Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: В.В. Моргунов,
А.А. Михарская,
рассмотрев дело N 061/06/64-1397/2021 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0814100000421000015 "Корм для собак" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) без участия представителей Заказчика, Заявителя (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало), с участием слушателя - Черненко О.А.,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России 16.08.2021 г. в 19:14 (МСК) поступила жалоба Заявителя (вх. N 15008 от 17.08.2021 г.) на действия Заказчика при утверждении Документации об аукционе.
Заказчик не предоставил письменные возражения на жалобу.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
10.08.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчик разместил Извещение о проведении электронного аукциона и Документацию. 16.07.2021 г. в 17:34 (МСК) в указанные документы Заказчиком внесены изменения, согласно которым: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 812 500.00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок - 24.08.2021 09:00.
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
1. Согласно довода жалобы Заказчиком не предоставлены разъяснения Документации о закупке по запросам Заявителя от 13.08.2021 г. и 14.08.2021 г.
В силу ч. 3 ст. 65 Закона любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Заявитель направил запросы о разъяснении положений Документации о закупке 13.08.2021 г. и 14.08.2021 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Последний день срока предоставления разъяснений по запросу от 13.08.2021 г. приходится на нерабочий день - 15.08.2021 г., таким образом, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день - 16.08.2021 г.
Согласно информации ЕИС и Оператора электронной площадки, Заказчиком 16.08.2021 г. даны разъяснения положений Документации о закупке по запросам Заявителя от 13.08.2021 г. и 14.08.2021 г.
Довод жалобы - необоснованный.
2. Согласно довода жалобы в Документации об аукционе противоречиво указано место поставки товара.
В силу п. 2 ст. 42 Закона Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона в извещение о проведении электронного аукциона содержит информацию, указанную в статье 42 Закона.
В силу ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно п. 14 Информационной карты Документации об аукционе "Место и сроки поставки товара: Республика Ингушетия, г. Магас, ул. 65 Лет Победы, д.15".
В п. 5. "Место поставки товара" Технического задания ЧАСТИ III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И СПЕЦИФИКАЦИЯ" Документации об аукционе Заказчик указал: "Республика Ингушетия, г. Магас, ул. 65 Лет Победы, д. 15".
Таким образом, Заказчиком, определено место поставки товара.
Довод жалобы - необоснованный.
3. Согласно довода жалобы, срок обмена товара противоречит Закону РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Следовательно, указанной нормой определены максимальные сроки исполнения продавцом обязанности по замене товара.
В п. 37 Информационной карты Документации об аукционе "Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара. Гарантийные обязательства: Гарантия качества предоставляется на весь объем товара и включает в себя замену некачественного товара в течение 03 (трех) дней со дня получения претензии Государственного заказчика".
В Законе отсутствуют требования к минимальному и /или максимальному сроку себя замену некачественного товара. Таким образом, Заказчику предоставлено право самостоятельно определять такой срок.
Требование Заказчика к сроку замены некачественного товара не противоречит положениям Закона о защите прав потребителей.
Довод жалобы - необоснованный.
4. Согласно довода жалобы в Документации об аукционе противоречиво указан срок поставки товара.
Согласно п. 14 Информационной карты Документации об аукционе "Место и сроки поставки товара: в течение 3 (трех) рабочих дней с момента подачи заявки Государственным заказчиком на поставку товара, но не позднее 21.12.2022 г.".
В п. 4. "Сроки и условия поставки товара" Технического задания ЧАСТИ III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И СПЕЦИФИКАЦИЯ" Документации об аукционе Заказчик указал: "Поставка товара осуществляется партиями в течение 3 (трех) рабочих дней с момента подачи заявки Государственным заказчиком на поставку товара, но не позднее 21.12.2023 г.".
В п./п. 4.2. п. 4. "Порядок поставки и приемки Товара" Проекта контракта Заказчик указал: "Товар поставляется в соответствии с Приложением N1 к настоящему Контракту непосредственно на склад Государственного заказчика, расположенного по адресу: РИ, г. Магас, ул. 65 Лет Победы, д. 15, осуществляется партиями в течение 3 (трех) рабочих дней с момента подачи заявки Государственным заказчиком на поставку товара, но не позднее 21.12.2023 г.".
Таким образом, Заказчиком, определен срок поставки товара.
Довод жалобы - необоснованный.
5. Согласно довода жалобы в Документации об аукционе противоречиво указан срок ответа на претензию Заказчика.
Согласно п. 37 Информационной карты Документации об аукционе "Гарантия качества предоставляется на весь объем товара и включает в себя замену некачественного товара в течение 03 (трех) дней со дня получения претензии Государственного заказчика.
Претензия будет направляться Головному исполнителю виде письма, электронного сообщения с последующим предоставлением оригинала документа на его электронный адрес или нарочно, по реквизитам, указанным в государственном контракте".
В п./п. 11.3. п. 11. "Порядок разрешения споров" Проекта контракта Заказчик указал: "Срок рассмотрения писем, уведомлений или претензий не может превышать 5 (пять) дней со дня их получения. Переписка Сторон может осуществляться в виде письма, электронного сообщения с последующим предоставлением оригинала документа".
Таким образом, Заказчиком, фактически, не определен срок рассмотрения претензии, в нарушение ч. 1 ст. 64 Закона.
Довод жалобы - обоснованный.
6. Согласно довода жалобы, Заказчик установил требование, присущее только одному виду упаковки. Так, по мнению Заявителя, пластиковым замком-застежкой оборудованы только полимерные мешки.
В п. 2. "Требования к упаковке товара" Технического задания ЧАСТИ III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И СПЕЦИФИКАЦИЯ" Документации об аукционе Заказчик указал: "Сухой корм должен быть упакован и запечатан промышленным способом во влагонепроницаемые, светонепроницаемые многослойные мешки из комбинированных материалов (невозможность проникновения кислорода воздуха и предотвращение окисления продукта в процессе хранения) или полимерные мешки с нанесенной типографским способом информацией согласно требованиям ГОСТ Р 55984-2014 или ГОСТ Р 51849-2001. Любые другие отметки, сделанные на упаковке, признаются загрязнением т.к. они могут ввести в заблуждение, быть изменены, что помешает идентификации продукта.
Требование заказчика по обязательному оборудованию пластиковым замком-застежкой упаковки кормов, описанных в п.9.2 и п. 9.3, в связи с нерегулярным их использованием в соответствии с п. 5.2.10 ГОСТ 12302 - 2013, который позволяет обеспечивать многократное открывание и плотное закрывание упаковки в течение длительного времени, и способен обеспечить качественные условия хранения корма и защиту от повышенной влажности".
Согласно ч. 1 ГОСТ 12302-2013. "Межгосударственный стандарт. Пакеты из полимерных пленок и комбинированных материалов. Общие технические условия" настоящий стандарт распространяется на пакеты из полимерных пленок и комбинированных материалов (далее - пакеты), предназначенные для упаковывания пищевой и промышленной продукции.
В силу п. 5.2.10. ГОСТ 12302-2013 пакеты могут изготовляться с ручками (вырубными, петлевыми), замком (застежкой), с дозатором, с перфорацией для удаления воздуха, требования к которым устанавливают в технической документации на пакеты для конкретных видов продукции в зависимости от назначения, размеров и массы упаковываемой продукции.
Таким образом, учитывая область распространения ГОСТ 12302-2013, мешки из комбинированных материалов, как и полимерные мешки, могут изготовляться с замком (застежкой).
Довод жалобы - необоснованный.
7. Согласно довода жалобы в Документации о закупке установлены требования, ограничивающие возможность участия в аукционе лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
Согласно п. 15 Информационной карты Документации об аукционе "Форма, сроки и порядок оплаты: Оплата будет производиться Государственным заказчиком, в 2023 г. в течение 10-ти (десяти) рабочих дней со дня приемки товара на склад Государственного заказчика, на основании надлежаще оформленных документов (счет, счет-фактура, товарная накладная, акт приемки товара)".
В п. 4. "Сроки и условия поставки товара" Технического задания ЧАСТИ III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И СПЕЦИФИКАЦИЯ" Документации об аукционе Заказчик указал: "В цену Государственного контракта должны входить все затраты Поставщика, связанные с поставкой товара, в том числе погрузочно-разгрузочные работы с учетом НДС, стоимость тары и упаковки, а также расходы по уплате налогов сборов и других обязательных платежей, необходимых для выполнения условий контракта".
В п. 8. "Сопроводительные документы к поставке товара" Технического задания ЧАСТИ III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И СПЕЦИФИКАЦИЯ" Документации об аукционе Заказчик указал: "На поставляемый товар Поставщик при передаче товара обязан представить Заказчику следующие сопроводительные документы: товарную накладную, оформленную в двух экземплярах, счет-фактуру, счет".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.
Как следует из письма Федеральной налоговой службы от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, п. 3 ст. 169 НК РФ установлено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения указанным налогом в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ).
В связи с этим, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.
Вместе с тем, в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 18.06.2019 г. N ИА/50880/19 требования заказчиков по выставлению счетов-фактур, приводят к двойному налогообложению и ущемлению прав лиц, применяющих УСН, так как, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставлять счет-фактуру и уплачивать НДС.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, установление Заказчиком в Документации о закупке требования об однозначном предоставлении счет-фактуры является нарушением ч. 2 ст. 8 Закона.
Довод жалобы - обоснованный.
8. Согласно довода жалобы, Заказчик вводит в заблуждение участника закупки путем указания недостоверной информации при описании объекта закупки, так по мнению заявителя описанный корм не является диетическим и не используется для тренировочного и дрессировочного процесса.
По поз. 9.2 Технического задания Документации об аукционе Заказчик указал: "Корм для собак сухой. Код позиции по КТРУ N 10.92.10.111-00000004. Порода собак: все породы. Требования к товару: полнорационный, диетический. Сухой полнорационный корм для взрослых собак с возможностью использования в период дрессировочного и тренировочного процесса".
Из буквального толкования ч. 2 ст. 8, ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона, что при формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, обязанность доказывания доводов жалобы возлагается на Заявителя.
В рамках рассмотрения жалобы Заявителя, правовое значение имеет последовательное полное и объективное установление правоприменителем во взаимодействии с лицами, в отношении которых организован и проводится административный контроль, всех фактов, которые имеют правовое значение. В свою очередь проверяемые (контролируемые) лица могут и должны на этапе административного (досудебного) контроля привести исчерпывающие объяснения, сведения в обоснование своим доводам. При этом предмет доказывания формируется именно во взаимодействии антимонопольного органа и иных участников процедуры; все значимые факты выясняются по мере необходимости в связи с их признанием или отрицанием.
Административный процесс не обязывает антимонопольный орган устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса; притом, что все участники процесса располагают соответствующими процедурными возможностями.
Решение антимонопольного органа принимается в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты участниками процесса на данной стадии.
Между тем, Заявитель не представил в материалы дела доказательств относительно документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности и достоверности, которые бы позволяли сделать вывод о нарушении Заказчиком норм Закона при описании объекта закупки в данной части, а также об отсутствии возможности принять участие в данном аукционе. В том числе, Заявителем не указаны ссылки на нормативные документы, в том числе ГОСТы, согласно которым описанный Заказчиком корм не относится к диетическим и не используется для тренировочного и дрессировочного процесса.
Документов, обосновывающих довод жалобы, Заявитель не представил.
Довод жалобы - необоснованный.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728, в соответствии со ст.ст. 99, 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полигон" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене сформированных протоколов; внесении изменений в Документацию о закупке и продлении срока подачи заявок.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии В.В. Моргунов
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 августа 2021 г. N 061/06/64-1397/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021