Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу ООО "Тюменская строительная компания" на действия аукционной комиссии МКУ "Управление обеспечения жизнедеятельности" при проведении электронного аукциона на инженерную подготовку площадки для жилищного строительства в д. Якуши, Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района. Строительство дорог - 1 этап (реестровый номер закупки 0867300000921000082),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 11.08.2021 (время: 13:52) поступила жалоба ООО "Тюменская строительная компания" (вх.N 7168) на действия аукционной комиссии МКУ "Управление обеспечения жизнедеятельности" при проведении электронного аукциона на инженерную подготовку площадки для жилищного строительства в д. Якуши, Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района. Строительство дорог - 1 этап.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению.
Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Тюменским УФАС России направлен запрос оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" (исх.N ИВ/4532 от 14.07.2021) с требованием о предоставлении в электронном виде всех заявок участников по рассматриваемой закупке. Письмом с вх.N 7187 от 14.07.2021 соответствующая информация поступила в антимонопольный орган.
Заявитель в поступившей жалобе указывает, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N АЭ 080-21 от 06.08.2021 заявка ООО "Тюменская строительная компания" (идентификационный номер заявки N 110292886) отклонена по причине: "пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе - несоответствие документа, который предусмотрен пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктом 5.1 раздела 5 документации об электронном аукционе. Заявитель полагает, что аукционная комиссия неправморено отклонила вторую часть заявки Общества, и указывает, что Обществом в ходе проведения закупочной процедуры предложена цена контракта в размере 186 440 000,00 рублей. В составе второй части заявки Обществом приложена выписка из реестра членов СРО от 02.08.2021 N 011899. В обоснование признания заявки ООО "Тюменская строительная компания" не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, документации о закупке аукционная комиссия ссылается на отсутствие компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств у Общества на момент проведения аукциона, а потому полагает, что Общество было лишено права участвовать в конкурентных процедурах и в последующем заключать государственные контракты. Вместе с тем, вопреки мнению аукционной комиссии, Общество могло принять участие в конкурентной борьбе и в составе второй части заявки приложило выписку из реестра членов СРО, подтверждающую, что указанное лицо соответствует требованиям аукционной документации. При этом, в документации о закупке указано, что участник должен подтвердить соответствие требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе, предоставлением выписки из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86. Общество направило заявление о внесении изменений в сведения о члене Союза "Саморегулируемая организация строителей Тюменской области", содержащиеся в реестре в связи с изменением уровня ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств с размером взноса два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации). Таким образом, к моменту заключения контракта, Общество обладало бы соответствующим правом, а на момент подачи заявок и определения победителя являлось членом саморегулируемой организации. В свою очередь, действия аукционной комиссии приводят к ограничению числа участников закупки по формальным основаниям, что противоречит целям проведения закупки и принципам Закона о контрактной системе. Заявитель просит провести проверку на наличие картельного сговора между участниками закупки: ООО "Вест" и ООО Производственное предприятие "Снабторг".
12.08.2021 ООО "Тюменская строительная компания" направлены дополнения к ранее поступившей жалобе (вх.N 8183 от 12.08.2021) согласно которым, Общество просит антимонопольный орган принять во внимание выписку из реестра членов СРО от 11.08.2021 подтверждающей наличие компенсационного фонда для заключения контракта, что подтверждает соответствие Общества требованиям Градостроительного кодекса РФ, и наличие права заключать контракты с использованием конкурентных способов.
Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения (вх.N 8411 от 17.08.2021) согласно которым в разделе 3 выписки "Сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права выполнения работ" в пункте 3.3 сведений об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - отсутствуют. Довод заявителя, изложенный в дополнении к жалобе, уполномоченное учреждение полагает необоснованным в связи с тем, что срок окончания подачи заявок по закупке 03.08.2021, а выписка из реестра членов СРО N 011985 от 11.08.2021. Таким образом при рассмотрении заявок 06.08.2021 данная информация в составе заявки ООО "Тюменская строительная компания" отсутствовала. Уполномоченное учреждение просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Заказчиком представлены письменные возражения (вх.N 8393 от 17.08.2021) которые приобщены к материалам дела, согласно которым Градостроительным кодексом РФ предусмотрено формирование в СРО двух компенсационных фондов, которые не заменяют друг друга и по которым СРО несет различные виды ответственности. Размер взноса в компенсационный фонд вреда зависит от стоимости одного договора строительного подряда, а размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств определяет предельный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым на торгах. В разделе 3 выписки "Сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права выполнения работ" в пункте 3.3 сведений об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - отсутствуют. Довод заявителя, изложенный в дополнении к жалобе, заказчик полагает необоснованным в связи с тем, что срок окончания подачи заявок по закупке 03.08.2021, а выписка из реестра членов СРО N 011985 от 11.08.2021. Таким образом при рассмотрении заявок 06.08.2021 данная информация в составе заявки ООО "Тюменская строительная компания" отсутствовала. Заказчик просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
В заседании Комиссии принимал участие представитель ООО "Вест", который представил письменное ходатайство (вх.N 8312 от 16.08.2021) о допуске его к рассмотрению жалобы в качестве заинтересованного лица, поскольку Общество является участником указанной закупки и вынесенное решение может повлиять на его права и законные интересы, поскольку ООО "Вест" в данном случае признано победителем закупочной процедуры.
В соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Комиссия Тюменского УФАС России, изучив указанное ходатайство, полагает необходимым удовлетворить указанное ходатайство и допустить к рассмотрению настоящего дела в качестве заинтересованного лица - представителя ООО "Вест" Копытову Н.Ю.
Заинтересованным лицом устно изложены пояснения, согласно которым ООО "Вест" отрицает наличие картельного сговора с ООО Производственное предприятие "Снабторг".
Представителем заявителя ООО "Тюменская строительная компания" заявлено ходатайство об объявлении перерыва в заседании Комиссии для изучения письменных возражений заказчика и уполномоченного учреждения.
Комиссия Тюменского УФАС России полагает возможным удовлетворить заявленное ходатайство заявителя, предоставить возможность заявителю ознакомиться с письменными возражениями заказчика и уполномоченного учреждения и объявить перерыв на 15 минут, то есть до 10 часов 45 минут по местному времени.
После объявленного перерыва заседание Комиссии продолжено в 10 часов 45 минут по местному времени.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что МКУ "Управление обеспечения жизнедеятельности" являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения электронного аукциона на инженерную подготовку площадки для жилищного строительства в д. Якуши, Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района. Строительство дорог - 1 этап, с начальной (максимальной) ценой контракта 220 800 000,00 рублей, в интересах заказчика МКУ "Служба заказчика Тюменского района".
Информация об электронном аукционе была размещена 26.07.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0867300000921000082.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://www.rts-tender.ru.
Тюменским УФАС России направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" с требованием о предоставлении в электронном виде всех заявок участников по рассматриваемой закупке (исх.N ИВ/4532 от 14.07.2021).
От оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" в антимонопольный орган поступили заявки участников закупки в электронном виде (вх.N 8280 от 16.08.2021).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно пункту 5.1 раздела 5 документации об электронном аукционе установлено следующее:
РАЗДЕЛ 5. Требования к участникам электронного аукциона (с учетом Раздела 2.1. Главы 2) | ||
5.1 |
Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки *Указывается в случае установления данного требования заказчиком |
1. В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев предусмотренных частями 2.1, 2.2. указанной статьи. 2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка. |
Согласно пункту 8.1 раздела 8 документации об электронном аукционе установлено следующее:
РАЗДЕЛ 8. Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ: | ||
8.1 |
Документы или копии документов, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, или копии таких документов * лицензии, выписка из реестра СРО, свидетельства об аккредитации и т.д. (или копии таких документов) и др. документы. Указывается в случае установления данного требования заказчиком ** выписка предоставляется при осуществлении закупки на все виды работ предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ |
Выписка из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки. Предоставление указанной выписки не требуется для следующих участников размещения заказа: унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный Кодекс Российской Федерации". При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств не должен быть менее цены заключаемого контракта. |
Согласно пункту 2 раздела 3.2.3 документации о закупке предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N АЭ 080-21 от 06.08.2021 заявка ООО "Тюменская строительная компания" (идентификационный номер заявки N 110292886) отклонена по причине: "пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе - несоответствие документа, который предусмотрен пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктом 5.1 раздела 5 документации об электронном аукционе, а именно, представленная в составе заявки копия выписки из реестра членов СРО в области строительства в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев предусмотренных частями 2.1, 2.2. указанной статьи по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 не соответствует требованиям пункта 2 части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ".
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Форма выписки из реестра членов СРО утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Комиссией Тюменского УФАС России изучена вторая часть заявки ООО "Тюменская строительная компания" (идентификационный номер заявки N 110292886) согласно которой, Обществом приложена копия выписки из реестра членов СРО от 02.08.2021 N 011899.
В пункте 3.3 раздела 3 выписки из реестра членов СРО от 02.08.2021 N 011899 отсутствуют сведения об уровне ответственности ООО "Тюменская строительная компания" по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Нельзя не отметить, что на дату подачи заявки у ООО "Тюменская строительная компания" отсутствовало право принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Представляется очевидным, что требования законодательства о контрактной системе императивно определяют требования к составу заявки на участие в закупочной процедуре, а равно и требования к рассмотрению таких заявок. В свою очередь, указанные императивные требования законодательства о контрактной системе, по сути, направлены на исключение возможности их двусмысленного толкования.
Данное утверждение подтверждается в том числе, письмом Министерства финансов РФ от 13.02.2020 N 24-05-07/9768 "О рассмотрении аукционной комиссией заявок на участие в электронном аукционе и принятии решения о их соответствии требованиям документации о таком аукционе" согласно которому, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия при принятии решения о соответствии (несоответствии) такой заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, должна руководствоваться положениями статьи 66 Закона о контрактной системе.
Из обстоятельств дела следует, что на дату подачи заявки на участие в закупке у ООО "Тюменская строительная компания" с учетом ценового предложения в размере 186 440 000,00 рублей, отсутствовал необходимый уровень ответственности члена саморегулируемой организации по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Однако, податель жалобы не учитывает то, что требования пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе относительно порядка рассмотрения вторых частей заявок распространяются на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, а не на момент заключения муниципального контракта.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.3 раздела 3.2.4 документации о закупке предусмотрено, что член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при условии, если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей пункта договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Довод подателя жалобы о том, что на момент подачи заявок и определения победителя Общество являлось членом саморегулируемой организации подтверждается представленной оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" в материалы дела заявкой ООО "Тюменская строительная компания", вместе с тем, аукционная комиссия уполномоченного учреждения на дату составления протокола подведения итогов аукциона N АЭ 080-21 от 06.08.2021 обладала информацией о наличии несоответствия в представленной Обществом в составе второй части заявки копии выписки из реестра членов СРО от 02.08.2021 N 011899 требованиям пункта 2 части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Вышеизложенное означало невозможность Общества выполнять требуемые работы по муниципальному контракту, поскольку у Общества отсутствовало специальное право на выполнение работ, для которых предусмотрено не просто формальное наличие действующей выписки из реестра членов СРО (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ), а наличие соответствующего права на выполнение работ по муниципальному контракту, для которого требуется соответствующий уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим с использованием конкурентных способов заключения договоров (пункт 2 части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, подпункт 2 пункта 2.3 раздела 3.2.4 документации о закупке).
Необходимо учитывать, что представленная Обществом в заседании Комиссии Тюменского УФАС России копия выписки из реестра членов СРО от 11.08.2021 N 011985, в пункте 3.3 которой отражено право Общества выполнять соответствующие обязательства по договорам заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров (второй уровень ответственности), дополнительно подтверждает правомерность действий аукционной комиссии уполномоченного учреждения по отклонению второй части заявки Общества, поскольку на дату окончания срока подачи заявок (03.08.2021) на участие в закупке, аукционная комиссия в силу объективных причин не обладала информацией о наличии у Общества необходимого уровня ответственности члена СРО для того чтобы в дальнейшем исполнять принятые обязательства по муниципальному контракту, поскольку на дату окончания срока подачи заявок (03.08.2021) у Общества отсутствовал необходимый уровень ответственности члена саморегулируемой организации по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях аукционной комиссии уполномоченного учреждения, каких-либо нарушений требований законодательства о контрактной системе, при признании второй части заявки ООО "Тюменская строительная компания" несоответствующей требованиям, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Стоит отметить, что ООО "Тюменская строительная компания" также ссылается на административную и судебную практику, которая подтверждает доводы заявителя: решение УФАС города Москвы N 2-57-1149/77-18 от 30.01.2018, определение Верховного Суда РФ N 305-КГ18-26008 от 21.03.2019 по делу N А40-27939/2018.
Вместе с тем, выводы изложенные в указанных правоприменительных актах вообще не имеют никакого отношения к рассматриваемому делу, поскольку приняты при иных обстоятельствах дела, не имеют преюдициального значения, указанные акты приняты с участием иных лиц и содержат казуальное толкование (толкование связанное с конкретными обстоятельствами дела), а не легальное (нормативное, общеобязательное) толкование.
При этом, судебная равно как административная практика не являются источником права в Российской Федерации.
Относительно довода подателя жалобы о проведении проверки на наличие картельного сговора между участниками закупки: ООО "Вест" и ООО Производственное предприятие "Снабторг" в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в рамках рассмотрения поступившей жалобы Комиссия Тюменского УФАС России не вправе давать оценку действиям участников закупки в части наличия либо отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, поскольку дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 07.08.2012 N 25125).
Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в части наличия признаков картельного сговора между участниками закупки, Комиссией не осуществлялось.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России решила передать поступившую информацию уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для проведения соответствующей проверки в порядке Закона о защите конкуренции.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО "Тюменская строительная компания" необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Тюменская строительная компания" на действия аукционной комиссии МКУ "Управление обеспечения жизнедеятельности" при проведении электронного аукциона на инженерную подготовку площадки для жилищного строительства в д. Якуши, Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района. Строительство дорог - 1 этап (реестровый номер закупки 0867300000921000082) необоснованной.
2. Передать поступившую информацию уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для проведения проверки, в части нарушения Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 августа 2021 г. N 072/06/44/149/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2021