Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<------>,
Членов Комиссии:
<------>,
<------>,
при участии в заседании комиссии:
представителя Заявителя по доверенности;
представителя Заказчика по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Региональные системы контроля" (ИНН: 7703474631) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901019611) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка и установка комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения", начальная (максимальная) цена контракта - 8 083 000,00 рублей (извещение N 0190200000321008317) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 5004 от 11.08.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС);
2) дата и время начала срока подачи заявок - 02.08.2021 09:03 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 11.08.2021 08:00 (МСК+2);
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 12.08.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме 13.08.2021;
6) объект закупки: Поставка и установка комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик, при описании объекта закупки установил избыточные требования к характеристикам, такие как: погрешность определения средней скорости на протяжённом участке автомобильной дороги протяжённостью от 500 м не более 1%; вероятность полного распознавания ГРЗ ТС (движущихся или неподвижных) не менее 98% и вероятность условного распознавания ГРЗ ТС (движущихся или неподвижных) не менее 98%, что не соответствует ГОСТ Р 57144-2016. Также Заявитель считает, что под требования Заказчика формально подходит только один комплекс ФВФ, а именно "Вокорд-Трафик А".
Заказчик представил возражения, в которых с доводами заявителя не согласен, пояснил что увеличение требуемой точности измерения по сравнению с обязательными требованиями вызвано потребностью Заказчика. Требования технического задания не представляют собой нарушение ГОСТ. Соответствующий техническому заданию товар одновременно будет соответствовать всем требованиям ГОСТ и превосходить их. Поскольку ряд ныне выпускаемого оборудования фотовидеофиксации уже имеет погрешность измерения средней скорости 1% или 1 км/ч, внесение в требования технического задания аналогичного требования является полностью оправданным, соответствует современному уровню развития техники и не нарушает требования ГОСТР57144 и действующего законодательства. Кроме того, по сведениям, имеющимся у Заказчика (в том числе, из общедоступных источников, интернет), на российском рынке широко представлено несколько видов (марок, брендов) оборудования, соответствующего техническому заданию аукционной документации.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
При изучении документации Комиссией установлено, что документацией электронного аукциона в Приложении N 1.2 "Техническое задание" Заказчиком установлены общие требования к товару, а именно: п. 6 "Погрешность определения средней скорости на протяжённом участке автомобильной дороги протяжённостью от 500 м - не более 1%"; п. 18 "Вероятность полного распознавания ГРЗ ТС (движущихся или неподвижных) - не менее 98%" и п. 19 "Вероятность условного распознавания ГРЗ ТС (движущихся или неподвижных) - не менее 98%", при этом документацией не установлено требованием о соответствии поставляемого товара ГОСТ 57144-2016.
Комиссия отмечает, что правила применения стандартов установлены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". В статье 26 Федерального закона сказано, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как следует из Решения Верховного суда Российской Федерации от 5 марта 2018 г. N АКПИ17-1145, в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 2438-р, ГОСТ Р 57144-2016 не включен.
Довод Заявителя о том, что в отношениях, возникающих в связи с осуществлением определенным заказчиком закупки товаров, он обязан применять национальный стандарт ГОСТ Р 57144-2016, основана на неверном толковании норм права.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 1 части 1 статьи 33) допускает использование заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены в том числе документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Вместе с тем данное обстоятельство не вводит ГОСТ Р 57144-2016 в число документов по стандартизации обязательного применения, перечень которых утвержден названным выше распоряжением Правительства Российской Федерации.
Участие административного истца в отношениях, регулируемых Законом о контрактной системе, возможно вследствие его добровольного волеизъявления. Такой выбор обуславливает необходимость следования требованиям федерального закона, предъявляемым к соответствующему участнику закупки. Поэтому в данном случае субъект этих правоотношений добровольно исполняет не требования ГОСТ Р 57144-2016, а непосредственно требования федерального закона применительно к используемому заказчиком конкурентному способу определения поставщика, включая соответствие предложения документации заказчика о закупке.
Кроме того, согласно Закону о контрактной системе, заказчик при составлении описания объекта закупки может не использовать установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминологию.
ГОСТ Р 57144-2016 утвержден Росстандартом не в порядке реализации предусмотренных статьей 5 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1 - 5, 7 - 13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 этого закона. Его содержание, имея иную правовую основу, не вступает в противоречие с частью 5 статьи 5, статьями 9, 12 и 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" и принятым во исполнение требований данного федерального закона приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации "Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним".
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что использование Заказчиком при описании технических характеристик товара показателей "погрешность определения средней скорости на протяжённом участке автомобильной дороги протяжённостью от 500 м не более 1%; вероятность полного распознавания ГРЗ ТС (движущихся или неподвижных) не менее 98% и вероятность условного распознавания ГРЗ ТС (движущихся или неподвижных) не менее 98%", некорректное, нарушающее ГОСТ и направлено на ограничение количества участников закупки, и тем самым заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, не находит своего подтверждения.
По второму доводу Заявителя о том, что под требования Заказчика формально подходит только один комплекс ФВФ, а именно "Вокорд-Трафик А", Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заказчиком проведен анализ товаров имеющихся на Российском рынке стационарных комплексов фотовидеофиксации, соответствующих требованиям аукционной документации, согласно которого под потребности Заказчика подходит как минимум 5 комплексов (Автодория 3.5, Кордон Про М, Орлан 3.0 исп. 01, Оракул-инсайт и Лобачевский).
В свою очередь Заявителем каких-либо доказательств подтверждающих его довод и опровергающих сведения Заказчика не представлены.
Таким образом Комиссия считает, что данные обстоятельства не свидетельствуют о возможных злоупотреблениях со стороны Заказчика в части ограничения круга потенциальных участников.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки не противоречит требованиям ч. 2 ст. 8, п.1 ч.1 ст. 33 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Региональные системы контроля" (ИНН: 7703474631) на действия Заказчика - Департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901019611) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка и установка комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения", начальная (максимальная) цена контракта - 8 083 000,00 рублей (извещение N 0190200000321008317), необоснованной.
Председатель комиссии <------>
Члены комиссии <------>
<------>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17 августа 2021 г. N 089/06/33-463/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2021