Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ФГУП "Главный научно-исследовательский вычислительный центр" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства спорта Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством спорта Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт"" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100014421000013) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 19.08.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 20.08.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 30.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 250 000 000,00 рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 7771105234D688200246;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.07.2021;
5) дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе - 02.08.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;
7) к участию в Конкурсе допущено 16 участников закупки;
8) дата подачи окончательных предложений - 04.08.2021;
9) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 09.08.2021;
10) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявки 4 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
11) победителем Конкурса признано ООО "Философия.ИТ" с предложением о цене контракта в размере 250 000 000,00 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией, в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно части 8 статьи 21 Закона о лицензировании сведения о конкретной лицензии также по выбору заявителя передаются ему непосредственно, направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, лицензирующим органом или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, в виде выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении.
Подпунктами "б", "г", "д" и "е" пункта 4 положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 (далее - Положение о лицензировании деятельности) установлено, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации, работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации средств и систем информатизации, работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации, а также услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
Пунктом 20 Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: предоставление в составе заявки на участие в Конкурсе копий лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации на следующие виды работ и услуг:
- работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации средств и систем информатизации;
- работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации;
- услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
- услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 09.08.2021 N ПРОII1 (далее - Протокол) заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям пункта 3 части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и Конкурсной документации, а именно:
"не представлено в составе заявки лицензии ФСТЭК следующие вид работ: "работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации средств и систем информатизации", "работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации", "услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации"".
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в составе второй части заявки на участие в Конкурсе Заявителем представлена лицензия ФСТЭК от 22.07.2021 N 1550 на работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации и услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации.
Кроме того, Заявителем предоставлена письмо от 23.07.2021 N исх-795 с приложением договора от 09.09.2010 N Д 143-XII.10 и копии лицензии от 13.05.2017 N 1221 ФГУП "Предприятие по поставкам продукции Управления делами Президента Российской Федерации" (далее - ФГУП "ППП") на деятельность по защите конфиденциальной информации на работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требования\ям по защите информации средств систем информатизации, следовательно, для выполнения определенных видов работ в качестве субподрядчика привлекается ФГУП "ППП".
На заседании представители Заказчика пояснили, что Заказчиком не предусмотрено в Конкурсной документацией предоставление лицензий субподрядчика на осуществление определенных видов деятельности, в связи с чем лицензия ФСТЭК ФГУП "ППП" не является подтверждением требованиям, установленным Конкурсной документацией в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Конкурсной комиссии не противоречат требованиям Закона контрактной системе.
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил документы и сведения, подтверждающие обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Кроме того, Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки не предоставлена лицензия ФСТЭК на работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации средств и систем информатизации. При этом Конкурсной комиссией в Протоколе в части основания признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе указано, что Заявителем не предоставлены лицензии ФСТЭК на "работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации", "услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации", что не является действительным.
Таким образом, действия Конкурсной комиссией, указавшей в Протоколе недостоверную информацию в части основания признания заявки Заявителя несоответствующей, нарушают часть 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГУП "Главный научно-исследовательский вычислительный центр" Управления делами Президента Российской Федерации необоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
3. В связи тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного наращения не выдавать.
4. Передать материалы от 20.08.2021 по делу N 17/06/105-967/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 августа 2021 г. N 17/06/105-967/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021