Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 05.08.2021 N 584 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "МС Групп" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, в присутствии представителей заказчика - Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования российской Федерации (по доверенности от 10.03.2021 N 19), (по доверенности от 06.08.2021 N 51), в присутствии представителя заявителя - ООО "МС Групп" (по доверенности от 30.04.2021 N 4), рассмотрев материалы дела N 031/06/64-550/2021 по жалобе ООО "МС Групп" на положения документации об электронном аукционе "Поставка технических средств реабилитации - специальных средств при нарушении функций выделения (мочеприемников) для обеспечения ими в 2021 году инвалидов" (N закупки 0226100001021000202) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "МС Групп" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует:
1. Заявитель считает, что указание Заказчиком в пункте 22 "Информационной карты" Документации об Электронном аукционе требовании к содержанию во второй части заявки документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, не идентифицирует документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 102, что нарушает права и законные интересы ООО "МС Групп" как поставщика отечественной продукции, поскольку отсутствие в Документации об Электронном аукционе требований к документам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ N 102, делает невозможным применение его положений при рассмотрении аукционной комиссией заказчика вторых частей заявок участников электронного аукциона, которая действует в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель считает, что при описании объекта закупки заказчик указал требование к материалу изделия - "из непрозрачного/ прозрачного не пропускающего запах полиэтилена", что исключает поставку медицинских изделий их поливинилхлоридных пластиков (далее - ПВХ), такое требование является "блокирующим", излишним, не влияющим на функциональность, качество и эксплуатацию объекта закупки, чем ограничивает количество участников закупки.
Заказчик представил возражение на жалобу ООО "МС Групп", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика поддержали доводы, изложенные в возражении, считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "МС Групп", возражения заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 23.07.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - "Поставка технических средств реабилитации - специальных средств при нарушении функций выделения (мочеприемников) для обеспечения ими в 2021 году инвалидов".
Начальная (максимальная) цена контракта - 923 093,15 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "МС Групп" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов; при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 38 "Информационной карты" Документации об Электронном аукционе установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, а именно:
"Ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102".
Согласно пункту 22 "Информационной карты" Документации об Электронном аукционе вторая часть заявки на участие в Электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
"1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). См. п. 37 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе;
3) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
4) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
5) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе:
- копии регистрационных удостоверений на предлагаемый к поставке товар в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий".
При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии таких документов:
а) документ, содержащий указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04 июня 2018 года N 126н;
б) в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102 документом подтверждающим страну происхождения товара, являющегося предметом настоящего аукциона является сертификат о происхождении товара (форма СТ-1), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Министерством экономического развития Российской Федерации.
При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок. (Для заполнения заявки см. раздел III. Типовая форма заявки на участие в электронном аукционе) (Постановление правительства Российской Федерации от 05.11. 2019 N 1401 "О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок").
Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих первые и вторые части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.
В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной
площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера.
Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в аукционе".
Таким образом, статья 64 Закона о контрактной системе дает исчерпывающий перечень требований к содержанию документации об Электронном аукционе, при этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 заказчик обязан установить требования к содержанию заявки, в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 22, 38 "Информационной карты" Документации об Электронном аукционе, заказчиком установлено требование о предоставлении документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, требование к составу документации, предоставляемой участником закупки, установлено в Постановлении Правительства Российской Федерации N 102 от 05.02.2015 и дает возможность участнику самостоятельно ознакомиться с документами, предоставляемыми в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по данному доводу не противоречат требованиям части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в соответствии с положениями Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Согласно Техническому заданию к проведению электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - специальных средств при нарушении функций выделения (мочеприемников) для обеспечения ими в 2021 году инвалидов (раздел IV Документации об Электронном аукционе), заказчику требуется к поставке товар:
"Мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной - должен быть из непрозрачного/ прозрачного не пропускающего запах полиэтилена, с мягкой нетканой подложкой, антирефлюксным клапаном, сливным клапаном, с отверстиями для крепления ремней или прикроватного крючка, с гладкой дренажной трубкой с возможностью укорочения, со стандартным переходником. Объем не менее 2000 мл. Длина дренажной трубки должна быть не менее 90 см".
Согласно пояснению заказчика, при разработке Документации об Электронном аукционе, он руководствовался Федеральным законом от 24 ноября 1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" и Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 N 2347-р, которыми установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПРА), разработанной федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) в порядке, установленном действующим законодательством.
В ИПРА в разделе "Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет федерального бюджета" указывается наименование технического средства реабилитации (далее - ТСР), в данном случае "мочеприемника прикроватного (мешок для сбора мочи) ночного". Таким образом, МСЭ определяет только тип необходимого ТСР, без указания функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик.
Между тем, в "Методических рекомендациях по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методике их рационального подбора" разработанных и изданных в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N175, установлено, что мешки для калоприемников и уроприемников изготавливаются из непрозрачного многослойного, не пропускающего запах, полиэтилена.
Выбор полиэтилена обусловлен тем, что он более легкий, пластичный, мягкий и экологичный как при использовании, так и при утилизации. Полиэтилен является одним из самых распространенных видов пластика.
При этом, ГОСТы указанные в Техническом задании не регламентируют материал медицинских изделий.
- ГОСТ ISO 10993-1-2011 "Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий" (часть 1, Оценка и исследования), ГОСТ ISO 10993-5-2011"Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий" (часть 5, Исследования на цитотоксичность: методы in vitro), ГОСТ ISO 10993-10-2011 "Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий" (часть 10, Исследования раздражающего и сенсибилизирующего действия), ГОСТ Р 52770-2016 "Изделия медицинские: Требования безопасности. Методы санитарно-химических и токсилогических испытаний" устанавливает общий порядок проведения оценки биологического действия, санитарно-химических и токсилогических испытаний медицинских изделий.
- ГОСТ Р 551632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности" устанавливает общие технические требования и методы испытаний технических средств реабилитации.
- ГОСТ Р 58235-2018 "Специальные средства при нарушении функций выделения. Термины и определения. Классификация" устанавливает термины, определения и классификацию специальных средств при нарушении функций выделения.
Следовательно, планируемый к закупке в рамках Электронного аукциона товар является медицинским изделием, а значит полностью соответствует вышеуказанным ГОСТам.
- ГОСТ Р 58235-2018 устанавливает только определение для "мочеприемника прикроватного (мешок для сбора мочи) ночного" и не устанавливает требований к его изготовлению.
- ГОСТ Р 58237-2018 "Средства ухода за кишечными стомами: калоприемники, вспомогательные средства и средства ухода за кожей вокруг стомы: Характеристики основные требования. Методы испытаний" распространяется на средства ухода за кишечными и стомами и не может быть применим к объекту закупки.
Таким образом, параметры, установленные заказчиком в техническом задании не могут противоречить вышеуказанным ГОСТам, следовательно не нарушают норм действующего законодательства о техническом регулировании и о стандартизации.
Товар, являющийся объектом закупки может быть приобретен на рынке и поставлен любым участником закупки, не требуется какое-либо дополнительное разрешение на закупку товаров или получение специальных лицензий. Согласно возражению заказчика, существует как минимум 3 производителя мочеприемников прикроватных (мешок для сбора мочи) ночных из непрозрачного/ прозрачного не пропускающего запах полиэтилена:
1. ООО "Колопласт";
2. ООО "Б. Браун Медикал";
3. ЗАО "КонваТек".
На участие в Электронном аукционе поданы две заявки.
Кроме того, в документации об электронном аукционе отсутствуют указания на товарные знаки.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы ООО "МС Групп" не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МС Групп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 11 августа 2021 г. N 031/06/64-550/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2021