Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: В.Л. Частников,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/54.3-1348/2021 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0158300044821000212 "Определение подрядчика по строительству объекта: Строительство средней школы на 600 мест по адресу: город Батайск, улица Огородная 78" (далее - конкурс) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Зейналова Р.Т. - доверенность от 23.05.2021, Желябиной Л.Е. - доверенность от 11.01.2021), представителя Уполномоченного органа (Щербина Е.А. - доверенность от 20.10.2020), в отсутствие представителей Заявителя и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались действия Заказчика при формировании конкурсной документации.
Заказчик представил письменные пояснения относительно доводов Заявителя, на заседании Комиссии не признал доводы, пояснил, что действия Заказчика по формированию описания объекта закупки соответствовали нормам Закона.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) в ходе рассмотрения данной жалобы установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного конкурса N0158300044821000212:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 380 332 800.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 19.08.2021 года в 08 часов 00 минут.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно в качестве объекта закупки указано строительство средней школы на 600 мест по адресу: город Батайск, улица Огородная 78. Заявитель считает, что фактически в рамках конкурса закупается "завершение строительства уже частично возведенного объекта".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с Разделом 2 конкурсной документации, описание объекта закупки выполнено согласно проектно-сметной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий N 61-1-1-3-0191-17 от 12.12.2017, положительного заключения государственной экспертизы от 26.03.2021 года, которые являются неотъемлемой частью документации, размещены в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru в сведениях о данном конкурсе.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 26.03.2021 года, представленная на экспертизу проектная документация выполнена в отношении следующего объекта капитального строительства:
2.1.1. Сведения о наименовании объекта капитального строительства, его почтовый (строительный) адрес или местоположение: Объект капитального строительства: Строительство средней школы на 600 мест по адресу: город Батайск, улица Огородная 78. Место размещения объекта капитального строительства: Ростовская область г. Батайск, улица Огородная, 78.
2.6. Сведения о задании застройщика (технического заказчика) на разработку проектной документации:
- Задание на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Строительство средней школы на 600 мест по адресу: город Батайск, улица Огородная 78";
- Задание на корректировку сметной документации по объекту: "Строительство средней школы на 600 мест по адресу: город Батайск, улица Огородная 78", подписанное начальником Управления по архитектуре и градостроительству города Батайска - главным архитектором В.Н. Кузьменко от 14.01.2020 г.
3.2.1. Сведения о сметной стоимости cтроительства на дату представления сметной документации для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости и на дату утверждения заключения экспертизы в базисных ценах по состоянию на 01.01.2000 на общую сумму - 70702,61 тыс. руб., в том числе: - СМР - 51742,17 тыс. руб., - оборудование - 17686,96 тыс. руб., - прочие затраты - 1273,48 тыс. руб.; в текущих ценах по состоянию на IV квартал 2020 г. на общую сумму - 632632,16 тыс. руб., (с учетом НДС 20% - 103329,66 тыс. руб.) в том числе: - СМР - 490836,56 тыс. руб., - оборудование - 88717,79 тыс. руб., - прочие затраты - 53077,81 тыс. руб., (в том числе ПИР- 8300,00 тыс. руб.).
4.1.1.Выводы о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией:
Расчеты, содержащиеся в сметной документации по объекту: "Строительство средней школы на 600 мест по адресу: город Батайск, улица Огородная 78", соответствуют сметным нормативам, внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, физическим объемам работ, предусмотренных ведомостями объемов работ.
4.1.3. Выводы о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ, акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, при проведении проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта. Оценка сметных расчетов выполнена на предмет их соответствия физическим объемам работ, предусмотренных ведомостями объемов работ.
4.1.4. Сметная стоимость по объекту: "Строительство средней школы на 600 мест по адресу: город Батайск, улица Огородная 78", определена достоверно.
Согласно пояснениям Заказчика, начальная (максимальная) цена контракта сформирована в сводном сметном расчете, который составлен в уровне цен по состоянию на 01.01.2000 года с пересчетом в текущие цены по состоянию 4-й квартал 2020 года. При формировании объемов работ и их стоимости Заказчик учел ранее выполненные строительные работы по объекту.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Отсюда следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и иных доказательств, подтверждающих наличие в предмете закупки по конкурсу N0158300044821000212 работ по объекту "Строительство средней школы на 600 мест по адресу: город Батайск, улица Огородная 78", выполненных ранее, до объявления настоящего конкурса. Заявителем не доказана необходимость изменения объекта закупки на "завершение строительства уже частично возведенного объекта", не приведены доказательства по ненадлежащему формированию начальной (максимальной) цены конкурса, не доказано нарушение его прав и законных интересов действиями Заказчика по установлению спорных положений документации.
Таким образом, жалобу Заявителя следует признать необоснованной.
В соответствии с ч.2 ст.110.2 Закона Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Однако, в п.41 Информационной карты "Возможные Виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории российской федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту" Заказчик указал:
Возможные Виды работ, предусмотренные проектно-сметной документацией Заказчика из перечня видов работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570, в том числе:
16. Установка подъемно-транспортного оборудования
19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20. Устройство наружных сетей канализации
21. Устройство наружных сетей водоснабжения
22. Устройство наружных сетей теплоснабжения
23. Устройство наружных сетей газоснабжения
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
25. Работы по обустройству автомобильной дороги
26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути
28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
29. Устройство туннелей
30. Устройство штолен
31. Устройство искусственных сооружений
32. Дноуглубительные и водолазные работы
33. Гидротехнические работы
Однако, данные виды работ, указанные Заказчиком, отсутствуют в проектно-сметной документации по объекту закупки, следовательно, не могут быть выполнены подрядчиком в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.2 ст.110.2 Закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Закона, означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации Заказчик установил, в том числе, следующие требования к подрядчику при проведении работ:
подрядчик гарантирует соответствие видов работ, строительных материалов, оборудования и комплектующих изделий, конструкций и систем, применяемых им при выполнении работ, государственным стандартам, СНиП, в том числе:
СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов" и другой действующей нормативно-технической документацией;
ГОСТ 21.604-82 "Водоснабжение и канализация. Наружные сети";
СНиП 3.05.04-85 "Наружные сети и сооружения водопровода и канализации".
Однако, СНиП 3.01.04-87 утратил силу с 28.01.2018 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 27.07.2017 N 1033/пр, утвердившего новый Свод правил СП 68.13330.2017; ГОСТ 21.604-82 утратил силу с 1 мая 2013 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 11.10.2012 N 484-ст (взамен введен в действие ГОСТ 21.704-2011); СНиП 3.05.04-85 утратил силу с 01.07.2020 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 31.12.2019 N 925/пр, утвердившего новый Свод правил СП 129.13330.2019.
Следовательно, Заказчик, указывая в конкурсной документации описанные выше требования к закупаемым работам, фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.54.3 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.54.3, ч.2 ст.110.2 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в конкурсную документацию.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии В.Л. Частников
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 августа 2021 г. N 20588/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2021