Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Клюева А.Н. (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Заказчиков, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Сергиево-Посадская районная больница" (далее - Организатор закупки) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона поставку респираторов для нужд учреждений здравоохранения Московской области на 2021 год (извещение N 0348300274621000219 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части доводов жалобы Заявителя и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении Заказчиками, Организатором закупки, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчиков, утвердивших документации об Аукционе в противоречите положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 02.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 214 959,05 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 10.08.2021;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущены 2 заявки от участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования к закупаемым товарам.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Приложении N 1 "Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика" (далее - Приложение N 1) к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе требования к товарам о наличие сертификата соответствия требованиям ТР ТС 019/2011, оформленного органом по сертификации, в область аккредитации которого включен ТР ТС 019/2011.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий.
Согласно пункту 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила), государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Пунктом 6 указанных Правил урегулировано, что единственным документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление вышеуказанного требования к товарам приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и противоречит требованиям законодательства.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Кроме того, в Приложении N 1 к Техническому заданию установлены, в том числе следующие требования к товарам:
- "Наличие протоколов испытаний на соответствие ГОСТ 12.4.294-2015, выданных испытательной лабораторией средств индивидуальной защиты (СИЗ), в области аккредитации которой включены ТР ТС 019/2011 и ГОСТ 12.4.294-2015.";
"Маркировка корпуса респиратора должна быть четко различимой, стойкой и содержать необходимые сведения: обозначение технического регламента ТР ТС 019/2011 и единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза (в случае подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 019/2011)".
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что установление вышеуказанных требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупок в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров. Указанные требования ограничивают количество участников закупки.
Вместе с тем, маркировка не является качественной, функциональной, технической характеристикой товара.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего установления требования к показателям товаров в Приложении N 1 и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе для товаров по позициям 3, 6 установлено следующее: "Респираторы являются медицинскими изделиями. Вид медицинского изделия 181520 (согласно Номенклатурной классификации медицинских изделий), класс потенциального риска применения медицинского изделия 1".
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" утверждена номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - Классификация).
Согласно номенклатурной классификации медицинских изделий под кодом 181520 установлено следующее "Маска хирургическая/медицинская, многоразового использования", согласно которому: "Гибкая свободно облегающая маска, размещаемая поверх рта и/или носа медицинского работника для обеспечения нормального дыхания и защиты пациента и носящего маску от крупных частиц (например, крови, биологических жидкостей, частиц аэрозолей) при осмотре пациента и во время проведения медицинских процедур; это не гибкое фильтрующее изделие (т.е. это не респиратор). Изделие обычно изготавливается из гибкого пористого материала или из бумаги и обычно закрепляется с помощью эластичных ремешков или завязок на голове; может включать в себя формующийся носовой наконечник (металлическую проволоку) и/или прозрачный щиток для лица/глаз, предназначенный для защиты от инородных веществ/жидкостей. Это изделие многоразового использования".
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является "Поставка респираторов для нужд учреждений здравоохранения Московской области на 2021 год".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования о соответствии вида медицинского изделия 181520 ограничивают участников закупки и противоречат требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Клюева А.Н. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиков, Организатора закупки нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам, Организатору закупки, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 12.08.2021 N 50/06/31281ип/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 августа 2021 г. N 50/06/31281ип/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2021