Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Тезис-Строй" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московская областная станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение ремонтных работ помещения здания Подольской станции скорой медицинской помощи, расположенной по адресу: Московская область, г.о. Подольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.17 (извещение N 0348500001821000093 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии, при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, в части ненадлежащего принятия к оценке документов и сведений, представленных во второй части заявки участника закупки с идентификационным номером "110073025" (Победитель).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
- начальная (максимальная) цена контракта - 47 323 212,87 руб.,
- дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 23.07.2021;
- на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
- к участию в Конкурсе допущено 3 заявки от участников закупки, признанных соответствующими требованиям Конкурсной документации;
- Победителем признано ООО "СПЕЦСТРОЙ" с предложением о цене контракта 46 323 212, 87 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно пунктам 6, 7 части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме должен содержать информацию, в том числе:
- о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по установленным критериям;
- о присвоенных заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме значениях по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в таком конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно приняты к оценке документы и сведения, представленные во второй части заявки Победителя.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 03.08.2021 N ППИ1 (далее - Протокол), заявке Победителя присвоено 77,52 баллов, в том числе по нестоимостному критерию присвоено 40,00 баллов.
Согласно письменным пояснениям, представленным на заседании Комиссии представителем Заказчика, в отношении заявки Победителя указано следующее:
"К качестве подтверждения опыта работы, связанного с предметом закупки, предоставило 22 исполненных контракта/договора на общую сумму 527 688 096,51 (пятьсот двадцать семь миллионов шестьсот восемьдесят восемь тысяч девяносто шесть) рублей 51 копейка. Конкурсная комиссия приняла к оценке 12 контрактов/договоров, которые соответствуют установленным критериям, на общую сумму 367 360 210,14 (триста шестьдесят семь миллионов триста шестьдесят тысяч двести десять) рублей 14 копеек".
При этом в письменных пояснениях указаны следующие основания непринятия контрактов(договоров), представленных в составе заявки Победителя:
- цена контракта (договора) ниже 50 % от НМЦК;
- договор субподряда не может подтверждать опыт участника (строительных закупок".
Вместе с тем, изучив Протокол, Комиссия приходит к выводу, что в Протоколе отсутствует информация, установленная Законом о контрактной системе, что не позволяет однозначно установить какие документы и сведения представлены в составе заявок участников и приняты к оценке Конкурсной комиссией.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии в части ненадлежащего оформления Протокола нарушают часть 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в Критериях оценки заявок на участие по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников закупки") установлено в том числе следующее:
"Заказчиком будет оцениваться наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за последние 3 года на дату окончания подачи заявок. Под успешным выполнением работ понимаются исполненные контракты (договоры), выполненные в срок, в полном объеме. Под выполнением работ сопоставимого характера понимаются исполненные контракты (договоры) по выполнению аналогичных работ.
Под выполнением работ сопоставимого объема понимается выполнение аналогичных работ, цена контракта (договора) которого составляет не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта на право заключить которого проводится конкурс".
В соответствии с пунктом 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Пунктом 27(3) Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, объектом закупки является "Выполнение ремонтных работ помещения здания Подольской станции скорой медицинской помощи, расположенной по адресу: Московская область, г.о. Подольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.17".
Вместе с тем, учитывая, что в рамках исполнения контракта, заключенного по результатам Конкурса, выполняются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки в части установления контрактов (договоров) сопоставимых по характеру предмету закупки, вводит участников закупки в заблуждение и не соответствует Правилам, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, установленный порядок оценки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" в части принятия к оценке исключительно контрактов (договоров), обязательства по которым исполнены за последние три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
При этом, учитывая, что в рамках исполнения контракта проводятся работы по капитальному ремонту, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, так как исключает возможность предоставления к оценке контрактов (договоров) в том числе стоимость которых составляет менее 50 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который, проводится Конкурс, что ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки".
Учитывая, допущенные нарушения при утверждении Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу, что оценка заявок на основании Критериев, установленных с нарушениями, неправомерна.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссия в части ненадлежащего принятия к оценке документов и сведений, представленных в составе заявок участников, противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии нарушают часть 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тезис-Строй" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение частей 6, 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 13.08.2021 N 050/06/31373эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 августа 2021 г. N 050/06/31373эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2021