резолютивная часть решения оглашена 17.08.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:,
в присутствии представителя индивидуального предпринимателя по доверенности, представителя (далее - Заказчик), по доверенности, в отсутствии представителя (далее - Уполномоченный орган) и общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер",
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, жалобу Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме (далее - Конкурс), руководствуясь ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Заявителя, письменные пояснения, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
... в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru (Наименование и адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" РТС-тендер, http://www.rts-tender.ru) опубликован открытый конкурс в электронной форме _ с начальной (максимальной) ценой контракта - _.руб. В извещении о проведении конкурса предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок 24.06.2021 17:38; Дата и время окончания подачи заявок 12.08.2021 09:00 (Срок подачи заявок продлен до 23.08.2021 09:00).
Согласно доводу жалобы, в конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), поскольку в рамках Критерия оценке подлежат контракты/договоры с минимальной стоимостью выполненных работ и в части установления сроков исполнения контрактов/договоров.
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе (п.8 ч.1 ст.54.3).
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Конкурсной документацией установлены следующие показатели, значимость и коэффициент значимости Критерия: Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) - 100, 1,0 (далее - Показатель).
В соответствии с документацией по Показателю оценивается следующие виды контрактов (договоров):
-При оценке по данному показателю учитывается информация участника открытого конкурса в электронной форме о наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров), за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
-Виды контрактов (договоров): - контракт, предметом которого одновременно является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства; - контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
-Виды объектов капитального строительства: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
-Подтверждением опыта участника открытого конкурса в электронной форме является представление в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме следующих документов: копий исполненных контрактов и (или) договоров, в которых указаны установленный срок выполнения работ и их стоимость, копий актов приемки выполненных работ, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком работ, выполненных в полном объеме, копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (если получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрено градостроительным законодательством РФ).
-При этом минимальная стоимость выполненных работ по каждому контракту и (или) договору устанавливается в размере 50% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который, проводится открытый конкурс в электронной форме.
В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27.2 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16 1статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);б) общее количество исполненных контрактов (договоров);в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Так же согласно пункту 27.3 Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27.2 настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов); линейные объекты капитального строительства; особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства; объекты культурного наследия; б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся: контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида); контракт, предусмотренный частью 16 1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида); контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида); контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида; контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
По Показателю оцениваются исключительно контракты/договоры, которые исполнены не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
Потребность в части установления сроков исполнения участником закупки контрактов/договоров, заключенных не ранее чем за 3 года до даты начала подачи заявок привязывается к сроку исполнения контракта по проводимой закупке и к фактическому наличию у участника закупки возможности выполнить работы надлежащего качества. Не предоставление требуемого опыта не влечет за собой отклонение заявки участника закупки и не влияет на его допуск к конкурсу.
Закон о контрактной системе и Правила, не содержат ограничений, касающихся объема выполненных работ и периода времени исполнения контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ.
Заказчик, Уполномоченный орган самостоятельно устанавливает требования к объему выполненных работ и периоду времени, в течение которого должны быть выполнены работы по строительству, подтверждающие наличие у участника закупки опыта по выполнению работ.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Минфина России, изложенной в письмах от 17.04.2020 г. N 24-05-05/30961, от 15.11.2017 N 24-02-06/75876, заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки.
Кроме того, за непредоставление указанных документов участник получает ноль баллов по Критерию, но при этом его заявка не отклоняется и рассматривается, и может быть признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Требование о наличии опыта выполнения работ в течении трех лет до даты окончания подачи заявки применяется в иных нормативно-правовых актах (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N615).
С учетом требований Закона о контрактной системе и Правил, в целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции Заказчик, Уполномоченный орган обосновал и установил соответствующий показатель, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки.
Комиссия приходит к выводу, что положение Конкурсной документации о минимальной стоимости контрактов/договоров, представляемых к оценке по Критерию участниками закупки, не ограничивает количество участников и не влечет ограничения конкуренции.
Согласно доводу жалобы, требования к документам, подтверждающие наличие у участника опыта выполнения работ, вводят участников в заблуждение относительно контрактов и договоров, учитываемых при оценке заявок.
Как было указано выше, конкурсной документацией, установлены, виды контрактов (договоров) подлежащих оценке: контракт, предметом которого одновременно является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства; контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Виды объектов капитального строительства: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Вышеуказанное положение конкурсной документации (виды контрактов, виды объектов капитального строительства) соответствует Правилам.
Согласно доводу жалобы, в конкурсной документации заказчик неправомерно устанавливает обязанность предоставление в составе заявки копии документов, которые должны быть читаемыми, представленными в полном объеме (копия должна быть снята со всех страниц входящих в состав документа, текст документа должен быть предоставлен целиком. Документы должны содержать все обязательные реквизиты (подписи сторон и даты заключения, печати (при наличии печати).
В конкурсной документации указанно, что оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в документации в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами.
Оценка заявок по Критерию осуществляется с учетом Показателя. Подтверждением опыта участника открытого конкурса в электронной форме является представление в составе заявки на участие в Конкурсе следующих документов: копий исполненных контрактов и (или) договоров, в которых указаны установленный срок выполнения работ и их стоимость, копий актов приемки выполненных работ, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком работ, выполненных в полном объеме, копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (если получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрено градостроительным законодательством РФ).
Следовательно, конкурсной документацией установлено требование о предоставлении 3 видов документов: копий исполненных контрактов и (или) договоров; копий актов приемки выполненных работ; копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (если получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрено градостроительным законодательством РФ).
Данные требования являются исчерпывающими, вытекают из норм действующего законодательства и не ограничивают права и законные интересы участников конкурса.
Кроме того, в соответствии с п.6 ч.6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать не информацию, а документы, подтверждающие квалификацию участника.
При этом конкурсная документация не содержит ограничения к форме документов, такие документы могут быть подписаны в электронной форме.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу Заявителя необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 19 августа 2021 г. N 007/06/54.3-887/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2021