Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), на основании Приказа УФАС по РС (Я) N 06-01/2020 от 05.10.2020 года, в составе:
. - врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС, заместителя председателя Комиссии;
. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): . (представитель по доверенности);
в отсутствии:
заявителя индивидуального предпринимателя Клюева Алексея Николаевича (далее -ИП Клюев А.Н., заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Олекминская центральная районная больница" (далее - ГБУ РС(Я) "Олекминская ЦРБ", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ИП Клюева А.Н. на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) "Олекминская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку респираторов (извещение N 0816500000621009992), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Клюева А.Н. на действия заказчика.
Из сути жалобы ИП Клюева А.Н. следует, что заказчик при осуществлении закупки нарушил условие применения Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 616.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель аукционной комиссии уполномоченного учреждения пояснил, что с жалобой заявителя не согласен.
Просил признать жалобу необоснованной.
Из представленных письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ИП Клюева А.Н. необоснованной на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановления N 145), в соответствии с которыми заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (далее КТРУ) в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145 с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положения Постановления N 145 императивно содержат требование об использовании заказчиками при описании товаров, подлежащих поставке, с использованием информации о наименовании и характеристиках таких товаров, содержащихся в КТРУ.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, работе, услуге, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснования потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару, оказываемой услуге, выполняемой работе.
Заказчик исполнил обязательства, предусмотренные положениями актуального законодательства о контрактной системе, и использовал те позиции, которые необходимо выбрать в каталоге товаров работ и услуг.
Таким образом, в случае, если объект закупки включен в соответствующую позицию КТРУ, то в описание объекта закупки включается информация о наименовании и показателях товара из КТРУ.
В соответствии с Техническим заданием документации об электронном аукционе в рамках исполнения контракта предусмотрена поставка "Респиратора".
Установлено, что при описании объекта закупки заказчиком использованы положения КТРУ 32.99.11.120-00000003 "Респиратор" в части установления наименования и характеристик товара, входящего в предмет электронного аукциона.
Таким образом, заказчиком правомерно определен код КТРУ закупаемого товара.
В Единой информационной системе в сфере закупок включена в КТРУ позиция - 32.99.11.120-00000003 "Респиратор", которая обязательна к применению с 01.06.2020 г. (бессрочно).
При этом указанная позиция КТРУ содержит как описание объекта закупки, так и информацию Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.99.11.120 Респираторы.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
В перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, являющемся приложением к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, товар с кодом ОКПД2 32.99.11.120 "Респираторы" отсутствует.
Таким образом, учитывая выбранный код ОКПД2 закупаемого товара, неустановление заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, является правомерным. Следовательно, жалоба заявителя признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" утверждены правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Пунктом 6 Правил установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
С учетом вышеизложенного, действующим законодательством предусмотрено, что обязательным документом, подтверждающим возможность оборота на территории Российской Федерации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение.
При описании объекта закупки заказчиком использованы положения КТРУ 32.99.11.120-00000003 "Респиратор".
В Единой информационной системе в сфере закупок включена в КТРУ позиция - 32.99.11.120-00000003 "Респиратор", которая обязательна к применению с 01.06.2020 г. (бессрочно).
При этом указанная позиция КТРУ содержит как описание объекта закупки, так и информацию о технических регламентах и стандартах, в том числе с указанием ГОСТ 12.4.235-2012 "Фильтры противогазовые и комбинированные", ГОСТ 12.4.296-2015 "Респираторы фильтрующие". Данные межгосударственные стандарты не распространяются на медицинские средства индивидуальной защиты органов дыхания (респираторы).
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что требуемые к поставке респираторы не являются медицинским изделием, следовательно, необходимость наличия регистрационного удостоверения на медицинское изделие к данному товару отсутствует.
Между тем, в описании объекта закупки установлено следующее:
- Наличие документов при поставке товара (копия действующего регистрационного удостоверения установленного образца, сертификат качества, паспорт и т.д.).
- Остаточный срок годности должен составлять не менее 12 месяцев с момента его приемки Заказчиком.
Из вышеизложенного следует, что заказчик, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, установил в описании объекта закупки требование о наличии при поставке товара копии действующего регистрационного удостоверения установленного образца.
Вместе с тем Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы Комиссия не располагает сведениями о том, что указанное нарушение оказало влияние на результаты закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Клюева Алексея Николаевича на действия заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Олекминская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку респираторов (извещение N 0816500000621009992) необоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки признать заказчика государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Олекминская центральная районная больница" нарушившим часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Олекминская центральная районная больница" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Якутское УФАС России об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии .
Члены комиссии .
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 августа 2021 г. N 014/06/59-1752/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2021