Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16-00, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Шарташский лесной парк", - *
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, - *
- заявителя в лице ООО "Частная охранная организация "Батальон", - *
рассмотрев жалобу ООО "Частная охранная организация "Батальон" (620057, г. Екатеринбург, ул. Ползунова, 24) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Шарташский лесной парк" (624070, Екатеринбург г, ул. Малышева, оф. 415, д. 101), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг на особо охраняемой природной территории областного значения Шарташский лесной парк (извещение N 0162200011821001084), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Частная охранная организация "Батальон" (вх. N 01-22428 от 10.08.2021) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Шарташский лесной парк", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг на особо охраняемой природной территории областного значения Шарташский лесной парк (извещение N 0162200011821001084), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе представитель заявителя указывает на то, что конкурсная документация составлена с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.07.2021 г. На официальном сайте опубликовано извещение о проведении процедуры открытого конкурса в электронной форме N 0162200011821001084 и конкурсная документация на оказание охранных услуг на особо охраняемой природной территории областного значения Шарташский лесной парк.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 298 913, 04 рублей.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Указанный порядок оценки заявок содержится в Правилах оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) установлен указанный порядок оценки заявок.
В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 2.1 Приложения к Части I Информационной карты (Критерии) установлено, что за такой критерий оценки, как "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг по охране общественного порядка при проведении культурно-массовых и/или спортивных и/или зрелищных мероприятий с массовым пребыванием людей в количестве не менее 10 000 человек_" баллы присваиваются только за документально подтвержденный опыт оказания услуг по охране общественного порядка при проведении культурно-массовых и/или спортивных и/или зрелищных мероприятий с массовым пребыванием людей в количестве не менее 10 000 человек в рамках контрактов/договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ и исполненных за период с 01.01.2019 до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
ООО "Частная охранная организация "Батальон" в доводах жалобы ссылается на то обстоятельство, что в соответствии с п.8 Устава заказчика его основными видами деятельности являются, в частности, проведение массовых экологических мероприятий, что не аналогично предмету тех договоров, которые оцениваются в рамках вышеуказанного нестоимостного критерия (проведение культурно-массовых и/или спортивных и/или зрелищных мероприятий).
Согласно ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч.1). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (ч.2). Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (ч.4).
Между тем, п.7 Устава Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Шарташский лесной парк" установлено, что оно создано для обеспечения и реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий областного значения.
Органы государственной власти Свердловской области и иные государственные органы Свердловской области в пределах их полномочий обеспечивают следующие условия для укрепления здоровья населения путем занятия физической культурой и спортом:
1. осуществляют меры по созданию условий для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований на территории Свердловской области (ст. 114 Устава Свердловской области от 23.12.2010 N 105-ОЗ (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 30.11.2010).
Органы государственной власти Свердловской области и иные государственные органы Свердловской области в пределах их полномочий обеспечивают следующие государственные гарантии прав человека и гражданина в сфере культуры:
2. осуществляют меры по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Свердловской области, по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) областного значения (ст. 109 Устава Свердловской области от 23.12.2010 N 105-ОЗ).
Из вышеизложенного следует, что проведение заказчиком в рамках осуществления своей деятельности культурно-массовых и/или спортивных и/или зрелищных мероприятий с массовым пребыванием людей не противоречит целям, ради которых оно создано. Следовательно, заказчик вправе использовать для оценки опыта участника закупки, с учетом ее предмета, такой показатель как опыт оказания услуг по охране общественного порядка при проведении культурно-массовых и/или спортивных и/или зрелищных мероприятий с массовым пребыванием людей.
Также в ходе заседания Комиссии представитель заявителя жалобы указал на избыточный характер данного критерия оценки, а именно: в части установления требования к количеству человек.
Согласно п.10 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272, в частности, утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (п.1).
Согласно п.6 Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий. В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:
а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;
б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;
в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек (п.10 Требований).
Согласно информации, представленной заказчиком в ответе на запрос Комиссии Свердловского УФАС России (от 16.08.2021 г. N 219-2021), территории Шарташского лесного парка присвоена 3 (третья) категория в соответствии с пп. "в" п. 10 раздела 2 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания, с возможностью одновременного массового пребывания людей от 50 до 200 человек.
Кроме того, заказчиком представлены сведения с перечнем мероприятий, проводимых на территории Шарташского лесного парка в 2020 г., 2021 г. Из которых следует, что наиболее многочисленными массовыми мероприятиями в указанный период времени были: Лыжня России -2021 от 11.02.2021 с количеством участников 2000 (2021 г.); Майская прогулка от 27.09.2020 с количеством участников 3961 (2020 г.).
В соответствии с п.10 Правил оценки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 показатели, раскрывающие нестоимостные критерии оценки должны учитывать особенности оценки закупаемых услуг по таким нестоимостным критериям оценки.
Однако, с учетом того, что территории Шарташского лесного парка присвоена 3 (третья) категория мест массового пребывания людей (50 - 200 человек), а наиболее массовое мероприятие за 2020-2021 г. Проводимое в Шарташском лесном парке собирало одновременно не более 4 тыс. человек установление показателя оценки "подтверждению опыта оказания услуг по охране общественного порядка при проведении культурно-массовых и/или спортивных и/или зрелищных мероприятий с массовым пребыванием людей" в участи установления количества людей не менее 10 000 тыс. человек, по мнению Комиссии Свердловского УФАС России, является избыточным, необоснованно сужает круг договоров, которые могут быть предъявлены участниками для целей подтверждения опыта по нестоимостному критерию, не основан на объективных потребностях заказчика с учётом представленных Комиссии сведений.
Таким образом, в действиях заказчика Комиссия усматривает нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя жалобы относительно того, что общая площадь особо охраняемой природной территории "Шарташский лесной парк", которая составляет 7 195 587 кв.м., в несколько раз превышает показатель, запрашиваемый в качестве подтверждения опыта оказания услуг по охране объектов на территории города Екатеринбурга, а именно с площадью не менее 25 000 кв. м, Комиссия находит необоснованным ввиду того, что указанное условие, позволяет предоставить в качестве подтверждения опыта исполненные контракты/договоры на охрану площади, которая в несколько раз меньше, чем площадь самого Шарташского лесного парка, что расширяет круг договоров/контрактов, которые могут быть использованы участниками для целей подтверждения своего опыта по нестоимостному критерию. Кроме того, заявителем не даны пояснения Комиссии относительно того каким образом условие о площади не менее 25 000 кв. м нарушает права и законные интересы ООО "Частная охранная организация "Батальон" с учетом вышеизложенного.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу п. 2.2 по критерию "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг по охране объектов на территории города Екатеринбурга площадью не менее 25 000 кв. м в рамках контрактов/договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ и исполненных за период с 01.01.2018 до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" баллы присваиваются только за документально подтвержденный опыт оказания услуг по охране объектов на территории города Екатеринбурга площадью не менее 25 000 кв. м.
Установление территориального ограничения в показателе, раскрывающем нестоимостной критерий оценки (на территории города Екатеринбурга) в отсутствие специфики которая, с учетом предмета закупки, может быть присуща только определенной территории, необоснованно ограничивает возможность подтверждения участниками закупки своей квалификации исключительно географией МО "город Екатеринбург", что противоречит гарантиям единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности на всей территории России закрепленным Конституцией РФ.
Таким образом, в действиях заказчика усматривается нарушение ч.4 ст.32, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Условие показателя, раскрывающего не стоимостной критерий, относительно учета для целей оценки опыта оказания услуг по охране объектов только на основании договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, Комиссия Свердловского УФАС России находит необоснованным в силу специфики предмета проводимой закупки, а именно того, что заказчик как государственное бюджетное учреждение Свердловской области осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации возложенных на него функций органов государственной власти сферах культуры, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В данном случае, установление вышеуказанного условия в показателе нестоимостного критерия оценки заявок не противоречит предмету и специфике осуществляемой закупки, ввиду чего в указанной части нарушения Закона о контрактной системе в действиях заказчика Комиссия не усматривает.
П. 2.4 Приложения к Части I "Информационная карта" установлено, что по критерию "Наличие у участника конкурса продолжительности опыта работы в сфере оказания охранных услуг" баллы начисляются только за документально подтвержденное наличие у участника конкурса продолжительности опыта работы в сфере оказания охранных услуг. Такими документами, в частности, выступает и копия действующей лицензии, и копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
По мнению заявителя жалобы, факт существования юридического лица и наличие у него действующей лицензии еще не является подтверждением фактического оказания охранных услуг.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В силу ст. 1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов; частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Из изложенного следует, что только лицо имеющее лицензию на осуществление частной охранной деятельности может быть признано частной охранной организацией.
Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации (ст.6 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ"). Также действие такой лицензии может быть продлено.
Следовательно, по мнению Комиссии, под опытом осуществления частной охранной деятельности может пониматься как непосредственное оказание частной охранной организацией услуг по охране на основании заключенных гражданско-правовых договоров, так и нахождение лица в статусе частной охранной организации на рынке оказания соответствующих услуг, что подтверждается наличием у такого лица соответствующей лицензии с учетом возможности ее продления.
Обстоятельств, по которым спорное условие документации нарушает права и законные интересы заявителя Комиссии не приведено.
Поскольку право выбора предмета оценки в рамках нестоимостного критерия оценки осуществляется заказчиком самостоятельно, при условии соблюдения им требований Закона о контрактной системе, Правил оценки утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, нарушений в указанной части в действиях Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Шарташский лесной парк" не усматривается.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
3. наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1.2 Проекта контракта установлено, что сроки оказания услуг: с 01.09.2021 по 31.12.2021 г. (включительно).
При этом, из п. 3.1.3 Части II Описание объекта закупки следует, что в состав услуг входит обследование объектов охраны Исполнителем совместно с Заказчиком в срок не позднее 20 (двадцати) календарных дней до даты начала оказания услуг.
Обязательства возникают из договоров и других сделок (п.2 ст.307 ГК РФ).
Однако, исходя из п. 3.1.3 Описания объекта закупки следует, что еще до подведения итогов конкурса лицу, которое впоследствии будет признано потребителем еще до окончания срока подачи заявок на участие вменяется в обязанность обследовать совместно с заказчиком объект охраны, что противоречит как п. 1.2 проекта контракта так и Закону о контрактной системе, которым не допускается любое взаимодействие между заказчиком и участником на стадии проведения торгов иначе как через оператора электронной торговой площадки.
Спорное условие п. 3.1.3 Описания объекта закупки может быть предметом обязательства лишь после определения победителя торгов и не ранее даты заключения с ним государственного контракта.
Таким образом, в действиях заказчика Комиссия усматривает нарушение п. 1 ч. 1 ст. 54.3, а также ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Частная охранная организация "Батальон" представила Комиссии письменные дополнения, в которых Общество указывает на неопределенность в документации и проекте контракта в отношении наличия у участника конкурса действующего договора страхования материальной ответственности.
Комиссией установлено, что проект контракта не содержит обязательного условия о страховании гражданской ответственности Исполнителя при осуществлении охранных услуг. Между тем, п. 2.1.7 проекта контракта предусмотрена обязанность исполнителя возместить ущерб, причиненного заказчику уничтожением или повреждением имущества заказчика и третьих лиц, причинения вреда жизни или здоровью работникам заказчика и третьим лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем принятых на себя обязательств, в том числе и в случаях отсутствия фактического виновника, которого не представилось возможным задержать.
Заявитель указывает на неясность перечня страховых случае, размера страховой суммы, а также периода действия договора страхования.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан" страховой случай включает в себя опасность, от которой производится страхование, факт причинения вреда и причинную связь между опасностью и вредом и считается наступившим с момента причинения вреда (утраты, гибели, установления недостачи или повреждения застрахованного имущества) в результате действия опасности, от которой производилось страхование. При выявлении причиненного вреда за пределами срока действия договора лицо, в пользу которого заключен договор страхования (страхователь, выгодоприобретатель), имеет право на страховую выплату, если вред был причинен либо начал причиняться в период действия договора. Если по обстоятельствам дела момент причинения вреда не может быть достоверно определен, вред считается причиненным в момент его выявления.
Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ" установлено, что страховая сумма - денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования при его заключении, и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.
Между тем, заказчиком не определен ни конкретный перечень страховых случае, ни размер страховой суммы, что само по себе не является нарушением Закона о контрактной системе.
Комиссия при толковании конкурсной документации исходит из того, что в соответствии с п. 1 ст. 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Принимая во внимание презумпцию свободы договора в том смысле, что воля и волеизъявление договаривающихся сторон в ясно сформулированных договорных условиях совпадают, заказчик должен осознавать, что в случае не установления конкретных значений, при толковании данного положения об ответственности исполнителя следует принимать во внимание все страховые случаи, предусмотренные законом, а страховая сумма будет определятся в соответствии с действующим законодательством, т.к. иного в проекте контракта не определено.
Доводы жалобы ООО "Частная охранная организация "Батальон" среди прочего содержат также указания на нарушение заказчиком требований ст.17 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч.1 ст.99 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
4. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
5. получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи.
Жалоба ООО "Частная охранная организация "Батальон" поступила и рассмотрена Комиссией Свердловского УФАС России по контролю в сфере закупок в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, отличном от порядка главы 6 Закона о контрактной системе, которым руководствуется Комиссия Свердловского УФАС России при рассмотрении жалобы заявителя.
В связи с изложенным, жалоба ООО "Частная охранная организация "Батальон" в части доводов о нарушении заказчиком ст.17 Закона о защите конкуренции подлежит передаче уполномоченному должностному лицу Свердловского УФАС России для ее рассмотрения в части установления в действиях Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Шарташский лесной парк" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
6. Жалобу ООО "Частная охранная организация "Батальон" признать частично обоснованной.
7. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Шарташский лесной парк" выявлено нарушение ч. 2 ст. 8, ч. 4 ст. 32, ч. 8 ст. 32, ч. 1 ст. 34,
п. 1 ч. 1 ст. 54.3, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
8. Заказчику, уполномоченному органу, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
9. Передать жалобу ООО "Частная охранная организация "Батальон" в части доводов о нарушении заказчиком ст.17 Закона о защите конкуренции уполномоченному должностному лицу Свердловского УФАС России для ее рассмотрения на предмет наличия в действиях Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Шарташский лесной парк" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
10. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, включившего в документацию N 0162200011821001084 при ее разработке вышеописанные ненадлежащие требования к участнику/товару, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения ______________ 20__ г. В ____________.
11. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, утвердившего документацию N 0162200011821001084 с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения ______________ 20__ г. В ____________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
*
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/54.3-2894/2021 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
16.08.2021 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
на основании своего решения N 066/06/54.3-2894/2021 от 16.08.2021 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Шарташский лесной парк", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии в срок до 17 сентября 2021 года устранить нарушение Закона о контрактной системе установленные решением N 066/06/54.3-2894/2021 от 16.08.2021 г., (извещение N 0162200011821001084), путем отмены составленного в ходе проведения процедуры открытого конкурса в электронной форме протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, внесения изменения в конкурсную документацию в части выявленных нарушений, продления сроков подачи заявок и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки, единой информационной системе обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Шарташский лесной парк", в срок до 22 ноября 2021 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 августа 2021 г. N 066/06/54.3-2894/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2021