Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 17 августа 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ГК "Континент" (далее - ООО "ГК "Континент", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: "Благоустройство "Парка Победы", входная группа 1 этап" Челябинская область, город Копейск, пр. Победы" (извещение N 0369300372021000006), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Муниципальное учреждение Копейского городского округа "Управление строительства" (далее - Управление, Заказчик): Камаева А.К., действующего на основании доверенности N 1/2021 от 17.02.2021;
- в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 06.08.2021 поступила жалоба ООО "ГК "КОНТИНЕНТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: "Благоустройство "Парка Победы", входная группа 1 этап" Челябинская область, город Копейск, пр. Победы" (извещение N 0369300372021000006) (далее - аукцион, закупка).
Также в адрес Челябинское УФАС России 09.08.2021 поступила жалоба на действия заказчика по аукциону ООО "Уникон-Урал Инжиниринг", которая решением по делу N 678-ж/2021 от 10.08.2021 возвращена антимонопольным органом заявителю на основании пункта 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 26.07.2021 в 17:40.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: "Благоустройство "Парка Победы", входная группа 1 этап" Челябинская область, город Копейск, пр. Победы" составляет 130 817 496,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 09.08.2021 09:00.
Согласно протоколу от 12.08.2021 рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона N 0369300372021000006 согласно части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
По мнению ООО "ГК "КОНТИНЕНТ" в аукционной документации отсутствует проект контракта, проектная документация предоставлена не в полном объёме, отсутствует информационная карта.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы и указал следующее.
В составе аукционной документации размещен проект контракта (Приложение N5 к АД) со всеми приложениями, проектная документация в полном объеме, получившая положительное заключение Госэкспертизы, информационная карта входит в состав аукционной документации (файл "АД Парк Победы СМР").
По мнению Заказчик, в доводах жалобы отсутствует информация о конкретных разделах проектной документации, которые заявитель считает неразмещенными.
Запросов на разъяснение аукционной документации, в том числе, в части неполного комплекта аукционной документации, не поступало.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В силу части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2017 N 145 определен Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 34 которого результатом государственной экспертизы является заключение.
Из извещения о проведении аукциона, аукционной документации, в том числе, положительного заключения государственной экспертизы, следует, что объектом закупки является строительство объекта: "Благоустройство "Парка Победы", входная группа 1 этап" Челябинская область, город Копейск, пр. Победы".
При размещении извещения о закупке в составе аукционной документации заказчиком опубликованы документы, предусмотренные пояснительной запиской 310-18-ПЗ к проектной документации, прошедшие государственную экспертизу и получившие положительное заключение.
Комиссия отмечает, что Заявителем в составе жалобы не указано, какие именно разделы проектно-сметной документации отсутствуют в составе документации об аукционе.
Также из содержания аукционной документации следует, что Информационная карта аукциона предусмотрена страницами 2-23 аукционной документации (файл "АД Парк Победы СМР"), проект контракта - Приложением N 5 к аукционной документации (файл "Приложение 5 к АД проект контракта").
Комиссия также отмечает, что Заявитель не подавал заявку на участие в аукционе, что подтверждает отсутствие его материально-правовой заинтересованности в участии в данной закупке.
С учетом изложенного, аукционная документация соответствует пункту 1 части 1 статьи 64 и пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения, не обоснованы.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно пункту 17 информационной карты аукционной документации к участнику закупки устанавливаются дополнительные требования (согласно п. 2(1) прил. 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N99), а именно: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий вида работ "строительство", наименование объекта экспертизы: Благоустройство "Парка Победы", входная группа 1 этап" Челябинская область, город Копейск, пр. Победы, выдано ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" (далее - Положительное заключение).
Согласно пункту 2.1.2. "Сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства" Положительного заключения: назначение - объекты жилищно-гражданского строительства; тип объекта - нелинейный; вид объекта - новое строительство.
Из содержания пояснительной записки проектной документации следует, что данный объект не является линейным.
Так, в соответствии с пунктом 8 "Требования к проекту полосы отвода (указывается для линейных объектов): не требуется"; пунктом 22 "Требования к технологическим и конструктивным решениям линейного объекта (указывается для линейных объектов): не требуются; пунктом 22 "Требования к зданиям, строениям и сооружениям, входящим в инфраструктуру линейного объекта (указывается для линейных объектов): не требуется".
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из указанных норм не следует, что парки, скверы, иные зеленые зоны относятся к линейным объектам.
Доказательств и нормативного обоснования отнесения объекта к линейным Заказчиком Комиссии не представлено.
Таким образом, установление в аукционной документации дополнительного требования, не соответствующего типу объекта строительства, для которого осуществляется закупка, является нарушением пункта 1 части 1, части 4 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу от 12.08.2021 рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона N 0369300372021000006 аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия отмечает, что отсутствие конкуренции при проведении закупки могло быть обусловлено, в том числе, установлением дополнительных требований, не соответствующих характеристикам объекта, в результате указанных нарушений.
Также Комиссия отмечает, что из содержания аккредитационных документов единственного участника аукциона, направленных Заказчику Оператором в порядке статьи 24.1 Закона о контрактной системе, следует, что представленные документы не соответствуют дополнительным требованиям как по сумме, так и по виду работ, которым является ремонт автомобильных дорог.
Также участником в составе заявки представлена копия контракта на сумму, соответствующую пункту 17 аукционной документации.
Однако данный контракт также не может быть принят в качестве подтверждения наличия у участника сопоставимого опыта, поскольку предоставление указанных документов в составе заявки не соответствует законодательству о контрактной системе. Кроме того, предметом представленного контракта также является ремонт линейного объекта, а не строительство или реконструкция линейного объекта.
Таким образом, представленные документы не подтверждают наличие у единственного участника опыта выполнения работ, являющихся объектом закупки в соответствии с условиями аукционной документации, ни по объему, поскольку не соответствуют условиям аукционной документации и установленным дополнительным требованиям ни по предмету контракта, ни по стоимости работ.
По совокупности указанных обстоятельств, потребность заказчика по настоящему аукциону не может быть реализована.
С учетом мнения представителя Заказчика, Комиссия считает необходимым выдать предписание об отмене протоколов, составленных в ходе аукциона, внесении изменений в аукционную документацию и продлении сроков подачи заявок на участие в аукционе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГК "КОНТИНЕНТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: "Благоустройство "Парка Победы", входная группа 1 этап" Челябинская область, город Копейск, пр. Победы" (извещение N 0369300372021000006) необоснованной.
2. По итогам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 4 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, Оператору обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Габсатарова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 августа 2021 г. N 074/06/105-2136/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2021