Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 09.08.2021 N 589 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "АДАНИ РУС"", (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России при участии представителя уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области -, представителя заявителя - ООО "АДАНИ РУС" -, в отсутствие представителей заказчика - департамента здравоохранения Белгородской области (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлены), рассмотрев материалы дела N 031/06/69-557/2021 по жалобе ООО "АДАНИ РУС" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий - Система рентгеновская скрининговая для органов грудной клетки, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (N закупки 0126200000421003010) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "АДАНИ РУС" на действия аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что ООО "АДАНИ РУС" аукционной комиссией неправомерно отказано в допуске к участию в Электронном аукционе, на основании ограничения допуска радиотехнической продукции, происходящей из иностранных государств, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Уполномоченный орган - управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области представило возражение на жалобу, с доводами жалобы ООО "АДАНИ РУС" не согласно, просит признать её необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержала доводы жалобы. Указала, что аукционной комиссией в дополнение к ограничениям и условиям допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) применены ограничения допуска радиотехнической продукции, происходящей из иностранных государств, установленных Постановлением N 878, которые по мнению заявителя не должны применяться при проведении Электронного аукциона.
Представитель уполномоченного органа поддержала доводы, содержащиеся в своем возражении на жалобу, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "АДАНИ РУС", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 22.07.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка медицинских изделий - Система рентгеновская скрининговая для органов грудной клетки, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта - 34 000 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "АДАНИ РУС" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0126200000421003010 от 06.08.2021 ООО "АДАНИ РУС" отказано в допуске к участию в Электронном аукционе.
При этом решение аукционной комиссии обосновано следующим образом: Заявка признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе и предусмотренным нормативным правовым актом, принятым в соответствии со ст. 14 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые одновременно: содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр; не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений) (п. 3 ч. 6 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013, постановление Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приложение N5 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе).
Такие действия аукционной комиссии являются правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной работы в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
На основании вышеприведенных норм законодательства, заказчиком в Извещении об Электронном аукционе установлены ограничения и условия допуска:
- Ограничение допуска - Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
- Условие доступа - Приказ Министерства финансов РФ от 04 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
- Ограничение допуска и условия допуска - Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При описании объекта закупки применена позиция каталога товаров, работ, услуг - 26.60.11.113-00000122 "Система рентгеновская скрининговая для органов грудной клетки".
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования и ведения Каталога товаров, работ и услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Позиции каталога товаров, работ и услуг с номером 26.60.11.113-00000122 соответствует код ОКПД2 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические".
Согласно Постановлению N 102 оборудование, соответствующее коду ОКПД2 26.60.11.113, входит в перечень N 1 отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеприведенных положений законодательства, к требуемому к поставке товару применяются ограничения доступа товаров иностранного происхождения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Постановлением N 102.
Оборудование, соответствующее коду ОКПД2 26.60.11.113, входит в класс ОКПД2 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Класс ОКПД2 26 входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, к оборудованию включенному в класс ОКПД2 26 применяются ограничения допуска товаров иностранного происхождения для целей осуществления государственных и муниципальных нужд, установленные Постановлением N 878.
Поскольку код ОКПД2 необходимого к поставке товара включен как в перечень, утвержденный Постановлением N 102, так и в перечень, утвержденный Постановлением N 878, то при описании объекта закупки заказчик обязан применить ограничения, установленные как Постановлением N 102, так и Постановлением N 878.
Положения Закона о контрактной системе, положения Постановления N 102 и положения Постановления N 878 не предусматривают оснований для взаимоисключения одного из ограничений, в связи с чем, при осуществлении закупки товара, содержащегося сразу в перечнях двух постановлений, необходимо применять оба нормативных правовых акта.
Положения Закона о контрактной системе также не содержат условий и очередности применения в одной закупке ограничений, установленных Постановлением N 102 и Постановлением N 878, следовательно, оба постановления должны применяться одновременно и в полном объеме.
Таким образом, заказчиком правомерно установлены ограничения, установленными Постановлением N 102 и Постановлением N 878.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно пункту 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
В силу пункта 3 Постановления N 878 подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Требование о предоставлении участником во второй части заявки документов, предусмотренных пунктом 3 Постановления N 102 и пунктом 3 Постановления N 878, установлены заказчиком в пункте 4 Приложения N 7 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкции по ее заполнению" документации об Электронном аукционе.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0126200000421003010 от 02.08.2021 следует, что на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок, по результатам рассмотрения первых частей заявок все заявки были признаны соответствующими.
Согласно пояснениям уполномоченного органа, при рассмотрении вторых частей заявок установлено, что тремя участниками из пяти представлена декларация о нахождении предлагаемого товара в реестре радиоэлектронной продукции, с указанием различных номеров реестровой записи. Одним из участников, не представившим необходимую документацию, представлен сертификат о происхождении товара.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, условия для применения положений Постановления N 102 не наступили, по причине соответствия только одной заявки требованиям, установленным Постановлением N 102.
При этом наступили условия для применения Постановления N 878, указанные в пункте 3 названного постановления, устанавливающие, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Условия пункта 3 Постановления N 878 соблюдены.
Согласно пояснениям уполномоченного органа, подтвержденных представленной в материалы дела второй частью заявки, в составе второй части заявки ООО "АДАНИ РУС" не представлена декларация о нахождении предлагаемого товара в реестре российской радиоэлектронной продукции.
В силу части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, аукционная комиссия правомерно приняла решение о несоответствии заявки ООО "АДАНИ РУС" требованиям документации об Электронном аукционе и Закону о контрактной системе.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АДАНИ РУС" не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 16 августа 2021 г. N 031/06/69-557/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2021