Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобы ООО "ЧОП "Барс-2000" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения "Шатурский центр торгов" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЭТП НЭП (далее - Оператор электронной площадки) открытых конкурсов в электронной форме на оказание услуг по охране объектов и имущества, обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов (услуги физической охраны) (извещения N 0848300060021000151, N 0848300060021000154 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурсы), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Заказчиков, Уполномоченного учреждения при проведении Заказчиками, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурсов.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчиков, неправомерно утвердившими положения Конкурсных документаций, противоречащие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением N 0848300060021000151 о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 4 950 000,00 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 18.01.2021.
Пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены неправомерные требования.
В положениях Технического задания Конкурсной документации установлено в том числе следующее:
"4.2. Каждый частный охранник Исполнителя при оказании Услуг на объекте охраны обязан:
4.2.2. Иметь медицинскую книжку установленного образца в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".
4.2.3. Быть одетым в специальную форменную одежду (по сезону), позволяющую определить принадлежность частного охранника к Исполнителю. Форменная одежда должна быть согласована с Заказчиком. Не допускать ношение специальной форменной одежды без личной карточки частного охранника и ношение отдельных предметов специальной форменной одежды совместно с иной одеждой, ношение специальной форменной одежды, аналогичной форме одежды сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходной с ними до степени смешения.
4.2.4. Иметь (за счет Исполнителя) средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (на случай возникновения пожара), соответствие которых подтверждено сертификатом соответствия требованиям пожарной безопасности Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
4.2.5. Иметь средства связи, соответствующие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о связи, обеспечивающие бесперебойную связь на территории и в помещениях объекта охраны между всеми частными охранниками, дежурной смены и ответственным работником от Заказчика, исправный персональный видеорегистратор ("Дозор-78" или эквивалент) (за счет Исполнителя).
4.3. Каждый пост охраны за счет Исполнителя должен быть обеспечен следующим имуществом:
- средства защиты органов дыхания и зрения (газодымозащитный комплект, далее - ГДЗК) по числу частных охранников.
4.13. Исполнитель должен обеспечить:
4.13.5. обязательное наличие оружейной комнаты для ГБР.
5.4. На основании приказа о закреплении частных охранников за объектом охраны Исполнитель разрабатывает и утверждает график дежурства частных охранников на объекте охраны и согласовывает с руководством объекта охраны не позднее чем за 3 дня до наступления отчетного месяца".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных требований ограничивают количество участников закупки и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком в части установления неправомерных требований в Техническом задании Конкурсной документации по закупке N 0848300060021000154.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены неправомерные требования.
В положениях Технического задания Конкурсной документации установлено в том числе следующее:
"4.3. Каждый пост охраны за счет Исполнителя должен быть обеспечен следующим имуществом:
- устройство для проверки днища транспортного средства (при наличии 2 и более постов по одному адресу - 2 устройства);
- переносные радиостанции по числу частных охранников плюс одна радиостанция для дежурной смены учреждения;
- палки резиновые по числу частных охранников;
- бронежилеты по числу частных охранников;
- наручники отечественного производства по числу частных охранников;
- оградительная лента (50 м);
- медицинская аптечка (одна шт.).
4.9. Исполнитель ежедневно, включая выходные и нерабочие праздничные дни, своими силами и средствами проводит выездные проверки несения дежурства частными охранниками на объекте охраны. Результаты проверок отражаются в книге учета проверок качества несения дежурства. Исполнитель не реже трех раз в сутки осуществляет дистанционный (с использованием средств связи) контроль несения дежурства частными охранниками на объекте охраны. Результаты дистанционного контроля отражаются должностными лицами Исполнителя на объекте охраны в книге учета проверок качества несения дежурства.
4.10. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на объекте охраны, либо в иных случаях, связанных с исполнением обязанностей частными охранниками Исполнитель обеспечивает:
- прибытие группы быстрого реагирования (далее - ГБР) (привлечение Исполнителем ГБР, состоящей из частных охранников другой организации, не допускается) в срок не более 10 (десяти) минут с момента поступления сигнала тревоги или сообщения от частного охранника;
- усиление охраны на объекте охраны за счет собственных сил и средств путем выставления дополнительно не менее 1 (одного) круглосуточного поста охраны на период до ликвидации чрезвычайной ситуации. При этом время выставления дополнительных круглосуточных постов охраны не должно превышать 20 (двадцать) минут с момента поступления Исполнителю сигнала тревоги с объекта охраны и (или) от Заказчика.
4.12. В случае существенного нарушения условий оказания услуг, предусмотренных пунктом 4.11. настоящего Технического задания, Исполнитель обязан устранить нарушения или заменить частного охранника другим и оплатить штраф, предусмотренный разделом 7 Контракта.
При этом время устранения не должно превышать 30 (тридцать) минут с момента выявления существенных нарушений условий оказания услуг.
Комиссия приходит к выводу, что указанные требования обусловлены потребностью Заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены неправомерные требования о предоставлении Исполнителем временного вспомогательного помещения.
В Техническом задании Конкурсной документации установлено в том числе следующее:
"4.3. Каждый пост охраны за счет Исполнителя должен быть обеспечен следующим имуществом:
- временное вспомогательное помещение по типу блок-контейнер, позволяющее его использование круглосуточно вне зависимости от сезона, оборудованное рабочим местом (рабочий стол, стул, шкаф или тумба), местом для приёма пищи, санитарным узлом.
4.3.1. Требования, предъявляемые к временным вспомогательным помещениям:
- место установки: согласовывается с Заказчиком;
- размер: не менее 3000х2200 мм.
4.11. К существенным нарушениям Исполнителем условий оказания Услуг, предусмотренных настоящим Техническим заданием и Контрактом, относятся:
- отсутствие на объекте временного вспомогательного помещения.
5.1. Не позднее 5 (пяти) рабочих дней до даты и времени начала оказания услуг, установленной в Контракте, Исполнитель обязан:
- согласовать с Заказчиком место установки временных вспомогательных помещений на объектах охраны;
- установить временные вспомогательные помещения в согласованных с Заказчиком местах на объектах охраны".
Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком требования обусловлены потребностью Заказчика, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя, являются необоснованными.
Аналогичным образом, действия Заказчика в части установления указанных требований в Техническом задании Конкурсной документации по закупке N 0848300060021000154 не противоречат положения закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 27(4) Правил, при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:
- общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
- общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
- наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
В Критериях оценки заявок Заказчиком по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников закупки") установлено следующее:
"Показатель критерия: Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Значимость показателя: 100%.
Коэффициент значимости показателя: 1.
Предмет оценки: Наличие у участника закупки успешного опыта (с учетом правопреемства) по контрактам (договорам), заключенным с Заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - контракты), на выполнение работ (услуг) сопоставимого характера.
Комиссией будет оцениваться общее количество контрактов (договоров), указанных в рекомендуемой форме 1 "Опыт Участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в Критериях оценки по нестоимомостному критерию "Квалификация участников закупки" отсутствуют показатели, установленные в соответствии с пунктом 27(4) Правил, что противоречит Правилам и требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком при установлении Критерий оценки заявок по закупке N 0848300060021000154.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ЧОП "Шторм - Ф" частично обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушения пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Материалы дел от 12.08.2021 N 050/06/31279ип/2021, N 050/06/31266ип/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 августа 2021 г. N 050/06/31279ип/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2021