Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - врио руководителя управления, председателя Комиссии; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Левченко И.И. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в отсутствие представителей заявителей - общества с ограниченной ответственностью "Джули" (далее - ООО "Джули") и общества с ограниченной ответственностью "Норма" (далее - ООО "Джули"), а также представителя заказчика - администрации рабочего поселка (поселок городского типа) Ерофей Павлович Амурской области (далее - Заказчик), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
рассмотрела поступившие 11.08.2021 в Амурское УФАС России жалобы от ООО "Джули" и ООО "Норма" на Заказчика при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на благоустройство привокзального парка пгт. Ерофей Павлович, объявленной извещением от 04.08.2021 N 0123300031221000046 на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителей, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно - в неустановлении требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку закупки, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
04.08.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru размещено извещение N 0123300031221000046 о проведении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на благоустройство привокзального парка пгт. Ерофей Павлович.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 011 642,00 рублей. Дата и время начала срока подачи заявок - 04.08.2021 в 09:50. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 12.08.2021 в 09:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 13.08.2021. Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.08.2021. Время проведения аукциона - 09:05.
Изменения в извещение и аукционную документацию не вносились. Запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе не поступали.
Как следует из протокола от 13.08.2021 N 0123300031221000046, по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в нем, на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукцион признается несостоявшимся; на основании рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе единственный участник - ИП ХЛАМОВА Е.Л. и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион, при котором победителем признается участник закупки, котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения в том числе аукционов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Как следует из пункта 2.2 приложения N 1 к Постановлению N 99 при осуществлении закупки, предметом которой является выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, заказчиком устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; при этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Таким образом, если предметом закупки являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, и начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 миллионов рублей (для муниципальных нужд), то у участника закупки должен быть опыт выполнения соответствующих работ, что должно быть подтверждено соответствующими документами, указанными в пункте 2.2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
В силу пункта 3.2 СП 82.13330 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий", утвержденного приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 972/пр благоустройством территории является комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно техническому заданию, являющегося приложением к проекту договора по рассматриваемой закупке, Заказчиком определены работы по благоустройству территории, в которые входят - разработка грунта, планировка площадей бульдозерами, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песчано-гравийной смеси, дресвы, установка бортовых камней бетонных при других видах покрытий, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка, устройство покрытий из тротуарной плитки, устройство железобетонных фундаментов.
В силу пункта 4.2 правила вышеуказанного свода должны соблюдаться при проектировании, производстве и приемке: работ по благоустройству территории; работ с растительным грунтом; работ по устройству проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, наружных лестниц и пандусов, подпорных стен, откосов, площадок, оград, открытых плоскостных спортивных сооружений, элементов инженерных коммуникаций; работ по оборудованию мест отдыха и озеленения.
В соответствии с пунктом 13.1 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/пр к элементам благоустройства территории относятся проезды, площадки, велосипедные дорожки, пешеходные переходы, тротуары.
Учитывая, что Заказчиком объектом закупки определены работы, входящие в код ОКВЭД 42.99.22.110 (Работы строительные по строительству конструкций и плоскостных сооружений стадионов и прочих площадок для спортивных игр на открытом воздухе, таких как футбол, бейсбол, регби, легкая атлетика, автомобильные гонки, велосипедные гонки и скачки), при этом, начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. рублей (для муниципальных нужд), то к участнику закупки должны быть установлены дополнительные требования: исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; при этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вместе с тем, в аукционной документации, а также в извещении о проведении рассматриваемой закупки Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, что не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Ответственность за указанное нарушение установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобы ООО "Джули" и ООО "Норма" на Заказчика при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на благоустройство привокзального парка пгт. Ерофей Павлович, объявленной извещением от 04.08.2021 N 0123300031221000046 на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" www.rts-tender.ru, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 внеплановую проверку вышеназванной закупки, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джули" обоснованной.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норма" обоснованной.
3. Признать в действиях заказчика - Администрации рабочего поселка (поселок городского типа) Ерофей Павлович Амурской области нарушение частей 4 и 5 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: Е.В. Стрелкова
И.И. Левченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 18 августа 2021 г. N 028/06/105-506/2021 (ключевые темы: благоустройство территории - требования к участникам закупки - контрактная система в сфере закупок - антимонопольный орган - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2021