Рассмотрев 24 августа 2021 года, в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи, жалобу общества с ограниченной ответственностью "*" (далее - Заявитель) на действия государственного казенного учреждения Республики Мордовия "*" (далее - Заказчик) и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "*" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000321001496 на выполнение работ по актуализации автоматизированного банка дорожных данных "Титул-2005" по управлению состоянием автомобильных дорог по результатам комплексного специального обследования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Мордовия (далее - Конкурс) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 18 августа 2021 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/64-457/2021 о нарушении законодательства в сфере закупок от 19 августа 2021 года N 549 рассмотрение жалобы назначено на 23 августа 2021 года в 15 часов 00 минут. В процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 24 августа 2021 года.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика и Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении Аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 27.07.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 110 080 033,80 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 27.07.2021 14:32.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 18.08.2021 09:00.
Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 24.08.2021 в 10:50,
КБК: 8040409131R180720244.
1. По мнению Заявителя (довод 1 и 2 жалобы), указанные Заказчиком в пункте 3.4 технического задания конкурсной документации требования: "Измерение протяженности автомобильной дороги с уточнением начальной и конечной точек, с их привязкой к местности и определением географических координат "с высокой точностью" (довод жалобы 1); "Файл с координатами должен быть в формате .dwg или .mif." (довод жалобы 2) являются расплывчатыми формулировками, из которых не понятно с какой именно точность должно быть произведено определение географических координат, а также к чему именно применено требование "Файл с координатами должен быть в формате .dwg или .mif." - к определенному формату геодезических координат на этапе съемки передвижными дорожными лабораториями или к формату передаваемых результатов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из вышеперечисленных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в документации о Конкурсе должен установить требования, к выполнению работ (оказанию услуг) с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Таким образом, Заказчик имеет право устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, однако параметры, установленные в документации о Конкурсе, не должны приводить к сокращению количества участников закупки.
Согласно пункту 3.4 технического задания (раздел 2 конкурсной документации) Заказчиком установлено следующее требование: "Измерение протяженности автомобильной дороги с уточнением начальной и конечной точек, с их привязкой к местности и определением географических координат с высокой точностью. Погрешность измерения расстояния не должна превышать 0,05% в соответствии с ГОСТ 33383-2015. Файл с координатами должен быть в формате. dwg или. mif."
Согласно возражениям Заказчика от 20.08.2021 г. N 5/3097, представленным в материалы дела (вх. от 20.08.2021 г. N 4406) (далее - Возражения), требования к средствам измерения предъявлены в соответствии с пунктом 4.4.3 ГОСТа N 33383-2015 (введ. 08.09.2016 г.) "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Методы определения параметров" (далее - ГОСТ N 33383-2015).
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТа N 33383-2015 определение параметров проводят измерительным контролем и (или) визуально, в зависимости от определяемого параметра.
Для определения значений геометрических параметров применяют средства измерений, прошедшие в установленном порядке поверку и (или) аттестацию, обеспечивают условия, при которых должны проводиться измерения, и проводят обработку результатов.
Для каждого метода, в зависимости от специфики его проведения, излагают сущность метода, приводят общие требования и требования безопасности, а затем устанавливают:
- требования к условиям, при которых проводят контроль (испытания, измерения, анализ);
- требования к средствам контроля (измерений), аппаратуре, материалам, а также вспомогательным устройствам;
- порядок подготовки к проведению контроля;
- порядок проведения контроля;
- правила обработки результатов контроля;
- правила оформления результатов контроля;
- точность данного метода контроля.
Для определения радиусов горизонтальных кривых, длин прямых и кривых и для измерения горизонтальных и вертикальных углов применяют специализированные передвижные лаборатории, оборудованные соответствующей измерительной аппаратурой - гироскопическими установками (пункт 4.2.2 ГОСТа N 33383-2015).
Пунктом 4.4.3 ГОСТа N 33383-2015 установлены требования к метрологическим характеристикам средств измерения, в том числе к специализированной передвижной лаборатории, оборудованной гироскопическими установками согласно которым погрешность измерения пройденного пути - 0,05% соответствующее требованиям пункта 3.4 технического задания конкурсной документации.
В части требования к формату файла с координатами "Файл с координатами должен быть в формате .dwg или .mif" представители Заказчика пояснили, что специализированные лаборатории выгружают трек в своем внутреннем формате, который в последствии можно конвертировать в любой формат, в том числе необходимый Заказчику ".dwg или .mif", представитель Заявителя на заседании Комиссии Мордовского УФАС России данный факт не отрицал.
Установление форматов файлов ".dwg или .mif" является потребностью Заказчика, так как данные форматы используются Заказчиком в ГИС системе, содержащей сведения о каждой автомобильной дороге, прохождении ее титула и точек начала и конца.
На основании вышеизложенного установленное Заказчиком требование "Файл с координатами должен быть в формате .dwg или .mif." (довод жалобы 2), а также к определению географических координат "с высокой точностью" (довод жалобы 1), "погрешность измерения расстояния не должна превышать 0,05%" указано в соответствии с положениями ГОСТа N 33383-2015, не противоречит положениям Закона о контрактной системе и является потребностью Заказчика.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя 1 и 2 признаны необоснованными.
2. По мнению Заявителя, в пункте 3.6 "Учет интенсивности движения выполняется в соответствии с ГОСТ 32965-2014 с использованием передвижных автоматизированных пунктов учета интенсивности движения и состава транспортного потока, либо мобильных устройств, оснащенных специализированным программным обеспечением для учета интенсивности" технического задания конкурсной документации Заказчиком не конкретизировано какие понятия нужно использовать при учете интенсивности движения "Группы транспортных средств, подлежащих учету" или "Категории транспортных средств, подлежащих учету".
Согласно пункту 2.14 ГОСТа N 32965-2014 (введ. 08.09.2016 г.) "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности транспортного потока" (далее - ГОСТ N 32965-2014) учет интенсивности движения это - определение количества различных типов транспортных средств, проходящих в единицу времени через поперечное сечение автомобильной дороги.
Применяемые методы учета интенсивности движения транспортного потока на автомобильных дорогах предназначены для получения и накопления информации об общем количестве транспортных средств и составе транспортного потока, проходящих в единицу времени через поперечное сечение дороги в каждом из разрешенных направлений движения (пункт 3.1 ГОСТа N 32965-2014).
Учет интенсивности движения проводится двумя методами: автоматизированно или визуально. По продолжительности учет интенсивности движения подразделяется на долговременный и кратковременный (пункт 3.2 ГОСТа N 32965-2014).
Автоматизированный метод учета интенсивности движения основан на применении технических средств, позволяющих в автоматизированном режиме выполнять учет установленных типов транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования (пункт 4.1.1 ГОСТа N 32965-2014).
Применяемые при автоматизированном методе учета интенсивности движения технические средства интегрируют в единую систему учета интенсивности движения, в состав которой входят:
- детекторы транспортных средств;
- регистрирующее устройство;
- накопители информации;
- оборудование передачи данных;
- специализированное программное обеспечение (пункт 4.1.2.1 ГОСТа N 32965-2014).
Согласно пункту 4.1.2.8 ГОСТа N 32965-2014 технические средства, применяемые при автоматизированном методе измерения интенсивности движения транспортного потока, должны идентифицировать типы транспортных средств по группам и категориям в соответствии с приложениями А и Б, а также фиксировать дату и время прохождения каждого транспортного средства через поперечное сечение автомобильной дороги.
На основании изложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что пункт 3.6 технического задания конкурсной документации Заказчика составлен в соответствии с положениями ГОСТа N 32965-2014 и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод 3 жалобы Заявителя признан необоснованным.
3. Согласно доводу 4 жалобы Заявителя в пункте 10.7 "Гис-система, содержащая сведения о каждой автомобильной дороге, прохождении её титула и точек начала и конца, с разбивкой по типам покрытия, категориям автомобильных дорог, указанием светофорных объектов. Данные должны быть распределены по слоям, с возможностью сгруппированного отображения по атрибутам. Также система должна обладать возможностью передачи данных через WEB интерфейс и предоставлена заказчику посредством сети internet" технического задания конкурсной документации, Заказчиком не указаны конкретные требования к обследуемым дорожным объектам, помимо светофоров, а также не конкретизированы атрибутивные характеристики для группировки светофорных объектов в формируемом ГИС-слое.
ОДМ 218.9.008-2019 "Геоинформационные системы автомобильных дорог. Порядок сбора, хранения и обновления данных" (далее - ОДМ 218.9.008-2019) содержит рекомендации по порядку сбора, хранения и обновления данных в географических информационных системах автомобильных дорог, содержащие данные о существующих, вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорогах, улицах и дорогах городов и населенных пунктов.
Пространственная (геопространственная) база данных автомобильных дорог - это совокупность пространственных дорожных данных по автомобильным дорогам, организованная в соответствии с моделью дорожных данных (раздел 3 ОДМ 218.9.008-2019).
Порядок внесения данных в пространственную базу данных автомобильных дорог предназначен для упорядочения процессов формирования, актуализации и сопровождения пространственной базы данных автомобильной дороги, как основного хранилища технической и технологической информации об автомобильной дороге в течение ее жизненного цикла.
Процесс внесения данных в пространственную базу данных автомобильной дороги подразделяется на три этапа, в том числе актуализация пространственной базы данных автомобильной дороги (ввод данных по результатам периодических мероприятий на автомобильной дороге) - обновление пространственной базы данных автомобильной дороги для объектов (дорог, участков дорог), на которых производились:
реконструкция, капитальный ремонт и исполнительная съемка (по результатам реконструкции и капитального ремонта);
изменения инженерного обустройства и организации дорожного движения;
измерения эксплуатационных показателей автомобильной дороги;
землеустроительные работы;
значительные изменения рельефа местности и объектов придорожной полосы.
Согласно пояснениям представителей Заказчика в техническом задании конкурсной документации требования к ГИС - системе не конкретизированы и для выполнения работ Заказчику достаточно минимального количество атрибутов для отображения.
Также в соответствии с пунктом 10.7 технического задания конкурсной документации Заказчику необходимы следующие слои:
- автомобильная дорога;
- точки начала и конца;
- типы покрытия;
- категории дорог;
- светофорные объекты.
При этом ВЭБ интерфейсу достаточно обладать минимальным количеством параметров и атрибутов.
На основании изложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что пункт 10.7 технического задания конкурсной документации Заказчика не противоречит положениям Закона о контрактной системе и составлен в соответствии с его потребностями.
Таким образом, довод 4 жалобы Заявителя признан необоснованным.
4. Согласно доводу 5 жалобы Заявителя, в пункте 12.2 технического задания конкурсной документации представлена ошибочная ссылка на раздел 5 технического задания в части требования к географическим координатам.
В соответствии с пунктом 12.2 технического задания конкурсной документации "Перед началом полевых работ Исполнитель обязан письменно поставить в известность представителей ЗАКАЗЧИКА и организаций, обслуживающих автомобильную дорогу о начале работ не менее чем за 7 дней, и предоставить ЗАКАЗЧИКУ полный перечень технологического и измерительного оборудования (в том числе документы на право использования и сертификаты о поверке (включая свидетельства о поверке на геодезическое оборудование для определения географических координат в соответствии с Разделом 5 настоящего Технического задания) с пояснениями о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011)), и вспомогательного оборудования, которое будет использоваться при выполнении работ в соответствии с требованиями вышеизложенных нормативных документов. Условия, предусмотренные настоящим абзацем, являются существенными, без выполнения которых Исполнитель не имеет права осуществлять выполнение полевых работ".
Комиссия Мордовского УФАС России проанализировав раздел 5 технического задания конкурсной документации, установила, что вышеуказанный раздел не содержит перечень документов, узнанных в пункте 12.2 технического задания конкурсной документации.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при формировании технического задания конкурсной документации Заказчиком допущена опечатка с отсылкой на неверный пункт технического задания конкурсной документации, перечень документов о поверке на геодезическое оборудование для определения географических координат представлен в разделе 8 технического задания конкурсной документации.
Вместе с тем, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика).
Таким образом, довод 5 жалобы Заявителя признан необоснованным.
5. Согласно доводу 6 жалобы Заявителя в пункте 8 технического задания конкурсной документации Заказчиком не указаны критерии оценки транспортных узлов при разработке моделей ключевых транспортных узлов, а также установленные в разделе 8 технического задания конкурсной документации требования "Исполнитель должен подтвердить наличие средств математического моделирования транспортных потоков и предоставить сведения о наличии квалификации инженеров для проведения работ" являются необоснованными и ограничивают конкуренцию.
В части довода Заявителя о том, что Заказчиком в техническом задании конкурсной документации не указаны критерии оценки транспортных узлов при разработке моделей ключевых транспортных узлов представители Заказчика пояснили, что автомобильные дороги Республики Мордовия относятся к IV категории - дороги регионального и муниципального значения общего пользования.
Согласно пункту 8 технического задания конкурсной документации Заказчику требуется проведение компьютерного моделирования транспортных потоков. Проведение имитационного моделирования ключевых транспортных узлов.
Разработка моделей ключевых транспортных узлов (но не более 5). Математическая модель транспортных потоков должна позволять:
- Проводить оценку влияния типа пересечения улиц и дорог на пропускную способность (нерегулируемый перекрёсток, регулируемый перекрёсток, круговое движение, ж/д переезд, развязка в разных уровнях);
- Выполнять проектирование, тестирование и оценка влияния режима работы светофора на характер транспортного потока;
- Выполнять оценку транспортной эффективности предложенных мероприятий;
- Выполнять анализ управления дорожным движением на автомобильных дорогах;
- Выполнять анализ возможности предоставления приоритета общественному транспорту и мероприятия, направленные на приоритетный пропуск отдельных видов транспортных средств;
- Выполнять анализ влияния управления движением на ситуацию в транспортной сети (регулирование притока транспорта, изменение расстояния между вынужденными остановками транспорта, проверка подъездов, организация одностороннего движения и выделенных полос для движения ОТ);
- Выполнять анализ пропускной способности больших транспортных сетей (например, сети автомагистралей или городской ДС) при динамическом перераспределении транспортных потоков;
- Выполнять детальную имитацию движения каждого участника движения;
- Выполнять автоматизированную оптимизацию организации дорожного движения и режимов светофорного регулирования;
- Представлять результаты моделирования в виде видео роликов, позволяющих визуально оценить результаты имитации движения транспортных средств и пешеходов в моделируемом транспортном узле.
- Выполнять расчет аналитических показателей, построение графика (в Microsoft, Excel) временной загрузки сети и т.п. в составе:
- Средняя скорость движения;
- Среднее время в пути;
- Среднее время задержки транспортного средства.
Таким образом Заказчик не устанавливает определенных требований к моделированию транспортный потоков и ключевых транспортных узлов, соответственно Исполнитель сам решает какие критерии будут использованы при моделировании.
В части требования указанного в разделе 8 технического задания конкурсной документации "Исполнитель должен подтвердить наличие средств математического моделирования транспортных потоков и предоставить сведения о наличии квалификации инженеров для проведения работ" представители Заказчика пояснили, что транспортное моделирование представляет собой наиболее точный на сегодняшний день инструмент оценки решений по развитию транспортной системы. Инструмент моделирования предъявляет повешенные требования к качеству исходных данных, допускает относительно широкий набор альтернатив в выборе технологий моделирования, представляет значительное количество настраиваемых параметров и коэффициентов, а также показателей качества функционирования.
Кроме того, требования раздела 8 технического задания конкурсной документации не являются дополнительными требованиями в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, а являются условиями выполнения работ Контракту.
Проанализировав положения конкурсной документации, а также возражения Заказчика на жалобу Заявителя Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему, что предусмотренные в пункте 8 и разделе 8 технического задания конкурсной документации требования не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика по выполнению работ по объекту закупки. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении требований, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
Требование о подтверждении наличия средств математического моделирования транспортных потоков и предоставления сведений о наличии квалификации инженеров для проведения работ связано с потребностью Заказчика.
Довод 6 жалобы Заявителя признан необоснованным.
Руководствуясь п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России.
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "*" на действия ГКУ "*", ГКУ Республики Мордовия "*" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000321001496 на выполнение работ по актуализации автоматизированного банка дорожных данных "Титул-2005" по управлению состоянием автомобильных дорог по результатам комплексного специального обследования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Мордовия, необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 24 августа 2021 г. N 013/06/64-457/2021 (ключевые темы: техническое задание - конкурсная документация - транспортные средства - транспорт - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021