Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция по закупкам Комитета по здравоохранению" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
Санкт-Петербургское общественное правозащитное движение "Народный контроль" (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 24795-ЭП/21 от 30.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест медицинских работников в рамках реализации регионального проекта Санкт-Петербурга "Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" для нужд государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга (извещения N 0372200219621000098) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 07.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200219621000098. Начальная (максимальная) цена контракта - 34 631 686,44 рублей.
В жалобе ИП Масленникова С.Е. указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Заказчиком в п.4.3.13 Раздела 4.3. Аукционной документации установлены требования к способу изготовления (выполнения) технической документации, а именно Товар должен поставляться с техническими паспортами, инструкциями по эксплуатации, гарантийными талонами. Техническая документация должна быть выполнена на русском языке типографским способом, ксерокопии документов не допускаются.
При этом, п. 4.3.10 настоящего раздела заказчиком указано, Упаковка и маркировка Товара должны соответствовать требованиям нормативных правовых и нормативно технических актов, предъявляемых к упаковке маркировке данной продукции.
Между тем, ни один из существующих ГОСТов, указанных в аукционной документации ГОСТа 21552-84, и не указанных, таких как, национальный стандарт РФ ГОСТ Р 2.601-2019 "Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 апреля 2019 г. N 177-ст) не требует изготавливать бумажные эксплуатационные документы исключительно типографским способом, а также не содержит запрета на применение иных способов печати ЭД и/или КД при их подготовке в бумажной форме.
С учетом изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно п. 4.4.1. Раздела 4.4. Требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Гарантия Поставщика на поставленное Оборудование составляет не менее 36 месяцев.
Гарантия производителя на Оборудование составляет не менее 36 месяцев. В случае замены или исправления дефектного Оборудования гарантийный срок на данное Оборудование продлевается. При этом срок действия гарантии Поставщика должен быть не менее, чем срок действия гарантии Производителя данного товара. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с оборудованием, являющимся предметом настоящей закупки. Гарантийный срок начинает исчисляться с момента подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара.
Согласно, п. 5.4. проекта Государственного контракта, Требования к предоставлению гарантии производителя и (или) Поставщика Товара и к сроку действия такой гарантии указаны в спецификации.
При подробном изучении, Спецификации Приложение N 1 к Контракту
N п/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), характеристики поставляемого товара, наименование страны происхождения Товара |
Информация о реестровой записи о промышленном товаре (при наличии) |
д. изм. |
Количество |
Цена за ед. товара (руб.) |
Сумма (руб.) |
1 |
|
|
|
|
|
|
2_ |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
В спецификации отсутствуют какие-либо указания на требования к предоставлению гарантии производителя и (или) Поставщика Товара и к сроку действия такой гарантии указаны в спецификации.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что вышеуказанные условия проекта контракта не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной систем.
3. Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о количестве товара, являющегося предметом контракта.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном должна соответствовать информации, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Анализ документации об аукционе показал, что Заказчиком на основании предписания контрольного органа, были внесены, в том числе, следующие изменения:
"* в соответствии с п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 ввиду отсутствия в каталоге позиции как единицы товара "Автоматизированное рабочее место", заказчиком составлено описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы российской федерации "Развитие здравоохранения" и применением характеристик товара, установленных в позициях КТРУ:
1) Монитор, подключаемый к компьютеру - 26.20.17.110-00000032;
2) Системный блок - 26.20.15.000-00000026;
3) Клавиатура - 26.20.16.110-00000002;
4) Мышь компьютерная - 26.20.16.170-00000002;
5) Источник бесперебойного питания - 26.20.40.110-00000001.
Характеристики товара, не предусмотренные вышеуказанными позициями в описании объекта закупки отсутствуют."
При этом, анализ извещения показал, что Заказчиком не были внесены корректировки в указанной части.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное противоречие в извещениях и документации об Аукционе допущено вследствие отсутствия у Заказчика технической возможности в заполнении извещения в ЕИС соответствии с вышеуказанными требованиями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в извещениях и документации о проведении Аукциона противоречивые сведения в части поставляемого товара, нарушают п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы является обоснованными.
4. В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Заявитель явку представителей не обеспечил, доказательств обратного не представил.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Санкт-Петербургское общественное правозащитное движение "Народный контроль" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 августа 2021 г. N 44-3823/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2021