Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Зам.Председателя Комиссии:
Амировой В.Р. - начальника отдела,
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора
Членов Комиссии:
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста -эксперта,
в присутствии представителя заказчика МИНИСТЕРСТВА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Артемьева А.В. (доверенность N134/08 от 13.01.2021 г.), в присутствии представителя заявителя ООО "Ресурс" - Борисовой В.Е. (доверенность Nб/н от 01.03.2021.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобы заявителя ООО "Ресурс" (вх. N10683/ж, 10684/ж от 09.08.2021 г.) на действия заказчика МИНИСТЕРСТВА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН при проведении закупок N 0111200000621000043 на предмет: "Организация и проведение ежегодного республиканского конкурса "Эколидер"", N0111200000621000042 на предмет: "Организация и проведение республиканского конкурса "Школьный экопатруль" среди учащихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан"
У С Т А Н О В И Л А:
Изменения извещений о проведении открытых конкурсов в электронной форме N0111200000621000043, N0111200000621000042 размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 26.07.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контрактов по закупкам - 4 000 000,00 руб.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, представлены устные и письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения конкурсной документации приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о ненадлежащем установлении критерия N2 в части отсутствия установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки количеством заключенных контрактов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п. 3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Следовательно, Заказчик вправе самостоятельно избрать способ оценки показателей нестоимостного критерия в конкурсной документации.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять исключительно на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу NА53-1094/2018.
В части 3 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" конкурсной документации Заказчиком были установлены следующие ПОКАЗАТЕЛИ КРИТЕРИЯ N2 "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг по организации и проведению торжественных мероприятий", величины значимости и шкала оценки таких показателей:
N |
Критерии |
Порядок оценки |
Кол-во баллов |
Коэффициент значимости показателя критерия (Kci) |
||||||||||||||
Квалификация участника закупки (Kci - значимость критерия "квалификация участника закупки" - 40%): | ||||||||||||||||||
2. |
Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг по организации и проведению торжественных мероприятий. |
Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг по организации и проведению торжественных мероприятий. Оценивается предложение участника о количестве исполненных в полном объеме участником контрактов, договоров, подобных предмету конкурса, за период с 1 января 2017 г. (до даты подачи заявки на участие в конкурсе) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта, договора по вине участника:
Сведения о наличии опыта должны подтверждаться представлением справки с указанием исполненных Государственных (муниципальных) контрактов с указанием предмета контракта, его стоимости, наименование Заказчика и реестрового номера контракта заключенных за период с 1 января 2017 г. (до даты подачи заявки на участие в конкурсе). В рамках данного показателя учитываются контракты (договора), стоимость оказания услуг по которым (по каждому контракту, договору) составляет не менее 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Копии актов сдачи-приемки и/или копии иных документов, подтверждающих результат оказания услуг, и документов, содержащих описание оказанных услуг, не позволяющие оценить сопоставимость характера услуг, а также документы, не имеющие необходимых реквизитов (номер, дата), подписей сторон, учитываться при оценке заявок не будут. Сведения об исполнении контрактов, договоров аффилированными лицами участника конкурса, а также выполненные в качестве субподрядчика, не будут учитываться при оценке заявок. |
100 баллов |
50% |
Из указанной таблицы видно, что по всем показателям критерия оценки "Квалификация участника конкурса" между сведениями представляемыми участниками закупки и количеством присваиваемых баллов установлена зависимость: количественное изменение показателей оценки изменяет количество присваиваемых баллов в соответствии с предусмотренными интервалами их изменений.
Установленная в шкале градация позволяет определить квалификацию участников конкурса и является точной и оптимальной для Заказчика.
Кроме того, действующим законодательством исчерпывающие требования в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки, не установлены и не регламентированы.
По результатам анализа Комиссия приходит к выводу о соблюдении заказчиком требований законодательства о контрактной системе при формировании конкурсной документации и установлении критериев оценки заявок.
Учитывая, что заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобах, доводы заявителя не находят подтверждения и признаны необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобы заявителя ООО "Ресурс" (вх. N10683/ж, 10684/ж от 09.08.2021 г.) на действия заказчика МИНИСТЕРСТВА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН при проведении закупок N 0111200000621000043 на предмет: "Организация и проведение ежегодного республиканского конкурса "Эколидер"", N0111200000621000042 на предмет: "Организация и проведение республиканского конкурса "Школьный экопатруль" среди учащихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан" необоснованными.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии: |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии: |
А.С. Кучеева |
|
Л.А. Акперова |
Исп.: Акперова Л.А.
8(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16 августа 2021 г. N 016/06/54.3-1491/2021 (ключевые темы: участники закупок - критерии оценки - конкурсная документация - исполнение контракта - природные ресурсы)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2021