Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - врио руководителя управления, председателя Комиссии; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Левченко И.И. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителя от заказчика - Ишутина Н.С., действующего на основании прав по должности директора,
(лицу, присутствующему на заседании комиссии, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
в отсутствие представителя от общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (лицо о дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлено надлежащим образом),
в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи,
рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России жалобу от общества с ограниченной ответственностью "Контракт" на действия муниципального заказчика - Муниципального унитарного предприятия "Горэлектротеплосеть" (далее - МУП "Горэлектротеплосеть") при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Уголь марки Д - длиннопламенный, класс О", объявленной извещением от 05.08.2021 N 0523600004721000003 на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон).
Из жалобы заявителя следует, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства.
Представитель заказчика с доводами, заявленными в жалобе, не согласился. Представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
05.08.2021 муниципальным заказчиком - МУП "Горэлектротеплосеть" на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0523600004721000003 о проведении электронного аукциона на "Уголь марки Д - длиннопламенный, класс О".
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 10 033 333,00 рублей.
Дата и время начала подачи заявок - 05.08.2021 с 16:51, дата и время окончания подачи заявок - 13.08.2021 в 08:00, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 13.08.2021, дата проведения аукциона в электронной форме - 16.08.2021.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Учитывая, что датой окончания срока подачи заявок является - 13.08.2021, последним днем подачи запроса о даче разъяснений положений аукционной документации является 10.08.2021, а окончательной датой разъяснения положений документации об электронном аукцион 12.08.2021.
В пункте 20 информационной карты аукционной документации установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации 09.08.2021.
Таким образом, в действиях заказчика присутствует нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, поскольку сроки предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации установлены в нарушение требований действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Частью 2 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи.
В пункте 5 Порядка формирования идентификационного кода закупки, утвержденного Приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н, установлено, что структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код, в котором 27 - 29 разряды - порядковый номер закупки, сформированный в пределах номера, указанного в 23 - 26 разрядах идентификационного кода закупки (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера закупки в плане-графике автоматически).
В соответствии с пунктом 10 Порядка формирования идентификационного кода закупки, утвержденного Приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н, идентификационный код закупки, сформированный в соответствии с настоящим Порядком, должен оставаться неизменным до завершения периода хранения информации и документов о такой закупке, установленного законодательством Российской Федерации об архивном деле.
В извещении о проведении электронного аукциона на "Уголь марки Д - длиннопламенный, класс О", объявленной извещением от 05.08.2021 N 0523600004721000003, указан ИКЗ: 213280800209828080100100030030510000.
Вместе с тем, заявитель жалобы указывает, что в проекте контракта и информационной карте аукционной документации указан следующий ИКЗ: 213280800209828080100100030000510000.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, заказчик установил ИКЗ в проекте контракта аукционной документации закупки с нарушением требований части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы ООО "Контракта", заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, которые приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Заявитель полагает, что требуются испытания партии для определения вышеуказанных характеристик на каждую партию в независимости от того, требует ли Заказчик указать конкретные или диапазонные значения, поскольку Заказчик установил данные значения характеристик прямо в задании, а не опосредовано через какой-либо стандарт.
По мнению Заявителя, включение заказчиком в техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним и неправомерным.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 2 технического задания Части III описания объекта закупки аукционной документации установлены характеристики объекта закупи, объемы поставки "Уголь каменный марки Д":
- Низшая теплота сгорания, ккал/кг, не менее 5300;
- Зольность, %, не более 38;
- Массовая доля общей серы, %, не более 3,0;
- Массовая доля хлора, %, не более 0,6;
- Массовая доля мышьяка, %, не более 0,02.
Представитель заказчика на заседании Комиссии Амурского УФАС России пояснил, что в техническом задании установлены минимальные и максимальные диапазоны значений показателей характеристики топлива, которые необходимы для выработки теплового ресурса, необходимого качества.
Согласно ГОСТ 33130-2014 "Межгосударственный стандарт. Угли бурые, каменные и антрацит. Номенклатура показателей качества", установленные заказчиком в техническом задании требования к поставляемому товару, относятся к показателям качества угля.
ГОСТ 32464-2013 "Межгосударственный стандарт. Угли бурые, каменные и антрацит" Общие технические требования", содержит предельные нормы по указанным показателям. Нормы, установленные в документах на конкретную продукцию отдельных предприятий, не должен превышать значений, предусмотренных настоящим стандартом.
В соответствии частью 1 статьи 9 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" в целях обеспечения качества угля (горючих сланцев) и повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, экологической безопасности при использовании угля (горючих сланцев) разрабатываются в установленном порядке национальные стандарты и стандарты организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) на уголь, горючие сланцы и продукты их переработки.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" определено подтверждение соответствия угольной продукции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
На основании "Инструкции по учету добычи угля (сланца) и продуктов обогащения на шахтах (разрезах) и обогатительных фабриках угольной промышленности Минтопэнерго России", утвержденной приказом Минтопэнерго России от 21.01.1993 г. N 26, приемка угля по качеству осуществляется Управлением технического контроля качества угля и стандартов в порядке, предусмотренном соответствующими инструкциями и положениями.
Согласно пункту 2.1.5 Инструкции на основании актов опробования и методики расчета норм показателей качества угля, приказом по разрезу (шахте) не более чем на полугодие устанавливаются предельные нормы зольности, теплота сгорания, содержание мелочи, крупность и другие показатели качества угля.
Аукционная документация на поставку угля, техническое задание не содержит требований о наличии товара и не предъявляет требования к конкретным значениям в момент подачи заявки. П.3.3, договора указывает, что конкретные показатели качественных характеристик угля подтверждаются Поставщиком в ходе исполнения договора при поставке каждой партии, путем предоставления скан копии удостоверения качества товара по утвержденной форме УПД-35.
Ссылка заявителя жалобы на письмо ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 в данном случае несостоятельна, так как заказчиком не установлены требования к подобному описанию в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Кроме того, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Таким образом, в действиях заказчика не содержится признаков нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия Амурского УФАС России отмечает также, что заявителем жалобы запросы на разъяснение документации об аукционе не направлялись, заявка на участие в обжалуемой закупке общество не подавало, что свидетельствует об отсутствии у заявителя жалобы заинтересованности в заключении контракта, являющегося результатом закупки и, соответственно, отсутствии нарушения прав заявителя действиями заказчика при размещении рассматриваемой закупки.
Ввиду изложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что установленные в действиях уполномоченного органа нарушения не могли повлиять на результаты электронного аукциона N 0523600004721000003, в том числе на порядок отбора участников указанного аукциона, и в связи с этим принято решение предписание не выдавать.
Рассмотрев жалобу ООО "Контракт", руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" обоснованной в части.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - Муниципального унитарного предприятия "Горэлектротеплосеть" нарушение части 1 статьи 34, части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3 Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: Е.В. Стрелкова
И.И. Левченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 19 августа 2021 г. N 028/06/105-516/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021