный вышеуказанными нормами ст. 95 Закона о контрактной системе, нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчиком не устранено.
Также Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что 24.06.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Основанием для отказа от исполнения контракта явилось невыполнение взятых на себя обязательств, в установленный контрактом срок (подрядчик не приступил к исполнению обязательств по контракту).
Указанное решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту:
во-первых, 24.06.2021 года направлено почтой России по адресу ООО "Альфа", указанному в контракте (243500, Брянская обл., г. Сураж ул. Красноармейская, д,38),
во-вторых, 24.06.2021 года размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте, в соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Так как заказчиком Муниципальное общеобразовательное учреждение- Средняя общеобразовательная школа села Писаревка Унечского района Брянской области не получено уведомление о вручении ООО "Альфа" заказного письма с уведомлением об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, датой надлежащего уведомления о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту считается 26.07.2021 г. следовательно, дата вступления в силу решения об одностороннем отказе исполнения контракта -06.08.2021 года.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Однако, установлено, что в срок, установленный вышеуказанными нормами ст. 95 Закона о контрактной системе, нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, подрядчиком не устранено.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Альфа" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к следующему выводу:
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в ст. 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно п. 2 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Решение ООО "Альфа" об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 03.07.2021 года, следовательно, момент вступления в законную силу отказа подрядчика от исполнения контракта произошел раньше вступления в законную силу такого отказа заказчика.
При этом, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что решение подрядчика ООО "Альфа" об одностороннем отказе от исполнения контракта на момент заседания инспекции в судебном порядке заказчиком не обжалуется.
В рассматриваемом случае, исходя из переписки сторон, пояснений представителей заказчика, подрядчика установлено, наличие между сторонами гражданско-правового спора, возникшего при его исполнении, поскольку, согласно пояснений представителей заказчика в ходе демонтажа подрядчиком одного окна, установлено, что выполнение дополнительных работ, не предусмотренных сметной документацией, не требуется. Представитель подрядчика утверждал обратное.
Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что возникшие в ходе исполнения контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения контракта. Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, заказчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено.
С момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным Законом.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа сторон от исполнения контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На момент вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, обязательства сторон по контракту были прекращены, а контракт прекратил свое действие в связи с вступлением в законную силу решения подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При таких обстоятельствах, оснований для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации в отношении ООО "Альфа" у Инспекции Брянского УФАС России не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
Сведения в отношении ООО "Альфа" ("__") в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "_.."
Члены инспекции "_.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 13 августа 2021 г. N РНП-32-606
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2021